Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:44, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы связана, в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий.
В научной и учебной литературе употребляются разные термины: «государственный аппарат», «государственный механизм» и другие. Решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед Россией, напрямую связаны с повышением роли государства, его усилением и развитием на основе демократии и права. В этих условиях особенно возрастает значение аппарата государства, укрепления и слаженной работы всех его составных частей и структурных подразделений, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно-правовой основы.
Введение 3
1 Государственный аппарат и его особенности 5
1.1.Характерные черты государственного аппарата 8
1.2.Модель построения государственного аппарата 11
1.3.Формы деятельности государственного аппарата 13
2 Структура государственного аппарата 15
2.1.Президент Российской Федерации 14
2.2.Органы представительной и законодательной власти 15
2.3.Органы исполнительной власти 16
2.4.Судебная власть 17
2.5.Прокуратура Российской Федерации 20
2.6. Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы 21
3 Принципы организации и функционирования
государственного аппарата 23
Заключение 25
Список использованных источников 30
Содержание
Введение
1 Государственный аппарат и
его особенности
1.1.Характерные черты государственного аппарата 8
1.2.Модель построения государственного аппарата 11
1.3.Формы деятельности государственного аппарата 13
2 Структура государственного
аппарата
2.1.Президент Российской
Федерации
2.2.Органы представительной и законодательной власти 15
2.3.Органы исполнительной
власти
2.4.Судебная власть
2.5.Прокуратура Российской
Федерации
2.6. Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы 21
3 Принципы организации и функционирования
государственного аппарата
Заключение
Список использованных
источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы связана, в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий.
В научной и учебной литературе употребляются разные термины: «государственный аппарат», «государственный механизм» и другие. Решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед Россией, напрямую связаны с повышением роли государства, его усилением и развитием на основе демократии и права. В этих условиях особенно возрастает значение аппарата государства, укрепления и слаженной работы всех его составных частей и структурных подразделений, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно-правовой основы.
Задачи рассмотрения принципов построения и деятельности государственного аппарата; понятие государственного органа и его признаков; структуры государственного аппарата, а также его элементов, обращается внимание на вооруженные силы в аппарате государства. Особое место в данной работе отводится аппарату государственной власти Российской федерации.
Предмет исследования являются объективная реальность, то есть, это те нормативные акты, которые отражают и регулируют статус государственного аппарата.
Объектом исследования курсовой работы является государственный аппарат, его структура, принципы организации и функционирования.
Цель исследования состоит в анализе понятий структуры государственного аппарата российской Федерации
Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи: 1Исследовать понятие государственного аппарата, характерные черты, модель построения, формы деятельности, а также принципы организации и функционирования;
2Выявить общие закономерности государственного аппарата
проанализировать его особенности
3Определить роль исторических и социальных факторов в развитии государственного аппарата.
4Раскрыть сущность и особенности структуры государственного аппарата
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приводится список использованной литературы.
1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И ЕГО ОСОБЕНОСТИ
Аппарат государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств, прошлого и современного.
Аппарат государства, охватывающий все государственный органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его материализованное воплощение. Без государственного аппарата нет и быть не может государства.
Понятие «государственный аппарат» тесно связано с понятием «механизм государства». Государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом понимается – аппарат государственного управления, именно в этом значении как совокупности исполнительно – распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права. Функции государства реализуются через государственный механизм . Органы государства образуют государственный аппарат. Включение государственных организаций в механизм государства обусловлено тем, что государство не только является политической организацией, но и выполняет экономическую, культурную, социальную и иные функции. Государственные организации непосредственно претворяют в жизнь государства - властные предписания и создают материальные и духовные блага. Различают два вида государственных организаций:
Осуществляющие охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения).
Реализующие экономическую и социально- культурную функции (образовательные, научно – исследовательские учреждения, предприятия связи, транспорта и другие). Понятие аппарата государства раскрывается через характерные черты и признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственные органов.
