Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа
В данной курсовой работе я рассматриваю правовые и конституционные основы местного самоуправления.
Задачей является определение понятия местного самоуправления, анализ правовых основ местного самоуправления, в частности:
определить понятие, функции и принципы местного самоуправления;
раскрыть систему и полномочия органов местного самоуправления;
описать конституционные основы местного самоуправления.
Введение ________________________________________________ стр.3
Глава 1. Понятие, функции и принципы местного самоуправления стр.6
1.1 Понятие местного самоуправления _______________________ стр.6
1.2 Функции местного самоуправления_______________________ стр. 8
1.3 Принципы местного самоуправления______________________ стр.9
Глава 2. Конституционные основы организации местного самоуправления стр. 12
2.1 Правовая основа местного самоуправления ________________ стр.13
2.2 Территориальная и организационная основа местного самоуправления___________________________________________
стр.17
2.3 Экономическая основа местного самоуправления___________ стр.20
Глава 3. Гарантии местного самоуправления__________________ стр.23
Заключение______________________________________________ стр.26
Список литературы_________
Конституционные гарантии — ядро правовых гарантий местного самоуправления, установленных как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
К числу других правовых гарантий местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 44), а также рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 45).
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.
Обращения органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, которым эти обращения направлены.
Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
Заключение
Большинство исследователей сходятся во мнении, что положения Европейской хартии и Конституции РФ о местном самоуправлении имеют сходное и весьма близкое нормативное содержание. Также распространено мнение об изначальной ошибочности модели местного самоуправления, закрепленной в некоторых положениях Конституции РФ 1993г. Основная проблема заключается в том, что в Конституции РФ отражены принципы общественной теории местного самоуправления. Для континентальной системы права, к которой относится правовая система нашей страны, характерна организация местной власти на основе государственной теории местного самоуправления. В качестве положений, отражающих общественную теорию местного самоуправления, обычно указываются положения ст.12 Конституции РФ об организационной обособленности органов местного самоуправления относительно системы органов государственной власти. Отмечается также невозможность на практике выделения вопросов местного значения, поскольку все вопросы, решаемые властью, имеют государственное значение.
Федеральный закон о реформе местного самоуправления и Федеральный закон о реформе федеративных отношений, принятые в 2003 г., заложили основу для разграничения прав, обязанностей и ответственности между уровнями публичной власти. Однако с принятием многих отраслевых федеральных законов происходит вторжение в компетенцию местного самоуправления либо наделение органов местной власти государственными полномочиями без передачи необходимых для их осуществления финансовых ресурсов. Введение формального запрета в базовый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на возможность дополнения или изменения перечня и содержания вопросов местного значения другими федеральными законами в силу особенностей конституционной законодательной процедуры в РФ не имеет механизма реализации. Поэтому на практике реальное действие запрета сведено к нулю, поскольку не обеспечено особой процедурой принятия таких базовых федеральных законов. Да и вряд ли на практике можно установить исчерпывающий перечень вопросов местного значения в одном законе. Даже если это удастся сделать в виде обобщающей формулировки, то неизбежно возникает необходимость ее детализации в отраслевом федеральном законе.
Существуют вопросы, решение которых требует участия и региональных, и муниципальных властей. Поэтому в течение нескольких лет после принятия Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ в перечень вопросов местного значения вносились многократные изменения и дополнения. Более того, в федеральные законы были внесены изменения и дополнения, согласно которым теперь и органы местного самоуправления любого из типов муниципальных образований, и органы государственной власти субъектов РФ могут принимать к своему рассмотрению и решению вопросы, отнесенные к государственным полномочиям в социальной сфере, которая изначально рассматривалась федеральным законодателем как сфера исключительных государственных обязательств.
Осуществление
публичной власти органами местного
самоуправления связано с таким
принципом правового
Список
источников
Нормативные правовые акты
Специальная и научная литература
Приложение
1
Состав правовой базы местного самоуправления РФ
Приложение
2
Конституционные основы местного самоуправления в РФ
Предмет регулирования | Статьи | Содержание конституционных норм | |
1 | 2 | 3 | |
Глава 1. Основы конституционного строя | |||
Статус местного самоуправления | 3 п. 2 | Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления | |
12 | В РФ признается
и гарантируется местное | ||
Муниципальная собственность | 8 п. 2 | В РФ признается и защищается муниципальная собственность | |
9 п.2 | В муниципальной собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы | ||
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина | |||
Основные права и свободы | 18 | Определяют деятельность органов местного самоуправления | |
24 п. 2 | Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом | ||
32 п. 2 | Право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления | ||
33 | Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления | ||
Право на жилище | 40 п. 2 | Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище | |
40 п. 3 | Обязанность предоставления жилья малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату из муниципальных жилищных фондов | ||
Право на медицинскую помощь | 41 п. 1 | Бесплатная медицинская помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетов, страховых взносов, других поступлений | |
Право на образование | 43 п. 1 | Общедоступное
и бесплатное дошкольное, основное
общее и среднее | |
43 п. 2 | Бесплатное высшее образование в муниципальном образовательном учреждении на конкурсной основе | ||
Глава 3. Федеральное устройство | |||
Установление принципов организации местного самоуправления | 72 п. 1 пп. «н» | Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению РФ и субъектов Федерации | |
Глава 8. Местное самоуправление | |||
Сфера деятельности | 130 п. 1 | Обеспечивает
самостоятельное решение | |
Форма осуществления | 130 п. 2 | Осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления | |
Территории | 131 п. 1, п. 2 | Осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с мнения населения | |
Структура органов | 131 п. 1 | Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно | |
Задачи и функции | 132 п. 1 | Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения | |
Выполнение государственных полномочий | 132 п. 2 | Органы местного самоуправления могут в законодательном порядке наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству | |
Гарантии прав | 133 | Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами |