Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа
В данной курсовой работе я рассматриваю правовые и конституционные основы местного самоуправления.
Задачей является определение понятия местного самоуправления, анализ правовых основ местного самоуправления, в частности:
определить понятие, функции и принципы местного самоуправления;
раскрыть систему и полномочия органов местного самоуправления;
описать конституционные основы местного самоуправления.
Введение ________________________________________________ стр.3
Глава 1. Понятие, функции и принципы местного самоуправления стр.6
1.1 Понятие местного самоуправления _______________________ стр.6
1.2 Функции местного самоуправления_______________________ стр. 8
1.3 Принципы местного самоуправления______________________ стр.9
Глава 2. Конституционные основы организации местного самоуправления стр. 12
2.1 Правовая основа местного самоуправления ________________ стр.13
2.2 Территориальная и организационная основа местного самоуправления___________________________________________
стр.17
2.3 Экономическая основа местного самоуправления___________ стр.20
Глава 3. Гарантии местного самоуправления__________________ стр.23
Заключение______________________________________________ стр.26
Список литературы_________
В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее:
1.
Принципы предопределяют
2. Выступая теоретической основой муниципального строительства, принципы помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки.
3.
Принципы выступают в качестве
критерия оценки действующей
системы местного
4.
Принципы местного
Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран-членов Совета Европы.
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно - территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.
К общим принципам местного самоуправления относятся:
а)
самостоятельность решения
б)
организационное обособление
в) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
г) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
д) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
е) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
ж) законность в организации и деятельности местного самоуправления;
з) гласность деятельности местного самоуправления;
и) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
к)
государственная гарантия местного
самоуправления.
Глава
2. Конституционные основы
организации местного
самоуправления
Осуществление
местного самоуправления в РФ обеспечивается
рядом конституционных
Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня. Местное самоуправление в Российской Федерации, исходя из его значимости для оперативного решения всех вопросов местного значения, подлежит особой правовой охране со стороны государства. В соответствии со ст. 133 Конституции РФ запрещается ограничение, кем бы то ни было прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дополняет указанный перечень обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц на территории соответствующего муниципального образования, а также обязательностью рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления государственными органами и их должностными лицами.
Конституция России устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно осуществлять управление местными делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130). Эта норма, по существу, развивает положение о местном самоуправлении как одной из форм народовластия и основ конституционного строя.
Гражданам РФ предоставляется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и участвовать в местном референдуме.
В Конституции РФ сформулировано поле деятельности местного самоуправления – «вопросы местного значения6». В их перечень Конституция РФ включила строительство и распределение жилья, в сфере муниципального здравоохранения к вопросам местного значения отнесено оказание бесплатной медицинской помощи за счет средств местного бюджета, страховых взносов и иных поступлений. Конституцией также гарантируется общедоступное, основное общее и среднее профессиональное образование в муниципальных образовательных учреждениях.
Правовое регулирование сферы местного самоуправления отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, поэтому перечень вопросов, отнесенных к ее полномочиям местного самоуправления, может осуществляться законодательством субъектов РФ и конкретизироваться в нормативных правовых актов местного самоуправления7.
Функционирование местного самоуправления в Российской Федерации осуществляется на правовой, территориальной, экономической основах (иногда выделяют и иные основы: демографическую, организационную, финансовую и др.).
2.1 Правовая основа местного самоуправления
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.
Правовая база местного самоуправления – это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.
Правовому регулированию местного самоуправления в Конституции Российской Федерации посвящена гл. 8 «Местное самоуправление» (ст. 130-133). На основе конституционных норм можно определить следующие параметры правового пространства местного самоуправления:
– население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения;
– экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежит населению муниципального образования;
–
система местного самоуправления включает
институты непосредственной и представительной
демократии, при этом система осуществления
местного самоуправления через представителей
не исчерпывается выборными органами,
а включает в себя и иные органы (исполнительно-
– местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций;
– изменение границ таких территорий допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий;
– органы местного самоуправления имеют самостоятельные полномочия по решению вопросов местного значения (управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и др.), а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;
– местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту;
–местному самоуправлению гарантируется компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
– устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Правовую основу местного самоуправления в России составляют8:
– общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы. Весьма важное значение в регулировании местного самоуправления в Российской Федерации имеет Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года. Россия, подписав вышеуказанную хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления:
–
федеральные Конституционные
– Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.);
– Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) ;
–
федеральные нормативные
–
Конституции (Уставы), законы и иные
нормативные правовые акты субъектов
РФ (в настоящее время
– муниципальные правовые акты: уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан и др. Муниципальные правовые акты могут приниматься населением муниципального образования непосредственно органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления на основании и во исполнение положений, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Такие акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования; уставы муниципальных образований подлежат обязательной государственной регистрации в органах юстиции.
Особые
права законодательство закрепило
за сходами граждан, проживающих в сельских
населенных пунктах и поселках. Если прежде
сходы граждан действовали наряду с местными
органами власти, то сегодня в небольших
городских и сельских поселениях собрания,
сходы граждан все чаще выступают в качестве
органов населения и вместе с выборным
главой местного самоуправления осуществляют
все функции местного самоуправления,
в рамках которого представительные органы
не образуются.
2.2 Территориальная и организационная основа местного самоуправления