Государственный аппарат и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы связана, в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий.
В научной и учебной литературе употребляются разные термины: «государственный аппарат», «государственный механизм» и другие. Решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед Россией, напрямую связаны с повышением роли государства, его усилением и развитием на основе демократии и права. В этих условиях особенно возрастает значение аппарата государства, укрепления и слаженной работы всех его составных частей и структурных подразделений, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно-правовой основы.

Содержание

Введение 3
1 Государственный аппарат и его особенности 5
1.1.Характерные черты государственного аппарата 8
1.2.Модель построения государственного аппарата 11
1.3.Формы деятельности государственного аппарата 13
2 Структура государственного аппарата 15
2.1.Президент Российской Федерации 14
2.2.Органы представительной и законодательной власти 15
2.3.Органы исполнительной власти 16
2.4.Судебная власть 17
2.5.Прокуратура Российской Федерации 20
2.6. Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы 21
3 Принципы организации и функционирования
государственного аппарата 23
Заключение 25
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 55.61 Кб (Скачать документ)

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. В структуру механизма государства кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственные  учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют  непосредственную, практическую деятельность  по выполнению функций государства в различных сферах: экономической,  социальной, культурной, охранительной и другие. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Среди организаций и учреждений, относящихся  к числу государственных, есть и  неспецифическая часть  организаций и учреждений, которые  выполняют хозяйственные, научные, социально-культурные задачи, но которые  не имеют властных полномочий. Особенно велик неспецифический блок учреждений и организаций в обществах, где  государство выполняет непосредственно  хозяйственную и социально - культурную деятельность.3

 

 

 

 

 

1.3.Формы  деятельности  государственного  аппарата

Государственный аппарат  осуществляет  свою деятельность в  двух формах: организационной и правовой.

Организационная  форма  деятельности государственного аппарата носит неправовой характер и направлена на внедрение в деятельность органов  государства научных и эффективных  методов организации труда, выработку  и реализацию рекомендаций по совершенствованию  такой деятельности, распространение  и обмен опытом работы.

Правовая форма деятельности  государственного аппарата носит  властный характер и реализуется  в общеобязательных предписаниях, адресованных соответствующим  адресатам.  Основными правовыми  формами  деятельности механизма  государства  является правотворческая,  правоисполнительная и правоохранительная деятельность

Правотворческая деятельность - это  особая форма деятельности компетентных  органов государства, в ходе  которой разрабатываются, устанавливаются  нормы права, посредством  издания, изменения или отмены правовых актов.

Правоисполнительная деятельность заключается в реализации требований правовых норм, в ходе которой  государственные  органы организуют и контролируют соблюдение юридических  норм.  Правоохранительная  деятельность является особой разновидностью государственной правовой деятельности, которая осуществляется специально уполномоченными государственными органами с целью обеспечения  законности и правопорядка в обществе, охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия  к правонарушителям. Государственному  аппарату повсеместно присуща тенденция  к отчуждению от простых людей, народа и общества, к бюрократизму и корпоративизму, к злоупотреблению своим положением и игнорированию действующего законодательства, к подмене общегосударственных дел своими собственными аппаратными делами и интересами. Отмеченные недостатки присущи  и формирующемуся в России  постсоветскому государственному  аппарату.    Основными формами и направлениями  борьбы против традиционных и новых пороков государственного аппарата являются: развитие правовых начал, форм и процедур в организации и деятельности всех звеньев государственного механизма; совершенствование процесса подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для государственного аппарата; повышение уровня требований к профессиональным и нравственным качествам и правовой культуре государственных служащих; усиление мер юридической ответственности работников государственного аппарата за совершаемые ими правонарушения; повышение правовой активности граждан и их общественных объединений в борьбе за свои права и законные интересы; постоянное совершенствование форм и методов общественного и государственного контроля за деятельностью всех государственных органов, учреждений и должностных лиц.  Обобщение  анализируемого  позволяет прийти  к выводу что «аппарат современного  Российского государства» это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей и распологающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

4

 

 

 

 

 

 

2.СТРУКТУРА   ГОСУДАРСТВЕННОГО  АППАРАТА

Тесная  взаимосвязь функций  государства  и его аппарата обуславливает  необходимость структурно – функционального подхода к изучению государственного аппарата.

«Структурно - функциональный подход» - одно  из направлений общего системного анализа основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с эти структура аппарата государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций.     «Структурно - функциональный» анализ  аппарата современного Российского государства означает изучение роли и места в нем образующих элементов - государственных органов в их системных образований, как они закреплены в Конституции Российской Федерации (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход).

Опираясь  на конституционно выделяемые на основе разделения властей  структурные  подразделения государственного аппарата и учитывая выполняемые  составляющими  их органами функциями, то есть исходя из структурно - функционального  анализа, можно классифицировать следующие  виды  (группы, подсистемы) органов, образующих аппарат современного Российского  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Президент   Российской Федерации

С принципом разделения властей  вполне сообразуется то, что по  Конституции Российской Федерации Президент как глава государства, не относится непосредственно к какой- либо одной из трех основных ветвей.

