Государственный аппарат и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы связана, в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий.
В научной и учебной литературе употребляются разные термины: «государственный аппарат», «государственный механизм» и другие. Решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед Россией, напрямую связаны с повышением роли государства, его усилением и развитием на основе демократии и права. В этих условиях особенно возрастает значение аппарата государства, укрепления и слаженной работы всех его составных частей и структурных подразделений, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно-правовой основы.

Содержание

Введение 3
1 Государственный аппарат и его особенности 5
1.1.Характерные черты государственного аппарата 8
1.2.Модель построения государственного аппарата 11
1.3.Формы деятельности государственного аппарата 13
2 Структура государственного аппарата 15
2.1.Президент Российской Федерации 14
2.2.Органы представительной и законодательной власти 15
2.3.Органы исполнительной власти 16
2.4.Судебная власть 17
2.5.Прокуратура Российской Федерации 20
2.6. Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы 21
3 Принципы организации и функционирования
государственного аппарата 23
Заключение 25
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 55.61 Кб (Скачать документ)

Высший Арбитражный Суд  Российской  Федерации- высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

 

 

 

 

2.5.Прокуратура   Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации,  как определено в Конституции  Российской Федерации, составляет единую централизованную систему с подчинением  нижестоящих прокуроров вышестоящим  и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Принятые в соответствии с  Конституцией новая редакция  Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» подтвердили статус прокураторы как важнейшего независимого органа правоохраны. Согласно этим  документам в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской федерации осуществляет разносторонний надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации. Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Новая редакция закона, подвела  черту под дискуссией  о роли и месте прокуратуры в системе  органов государственной власти, поставила точку под попытками  ликвидировать прокуратуру как  орган общего надзора за исполнением  законов.

Рассматриваемым документом на  прокуратуру возложена также  новая функция, как координация  действий внутренних органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной  службы безопасности, федеральных органов  налоговой полиции, таможенных органов  Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Данная  группа органов  по своему функциональному  назначению должна непосредственно  стоять на страже законности и правопорядка - эти органы являются правоохранительными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Вооруженные  силы, другие войска, воинские формирования  и органы

Как установлено Федеральным  законом «Об обороне», Вооруженные  Силы Российской Федерации- государственная   военная организация, составляющая  основу обороны страны.

Вооруженные Силы государства  предназначены для отражения  возможной агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной  защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

Деятельность Вооруженных  Сил Российской Федерации осуществляется на основании Конституции в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами в области  обороны, в том числе и прежде всего «Об обороне», «О Вооруженных  Силах Российской Федерации», а также  соответствующими нормативно - правовыми  актами Президента и Правительства  Российской Федерации.

Федеральным законом «Об обороне» определено, что Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил государства, в тыл Вооруженных Сил и в войск, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Управление Вооруженными Силами  Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации  через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

Наряду  с созданными в  целях обороны  Вооруженными Силами, согласно Федеральному закону, к обороне  привлекаются пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агенства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны.

Для выполнения отдельных  задач в области  обороны привлекаются инженерно- технические  и дорожно  – строительные воинские формирования при федеральных органах  исполнительной власти, служба внешней  разведки, органы Федеральной службы безопасности, органы пограничной службы, федеральные  органы правительственной связи  и информации, федеральные органы государственной охраны и другие.

Органы Вооруженных Сил  и другие  органы, привлекаемые к  выполнению  задач обороны, структурно отнесены Конституцией Российской Федерации  к исполнительным органам государственной  власти, их функциональное назначение и специфика позволяет выделить их также в отдельную подсистему (группу) органов в структуре государственного аппарата. В ежегодных президентских  Посланиях Федеральному Собранию выполнение обеспечения задач в нашей  стране свободы и демократии как  условий прогрессивного развития общества прямо связывается с необходимостью всемерного укрепления российской государственности, аппарата властвования в рамках права. Первоочередными мерами являются дальнейшее улучшение структуры и повышение  эффективности аппарата государства  в целом и каждого из числа  составляющих его органов в отдельности, обеспечение порядка, «который основан  не на страхе, не на произволе власти, а на силе закона», развитие и совершенствование необходимой для этого нормативно - правовой базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ПРИНЦИПЫ  ОРГАНИЗАЦИИ  И  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  АППАРАТА

