Государство и принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:58, дипломная работа

Описание

Данная работа создана с целью попытки раскрытия понятий государства и принуждения, их взаимосвязи, выявления причин допустимости принуждения исключительно государством.
Поставленная цель достигается с помощью следующих задач:
1.Рассмотрение истории зарождения принуждения.
2.Изучить понятие и сущность принуждения.
3.Выявить виды принуждения, применяемые в Российской Федерации.
4.Охарактеризовать принуждение и ответственность.

Работа состоит из  1 файл

Выпускная квалификационная работа Федосеев В Е.docx

— 146.34 Кб (Скачать документ)

       Применение  санкций к правонарушителю конкретной нормы - суть частнопревентивной функции  ответственности. Частнопревентивная функция не должна заключаться в  неоправданной жестокости наказания. Государство одними лишь репрессиями  никогда не могло достичь тотального и беспрекословного послушания закону. Правоохранительное отношение, возникающие  между органом государства и  правонарушителем, приводят к принятию решения о том, какую именно меру необходимо применить к правонарушителю. Правоприменитель в настоящее время  должен учитывать и личность правонарушителя, и тяжесть совершенного правонарушения, и форму его вины, о процессуальной обоснованности и доказанности вины уже говорилось выше. Сначала устанавливается личность и степень её вины, после этого устанавливается вид ответственности, к которому привлекается правонарушитель, а затем определяются меры государственного принуждения. Задержание лица по подозрению, избрание меры пресечения, принудительное лечение и т.д. - вот примеры тех ситуаций, когда меры государственного принуждения не зависят от юридической ответственности .

       Многие  авторы подчеркивают тесную взаимозависимость  санкции правовой нормы и юридической  ответственности. В литературе также  существует и тенденция разделения этих понятий. Принято считать, что  санкция является элементом правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные  последствия для правонарушителя. Санкция находится в правовой норме как возможность, которая  становится реальностью лишь при  возникновении правонарушения. Таким  образом, правовая ответственность  наступает лишь при реальном нарушении  нормы, в то время как санкция  правовой нормы существует всегда.

       Цель  регулирования общественных отношений - вызвать положительные тенденции  развития общества, а не применить  наказание за неисполнение норм права. В этом заключается также и  смысл государственно-правового  воздействия при установлении юридической  ответственности. Социальное назначение юридической ответственности не только в том, чтобы вызывать положительные, созидательные для развития общества поступки. Основное - это профилактическое, предупредительное применение. Юридическая  ответственность соотносится с  разнообразными формами государственно-правового  влияния на участников правоотношений

       Юридически  значимый поступок оценивается в  зависимости от его качественных характеристик. Только после этого  наступают определенные последствия. Внешнее проявление ответственности  имеет место быть до наступления  вредных последствий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       В данной работе сделана попытка раскрыть понятия государства и принуждения  их соотнесенность и зависимость  друг от друга, проанализирована взаимосвязь  государственного принуждения и  юридической ответственности, рассмотрено  соотношение социальной и юридической  ответственности, раскрыто понятие  юридической ответственности и  определены ее признаки, отличающие и  роднящие ее с другими видами социальной ответственности. Рассмотрен вопрос о  соотношении государства и принуждения, определены признаки, характерные для  государственного принуждения. Проанализировано соотношение различных видов  государственного принуждения

       Понятия государственного принуждения и  юридической ответственности несколько  отличаются, отождествлять их нельзя. Наряду с этим раздельное их существование  не представляется возможным. Юридическую  ответственность можно рассматривать  как вид государственного принуждения, а принуждение, как средство достижения целей юридической ответственности. Принуждение и наступающая ответственность  за нарушение правовых предписаний - исключительная компетенция государства.

       Для каждого общества, для его нормальной жизни, требуется определенный порядок. Это достигается с помощью  правовых норм, устанавливающих правила  поведения людей. И только когда  эти нормы выполнимы - они действуют, необходимый порядок обеспечивается. Существование государственного принуждения  обусловлено тем, что каждый член общества должен согласовать свои поступки с установленными в этом обществе правилами поведения, а также  осмыслить возможности наступления  неблагоприятных последствий, если нормы будут нарушены.

       Принуждение - важная и неотъемлимая часть государства, обеспечивающая порядок в обществе, правомерное поведение всех его  членов, выполнение ими возложенных  на них правовых обязательств и соблюдения прав окружающих. 