Согласно  Конституции, Президент  России является гарантом федеральной  Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном  Основным Законом  порядке он принимает  меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент России в соответствии  с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию как внутри страны, так и  в международных отношениях. Президент  является Верховным Главнокомандующим  Вооружеными Силами Российской Федерации. В развитие данного конституционного положения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Президент осуществляет руководство Вооружеными Силами Российской Федерации. Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства и других высших должностных лиц государства). Президент избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Наряду с федеральным Президентом институт президентства существует и в ряде республик в составе Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

2.2.Органы  представительной  и законодательной  власти

Представительным и законодательным  органом России является Федеральное  Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входит по  два представителя от каждого  субъекта Российской Федерации:  по одному от представительного  и исполнительного  органов государственной  власти.

Государственная Дума состоит  из 450 депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законом. Депутаты работают на постоянной профессиональной основе. Главная функция Государственной  Думы - принятие законов. Федеральное  Собрание является постоянно действующим  органом.

Для осуществления  контроля за исполнением федерального бюджета  Совет Федерации и  Государственная  Дума образуют Счетную  палату, состав и порядок деятельности которой  определяется федеральным  законом.

Кроме того, к ведению  Совета Федерации  относятся: рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой; изменение границ между  субъектами Федерации; утверждение  указов Президента Российской Федерации  о введении военного или чрезвычайного  положения; принятие решения о возможности  использования Вооруженных Сил  России за пределами ее территории; назначение выборов Президента Российской Федерации; назначение на должность  судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора  и другие вопросы.

В компетенцию Государственной  Думы входят: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства  Российской Федерации; решение вопроса  о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение  от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности  Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии и другие вопросы.

В процессе обсуждения проекта  новой Конституции Российской Федерации1 его противники утверждали, что в  нем будто бы узаконивается диктатура  Президента, принижаются роль и место  парламента. При этом в качестве довода ссылались на предоставляемое  Президенту право роспуска Государственной  Думы. Данное право закреплено в  конституциях многих демократических  государств, а так же право роспуска Государственной Думы предоставляется  Президенту России лишь в двух строго определенных случаях, причем подробно оговариваются условия, при которых  Государственная Дума не может быть распущена. В тоже время Федеральное  Собрание наделяется правом в указанных  в Конституции случаях и с  соблюдением установленного порядка  отрешить Президента от должности. Конституция  Российской Федерации предусматривает  меры недопущения ни диктатуры президента, ни диктатуры парламента.

Система представительных и  законодательных  органов государственной  власти как составная структурная  часть  аппарата Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные  и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Органы  исполнительной  власти

Согласно  Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный  бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета. Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Обеспечивает проведение единой государственной политики в  области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Осуществляет управление федеральной собственностью.

Проводит меры по обеспечению  обороны страны, государственной  безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Проводит меры по обеспечению  законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью.

Реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Деятельность Правительства  осуществляется  посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:

Федеральные министерства- по делам внутренних дел, государственного имущества, по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, по делам Содружества Независимых  Государств, по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, по налогам и сборам, здравоохранения, иностранных дел, культуры, обороны, образования, по делам федерации  и национальностей, путей сообщения, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, торговли, труда и социального развития, финансов, экономики, юстиции и другие.

Государственные комитеты российской Федерации – по делам кинематографии, по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, таможенный, по молодежной политике и другие. Федеральные комиссии России –по делам рынка ценных бумаг.

Федеральные службы России- по делам безопасности, внешней разведки, воздушного транспорта, по валютному и экспортному контролю и другие.

Российские агентства- по боеприпасам, по обычным вооружениям, по патентным и товарным знакам, по судостроению, по государственным резервам и другие.

Федеральные надзоры России- по делам ядерной и радиационной безопасности.

Иные федеральные органы исполнительной власти.

Понятием  системы исполнительных органов  власти, или органов государственного  управления, как составной структурной  часта аппарата государства, вместе  с федеральным Правительством и  другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы власти в субъектах Российской Федерации.    Особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, создаваемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации.

К этой группе (подсистеме) органов  государственного управления относятся:

Администрация Президента Российской Федерации, включая Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы;

Аппараты палат Федерального Собрания Российской Федерации, правительства  Российской Федерации;

Аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации;

Аппараты органов законодательной  и исполнительной власти субъектов  Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.Судебная  власть

Судебная власть- одна  из ветвей  власти, она самостоятельна и действует независимо  от законодательной и исполнительной властей.

Согласно  Конституции  и Федеральному Конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», правосудие в Российской Федерации  осуществляется только судом по средствам  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Судьи  независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации  и федеральному закону.

«Судебная система Российской  Федерации» охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России;

Верховный Суд России и  поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд  и поднадзорные ему нижестоящие  арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской  Федерации - является судебным  органом  конституционного контроля. Он рассматривает  дела, связанные  с охраной Конституции  Российской  Федерации, и дает ее толкование.

Верховный Суд Российской Федерации – является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Информация о работе Государственный аппарат и его особенности