Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа
В данной курсовой работе я рассматриваю правовые и конституционные основы местного самоуправления.
Задачей является определение понятия местного самоуправления, анализ правовых основ местного самоуправления, в частности:
определить понятие, функции и принципы местного самоуправления;
раскрыть систему и полномочия органов местного самоуправления;
описать конституционные основы местного самоуправления.
Введение ________________________________________________ стр.3
Глава 1. Понятие, функции и принципы местного самоуправления стр.6
1.1 Понятие местного самоуправления _______________________ стр.6
1.2 Функции местного самоуправления_______________________ стр. 8
1.3 Принципы местного самоуправления______________________ стр.9
Глава 2. Конституционные основы организации местного самоуправления стр. 12
2.1 Правовая основа местного самоуправления ________________ стр.13
2.2 Территориальная и организационная основа местного самоуправления___________________________________________
стр.17
2.3 Экономическая основа местного самоуправления___________ стр.20
Глава 3. Гарантии местного самоуправления__________________ стр.23
Заключение______________________________________________ стр.26
Список литературы_________
Федеральный
закон 2003 года №131-ФЗ предусматривает
кардинальное изменение принципов
территориальной организации
Территориальную основу местного самоуправления составляют территории муниципальных образований. В России насчитывается более 150 тыс. населенных пунктов. Не все они являются муниципальными образованиями, однако в результате реформы местного самоуправления органы местного самоуправления максимально приближены к населению в целях качественного и своевременного оказания всем гражданам социальных и бытовых услуг. Вместо 12 тыс. муниципальных образований, существовавших в 2003 г., в 2006 г. уже было более 24 тыс. муниципальных образований, в том числе более 19 тыс. сельских поселений10, в начале 2011 году муниципальных образований в субъектах Российской Федерации насчитывается уже более 26 тысяч11. Именно территория муниципального образования определяет пространственный предел осуществления местного самоуправления, действия муниципальных правовых актов.
Закон предусматривает следующие виды муниципальных образований: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения.
Границы
территорий муниципальных образований,
а также основания для их объединения,
разделения, изменения статуса
1)
территория субъекта РФ
2)
территории всех поселений, за
исключением территорий
3)
территорию поселения
4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
5)
в состав территории
6) в состав территории сельского поселения могут входить один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый;
7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;
8)
статусом сельского поселения
может наделяться сельский
9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения, и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;
10)
административным центром
11) границы сельского поселения устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района – с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав;
12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;
13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
15)
границы муниципального района
устанавливаются с учетом
16)
территория поселения должна
полностью входить в состав
территории муниципального
2.3 Экономическая основа местного самоуправления
По - настоящему эффективное местное самоуправление должно обладать соответствующей экономической основой. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности (частной и государственной). Имущество, которое может находиться в собственности отдельных видов муниципальных образований – поселений, муниципальных районов и округов – несколько различается, что обусловлено предметами ведения соответствующих муниципальных образований. В части 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Органы местного
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Каждое
муниципальное образование
Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части
бюджетов поселений могут быть
предусмотрены сметы доходов
и расходов отдельных
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Состав муниципального имущества определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно Федеральному закону 2003 года №131-ФЗ, в состав муниципального имущества входит12:
– имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;
– имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
–
имущество, предназначенное для
обеспечения деятельности органов
и должностных лиц местного самоуправления,
муниципальных служащих, работников
муниципальных предприятий и учреждений.
Глава
3. Гарантии местного
самоуправления
Конституция РФ содержит гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации. Они представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления и являются важнейшим условием полного и эффективного выполнения им своих задач и функций.
Согласно Конституции РФ (ст. 133), местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту.
Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления вправе обращаться в суд или арбитражный суд с требованиями о признании недействительными актов государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории, подведомственной этим органам местного самоуправления, или права самих органов местного самоуправления. До принятия судебными органами решения исполнение опротестованных актов может быть приостановлено органами местного самоуправления.
В
судебном порядке решаются имущественные
споры между органами местного самоуправления.
Они рассматриваются
Органы местного самоуправления вправе обжаловать в суде отказ органа государственной власти зарегистрировать положение (устав) о местном самоуправлении.
Защита прав местного самоуправления в судебном порядке осуществляется и в ряде других случая, предусмотренных законодательством.
Решения органов местного самоуправления, согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», могут быть отменены только в судебном порядке.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 133) местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Местное
самоуправление, несмотря на свою самостоятельность
и независимость, обязано выполнять
решения органов
Конституцией РФ (ст. 133) установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом, на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Правовой статус органов местного самоуправления, определенный Конституцией России и федеральными законами, не может быть ограничен органами государственной власти. Акты этих органов, нарушающие права органов местного самоуправления, подлежат отмене.
Органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесенные законодательством к ведению органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда эти вопросы связаны с обеспечением государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.