 

Некоторые  авторы относят, например, к числу  функций современного Российского государства обеспечение  народовластия, видят основное назначение такой функции в осуществлении  государством посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа по руководству обществом. Или  – учет и координацию интересов  различных групп населения, отыскание  и проведение в жизнь таких  решений, которые поддерживались бы разными социальными слоями.

Принципы о которых  будет идти  речь – это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования аппарата государства.

Они подразделяются на общие  принципы, относящиеся к  механизму  государства в целом, и частные  принципы, действие которых  распространяется лишь на некоторые  звенья государственного механизма, отдельные  органы или  группы органов.

Общие принципы - являются базой  для формирования и функционирования  аппарата государства в целом.

Частные принципы - базируются отдельные элементы аппарата государства.

В качестве примера частного принципа можно  сослаться на предусмотренный  Конституцией Российской Федерации и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». Принцип организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, согласно которому органы прокуратуры осуществляют в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного аппарата.

Общие принципы, в свою очередь,  принято разделять на две группы. К первой из них относятся  принципы, выраженные в Конституции  Российской Федерации1, ко второй - принципы, сформулированные в Законе Российской Федерации «Об  основах государственной службы Российской Федерации», федеральных конституционных «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и другие.

Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется  в  демократической организации  государства, республиканской форме  правления, при которых носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ  осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне  средств осуществления власти народа  Российской  Федерации занимает аппарат государства в лице входящих в него органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского  государства  зиждется на том, что  оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение  благосостояния человека и общества.

Конституция  Российской Федерации в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему.

Принцип разделения властей, согласно  которому государственная  власть  осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную, предусматривает самостоятельность  органов, относящихся к различным  ветвям власти (статья 10 Конституции  Российской Федерации) их способность  обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими  какой- либо одной ветви власти, не допустить захвата кем - либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

Принцип федерализма в  формировании  и деятельности государственного механизма определяется тем, что  Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между  собой.

Согласно  статье 11 Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предмет введения и полномочий.

Принцип  законности в  формировании и  действии механизма  Российского  государства состоит  в том, что, согласно статье 15  Конституции  РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как  и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны  соблюдать Конституцию и законы России36.

Применительно к организации  и деятельности аппарата Российского  государства данный принцип содержит такие требования, как: верховенство закона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и  свобод человека и гражданина; осуществление  всех государственно властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов; особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пересечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость за совершенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные  общие  принципы организации и  деятельности аппарата государства,  выраженные в Конституции Российской  Федерации, получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных  конституционных законах и в  федеральных законах.    Комплексное  выражение эта группа получила в  Федеральном законе «Об основах  государственной службы  Российской Федерации»37.

Наряду  с подтверждением конституционного  принципа разделения законодательной,  исполнительной и  судебной власти, в этом нормативно - правовом акте  сформулированы следующие  принципы:

Верховенство Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов над иными нормативно - правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими  должностных обязанностей и обеспечении  их прав;

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных  служащих признавать, соблюдать и  защищать права и свободы человека и гражданина;

Равный доступ граждан  к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;Обязательность для государственных  служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Профессионализм и компетентность государственных служащих;

Гласность в осуществлении  государственной службы;

Ответственность государственных  служащих за подготавливаемые и принимаемые  решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

Внепартийность государственной  службы; отделение религиозных объединений  от государства;

Стабильность кадров государственных  служащих в государственных органах.

К числу  этих принципов  следовало бы отнести  также: сочетание  коллегиальности  и единоначалия; экономичность государственной  службы.

Информация о работе Государственный аппарат и его особенности