Построение и деятельность
аппарата государства осуществляется
на основе определенных принципов, имеющих
объективный характер. Их всесторонний
учет, как при образовании
Особенности государственного аппарата:
«Аппарат государства» - это целостная иерархичная система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Первичные структурные звенья аппарата составляют государственные органы и организации. Аппарат служит для обеспечения государственно – властных велений, он имеет непосредственные орудия принуждения (тюрьмы, вооруженные силы и другие).
Структура государственного аппарата изменчива и во многом зависит от изменения задач управления, которые стоят перед государством на том или энном этапе его развития. Важнейшим структурным элементом государственного аппарата является орган государства.
В отличие от государственных организаций, орган государства характеризуется следующими признаками:
Представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законном порядке (посредством выборов, назначения и другие)
Наделен властными полномочиями, определенное содержание и объём которых закреплен в нормативно - правовых актах. Имеет право издавать обязательные исполнению акты (нормативно – правовые и правоприменительные). Вправе применять принуждения в случаях и в объёме устанавливаемых в законодательном порядке. Действует от имени государства. Наделен собственными функциями, которые нередко не совпадают с функциями государства и осуществляются в специфических организационно – правовых формах. Состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.1
1.1.Характерные черты государственного аппарата
Государственный аппарат - система органов государства, через которые осуществляются государственная власть, функции соответствующего государства, является составной частью механизма государства.
Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные черты:
Во первых аппарат государства – это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах. Во вторых государственный аппарат - характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимает в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного аппарата в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции. Например, в Конституции СССР и РСФСР таким системообразующим фактором было положение о советах как политической основе государства. В статье 10 Конституции Российской Федерации в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную исполнительную и судебную.
В развитии данного положения в статье 11 Конституции Российской Федерации определено, что государственная власть в России осуществляет Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации, государственная власть в субъектах Российской Федерации – образуемые ими органами государственной власти.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В третьих между государственным аппаратом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляется, получает свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, по средствам деятельности всей системы объединённых и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного аппарата, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.
В четвертых государственный аппарат – для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества воздействия на сложные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимым материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.
Особенности этих придатков в том, что они выделяется в государственный аппарат, не в качестве самостоятельных частей (элементов) как государственные органы, а именно как «вещественные придатки» к ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, а так же предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. «Вещественные придатки» государственного аппарата не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения.
На аппарат государства
влияет состояние экономики, соотношение
политических сил, цели, задачи, функции
государства, в соответствии с которыми
создается государственный
Государственный аппарат создает необходимые учреждения, с помощью которых проводятся в общественную жизнь, в поведение людей государственные решения.
Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества.
2
1.2.Модель построения государственного аппарата
Современная юридическая наука выделяет три основные модели построения государственного аппарата:
Централизованная модель построения государственного аппарата –сегментарная , в которой органами государственной власти являются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (Президент Российской Федерации, Парламент, Правительство). Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют особую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в условиях политической стабильности в стране; модель построения государственного аппарата, в которой вся система государственных органов едина. Во главе ее стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею все нижестоящие органы; преобладает назначение нижестоящих органов вышестоящими; структура носит жестко иерархический характер. Вся система государственных органов персонифицирована и пирамидальна по своей структуре. Местные органы власти представляют собой не органы местного самоуправления, а органы государства. Подобная модель характерна для диктаторских режимов и удобна для осуществления массового террора. Моноцефальная система складывается обычно в условиях политической нестабильности в послереволюционные периоды либо в результате военных переворотов;
Монотеократическая модель построения государственного аппарата , в которой сочетается единовластие главы государства, основанное на религиозных догмах и длительное сохранение родовых порядков. Отсутствует разделение властей и парламентаризм. Такая модель характерная для государств, провозглашающих ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).
Целостную систему государственного аппарата составляют государственные органы, учреждения и предприятия.
Информация о работе Государственный аппарат и его особенности