Гарантии местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе я рассматриваю правовые и конституционные основы местного самоуправления.
Задачей является определение понятия местного самоуправления, анализ правовых основ местного самоуправления, в частности:
определить понятие, функции и принципы местного самоуправления;
раскрыть систему и полномочия органов местного самоуправления;
описать конституционные основы местного самоуправления.

Содержание

Введение ________________________________________________ стр.3
Глава 1. Понятие, функции и принципы местного самоуправления стр.6
1.1 Понятие местного самоуправления _______________________ стр.6
1.2 Функции местного самоуправления_______________________ стр. 8
1.3 Принципы местного самоуправления______________________ стр.9
Глава 2. Конституционные основы организации местного самоуправления стр. 12
2.1 Правовая основа местного самоуправления ________________ стр.13
2.2 Территориальная и организационная основа местного самоуправления___________________________________________
стр.17
2.3 Экономическая основа местного самоуправления___________ стр.20
Глава 3. Гарантии местного самоуправления__________________ стр.23
Заключение______________________________________________ стр.26
Список литературы_________

Работа состоит из  1 файл

Курсовая2.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

    В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных  закономерностей и тенденций  развития местной власти. Для них  характерно следующее:

    1. Принципы предопределяют построение  и функционирование муниципальной  власти.

    2. Выступая теоретической основой муниципального строительства, принципы помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки.

    3. Принципы выступают в качестве  критерия оценки действующей  системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления.

    4. Принципы местного самоуправления, отражая сущностные признаки  и черты местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности  в развитии институтов местного  самоуправления.

    Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран-членов Совета Европы.

    Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно - территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

    Реализация  принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах  муниципальных образований, но и  системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

    К общим принципам местного самоуправления относятся:

    а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

    б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

    в) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его  полномочиям;

    г) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

    д) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

    е) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

    ж) законность в организации и деятельности местного самоуправления;

    з) гласность деятельности местного самоуправления;

    и) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

    к) государственная гарантия местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Конституционные основы организации местного самоуправления 

    Осуществление местного самоуправления в РФ обеспечивается рядом конституционных гарантий, представляющих собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления. Они являются важнейшим  условием полного и эффективного осуществления местным самоуправлением своих задач и функций.

    Конституционные нормы обладают высшей юридической  силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня. Местное самоуправление в Российской Федерации, исходя из его значимости для оперативного решения всех вопросов местного значения, подлежит особой правовой охране со стороны государства. В соответствии со ст. 133 Конституции РФ запрещается ограничение, кем бы то ни было прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дополняет указанный перечень обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц на территории соответствующего муниципального образования, а также обязательностью рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления государственными органами и их должностными лицами.

    Конституция России устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно осуществлять управление местными делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130). Эта норма, по существу, развивает положение о местном самоуправлении как одной из форм народовластия и основ конституционного строя.

    Гражданам РФ предоставляется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и участвовать в местном референдуме.

    В Конституции РФ сформулировано поле деятельности местного самоуправления – «вопросы местного значения6». В их перечень Конституция РФ включила строительство и распределение жилья, в сфере муниципального здравоохранения к вопросам местного значения отнесено оказание бесплатной медицинской помощи за счет средств местного бюджета, страховых взносов и иных поступлений. Конституцией также гарантируется общедоступное, основное общее и среднее профессиональное образование в муниципальных образовательных учреждениях.

    Правовое  регулирование сферы местного самоуправления отнесено к совместному ведению  РФ и ее субъектов, поэтому перечень вопросов, отнесенных к ее полномочиям  местного самоуправления, может осуществляться законодательством субъектов РФ и конкретизироваться в нормативных правовых актов местного самоуправления7.

    Функционирование  местного самоуправления в Российской Федерации осуществляется на правовой, территориальной, экономической основах (иногда выделяют и иные основы: демографическую, организационную, финансовую и др.).

    2.1 Правовая основа местного самоуправления

    Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.

    Правовая  база местного самоуправления – это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.

    Правовому регулированию местного самоуправления в Конституции Российской Федерации  посвящена гл. 8 «Местное самоуправление» (ст. 130-133). На основе конституционных норм можно определить следующие параметры правового пространства местного самоуправления:

    – население муниципального образования  самостоятельно решает вопросы местного значения;

    – экономической основой местного самоуправления является муниципальная  собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежит населению муниципального образования;

    – система местного самоуправления включает институты непосредственной и представительной демократии, при этом система осуществления  местного самоуправления через представителей не исчерпывается выборными органами, а включает в себя и иные органы (исполнительно-распорядительные, контрольные и т.д.);

    – местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и  на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций;

    – изменение границ таких территорий допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий;

    – органы местного самоуправления имеют  самостоятельные полномочия по решению  вопросов местного значения (управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и др.), а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;

    – местному самоуправлению гарантируется  право на судебную защиту;

    –местному самоуправлению гарантируется компенсация  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых органами государственной власти;

    – устанавливается запрет на ограничение  прав местного самоуправления, установленных  Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами.

    Правовую  основу местного самоуправления в России составляют8:

    – общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры РФ, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы. Весьма важное значение в регулировании  местного самоуправления в Российской Федерации имеет Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года. Россия, подписав вышеуказанную хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления:

    • обеспечение права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения;
    • основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом;
    • органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив;
    • осуществление государственных полномочий должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам;
    • предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены иным центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом и т.д.9

    – федеральные Конституционные законы и федеральные законы (Федеральный  закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 8 декабря 2003 г.);

    –  Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.);

    –  Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) ;

    – федеральные нормативные правовые акты подзаконного характера: Указы  и Распоряжения Президента РФ; Постановления и Распоряжения Правительства РФ, ведомственные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

    – Конституции (Уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов  РФ (в настоящее время специальные  законы приняты во всех российских регионах, поскольку в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ «установление общих принципов  организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации»);

    – муниципальные правовые акты: уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан и др. Муниципальные правовые акты могут приниматься населением муниципального образования непосредственно органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления на основании и во исполнение положений, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Такие акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования; уставы муниципальных образований подлежат обязательной государственной регистрации в органах юстиции.

    Особые  права законодательство закрепило за сходами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах и поселках. Если прежде сходы граждан действовали наряду с местными органами власти, то сегодня в небольших городских и сельских поселениях собрания, сходы граждан все чаще выступают в качестве органов населения и вместе с выборным главой местного самоуправления осуществляют все функции местного самоуправления, в рамках которого представительные органы не образуются. 

    2.2 Территориальная и организационная основа местного самоуправления

Информация о работе Гарантии местного самоуправления