Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:58, дипломная работа
Данная работа создана с целью попытки раскрытия понятий государства и принуждения, их взаимосвязи, выявления причин допустимости принуждения исключительно государством.
Поставленная цель достигается с помощью следующих задач:
1.Рассмотрение истории зарождения принуждения.
2.Изучить понятие и сущность принуждения.
3.Выявить виды принуждения, применяемые в Российской Федерации.
4.Охарактеризовать принуждение и ответственность.
Выделяя государство, как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. Государство представляет собой общественный организм, который обладает комплексными волей и потребностями, порой отличными от воли и потребностей индивидов, составляющих такой социальный организм. «Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему слою, классу» – отмечает М.Н. Марченко.
А.Б.
Венгеров отмечает, что обобщение
взглядов многих философов и теоретиков
позволяет рассматривать
Таким
образом, можно сделать вывод, что
с точки зрения современных представлений,
государство должно выступать как
властная система, ради достижения конкретных
целей организующая общество в границах
определенной территории и координирующая
главные стороны его жизни.
1.4
Государственная власть
Из предыдущей главы следует, что понятие «власть» неразрывно связано с понятием «государство».
Власть
- это способность и возможность
оказывать определенное воздействие
на деятельность, поведение людей
с помощью каких-либо средств: воли,
авторитета, права, насилия. Специфическим
признаком власти является доминирование
властной воли. Власть опирается на
установившиеся порядок и организационные
действия и воплощается в них,
а право действовать с
Из
вышеприведенного определения власти
можно вычленить следующие
-
наличие не менее двух
-
выражение воли
- подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, то есть подчинение выраженной воле.
Если исходить из того, что власть - способность одного субъекта влиять на поведение другого в соответствии со своими желаниями, то можно выделить следующий её аспект: власть кончается там, где начинается насилие. Хотя она и предполагает угрозу применения силы или насилия, но неспособность субъекта власти обеспечивать подчинение выраженной воле без использования физического насилия означает, что власти не существует.
Власть, определяемая как возможность одного человека принуждать другого к совершению какого-либо действия, рождается с самим общественным процессом, являясь одним из необходимых условий его функционирования. Власть есть сила направляющая, но в то же время сама порождается общественными силами, т.е. в известном смысле им подчинена и без их поддержки не может существовать. Ее присутствие и последствие, которое заключается в принуждении, видны во всех отношениях между людьми.
А.В. Малько отмечает: «Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной».
Государственная
власть с точки зрения генетической
обусловленности первична по отношению
к государству. Именно потребность
общества (на определенном этапе его
развития) во власти с такими свойствами,
которые присущи
В.М. Корельский пишет: «Государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений».
Говоря об особенностях государственной власти, ее особых качествах, признаках, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать неразрывную, связь государственной власти с государством, а во-вторых, то, что государственная власть и государство - это явления разные, нетождественные. Отсюда следует то, что, с одной стороны, признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой — они полностью не совпадают и подходы к их характеристике должны быть различными.
К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:
1.
для государственной власти
2.
государственная власть
3.
государственная власть
4.
государственная власть
5.
государственная власть
6.
во времени государственная
По выражению В.М. Корельского: «…государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы».
Поэтому
несоменно, что государственная
власть, с помощью которой
1.5
Государственное принуждение
Понятие
«принуждение» по объему шире понятия
«насилие». Принуждение не всегда связано
с насилием: оно может иметь
косвенный характер и в своей
основе предполагает определенную зависимость
воли подвластного от воли властвующего.
Характерной особенностью процесса
принуждения является то, что подвластный
осознает, что под влиянием власти
он действует вопреки своим
Принуждение обеспечивает исполнение индивидуального акта власти, индивидуального веления, и если это веление не опирается на общее правило, на нормативное положение, не вытекает из него, не является актом его применения, оно (веление) превращается в произвол.
Сущность
принуждения состоит в
Возможность применения принуждения является, по мнению большинства исследователей, неотъемлемым признаком государства и гарантией эффективного действия права как регулятора общественных отношений. С.В. Кожевников пишет: «Государственное принуждение является одним из видов по отношению к принуждению в общесоциальном плане. Необходимость в принуждении обусловливается противоречивостью стремлений двух субъектов, где один предписывает выполнение требования другому. Посредством принуждения подавляются, тормозятся антисоциальные, противостоящие общественной или иной воле мотивы поступков человека, ограничивается свобода его действий, стимулируется желательное поведение. Государственное принуждение проявляется как средство защиты существующего строя общественных отношений». С ним согласна и Е.А. Цыганкова: «Являясь специфическим методом правового регулирования, принуждение неоднородно и объективно включает в свой объем самые различные формы и меры, посредством и на основе которых компетентные органы государства и его должностные лица осуществляют конкретизированное воздействие на поведение людей в целях упорядочения, охраны, защиты или вытеснения из жизни общества соответствующих нежелательных общественных отношений».
Следует
обратить внимание на то, что само по
себе государственное принуждение
– острое и жесткое средство социального
воздействия. Оно основано на организованной
силе, выражает ее и потому способно
обеспечить безусловное утверждение
воли государства и через нее
– воли господствующей социальной
группы. В этом своем качестве государственное
принуждение является средством
организации волевых
Все это и делает государственное принуждение надежным социальным инструментом, обеспечивающим функционирование правовой системы (достижение эффекта «гарантированного результата»), реальность правовых установлений, их общеобязательность.
В
теории государства и права
Ясно,
что государственное