       Необходимо  отметить, что только государство, устанавливая модели поведения в обществе и  являясь гарантом их воплощения в  реальность вправе осуществлять принуждение. Даже в теории не все так просто, поэтому и в правоприменительной  практике часто допускаются ошибки. Таких ошибок государство допускать  не должно. Ответственность, возлагаемая  государством на человека, принуждение  его к совершению определенных действий, к переживанию определенных лишений  должны во всех случаях назначаться  исключительно на основании закона и при условии, что в виновности подозреваемого нет никаких сомнений. До тех пор, пока такие сомнения не будут устранены, неукоснительно должны применяться презумпции (невиновности, освобождения и др.) как общепринятые гарантии законности при осуществлении  правосудия. Это не только моя, частная проблема. Вряд ли учеными-юристами часто поднимается данная тема, ей не уделяется достаточного внимания, а все дискуссии заканчиваются теоретическими заключениями и статистикой. Для практического воплощения их в жизнь необходимо признавать совершенные ошибки и даже преступления, для чего нужна смелость и решительность. Обнаружив свои промахи, на практике чиновники сразу же их скрывают или стараются придать им максимально «невинный» вид. Проблема является действительной, заслуживающей внимания, изучения и разрешения, поскольку реально принудительным образом исполняется наказание, при условии, что я не совершал преступлений, с 20 лет лишен свободы. Проблема объективна. Я полагаю, что затронув её я не вышел за рамки учебного процесса, она имеет прямое отношение и к теме работы.  
 
 
 
 
 
 
 

       Глоссарий 

       1 Общество - постоянная совокупность людей, наделенных сознанием и волей, имеющих общие интересы и стремящихся к достижению единых целей  
 

       2  Государство  - организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества на определенном историческом этапе его развития; организованная социальная сила, призванная обеспечить в обществе внутренний порядок и внешнюю безопасность. Это особая организация общества, деятельность которой направлена на эффективную организацию жизни общества, решение экономических, социальных и прочих вопросов на основе сочетания интересов различных групп, слоев, прослоек, классов  

       3 Правонарушение (в широком смысле слова) - антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону  

       4 Юридическая ответственность - вид социальной ответственности, всегда связанный с возможностью применения принудительной силы государства и выраженный в санкциях правовых норм  

       5 Санкция - неблагоприятные последствия правонарушения, указанные в соответствующей норме права, которые применяются к правонарушителю компетентными органами  

       6 Ретроспективная ответственность - правоотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за уже совершенные правонарушения, за попрание тех требований, которые содержатся в нарушенных нормах права  
 

       7 Ответственность - государственное принуждение к исполнению требований права; правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом.  

       8 Государственное принуждение  - психическое, физическое, имущественное или организационное принуждение основе закона государственными органами, а также иными уполномоченными на то организациями или должностными лицами осуществляемое с целью исполнения и соблюдения правовых норм  

       9 Деликтоспособность - способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованных источников 
 

       Нормативные правовые акты 

       1. 1 Конституция Российской Федерации.  Конституция (12.12.1993) // РГ,1993, №237. 

       Научная литература 

       1. Бабаев, В. К. Теория государства  и права [Текст]/ В.К.Бабаев. - М.: Юристъ, 1999. - 592 с.-ISBN -5-7357-

       2. Марченко, М. Н. Общая теория  государства и права[Текст]/М.Н.Марченко: Акад. курс в 2-х т. Теория  права. Т. 2. - М.: Зерцало, 1998. - 640 c. ISBN -5-

       3. Базылев, Б. Т. Государственное  принуждение и правовые формы  его осуществления в советском  обществе. - Киев,1968. - 16 c.

       4. Корельский, В. М.Теория государства  и права [Текст]/ В.М. Корельский, В.Д.Перевалов. - М.: Норма, 2000.- 595 с. 

       5. Базылев Б. Т. Юридическая ответственность. - Красноярск: изд-во Красн. ун-та, 1985. - 120 с. 

       6. Базылев Б. Т. Ответственность  в советском праве. - Красноярск: изд-во Красноярского ун-та, 1977. - 72 с. 

       7. Шаргородский М. Д. Наказание,  его цели и эффективность. - Л.: изд-во ЛГУ, 1973. - 160 с. 

       8. О.Э.Лейст. Санкции и ответственность  по советскому праву.- М.: изд-во  МГУ, 1981.- 238 с. 

       9. Международная защита прав человека  с использованием некоторых международно-правовых  механизмов. Научно-практическое исследование  Центра содействия международной  защите [Текст] / Под руководством  К.А.Москаленко.- М.: Дорога Свободы  , 2001.- 205с. 

       10. Назаренко Г.В. Теория государства  и права: Учебное пособие.- М.: Ось-89, 2006.- 312 с.

       11. Малько А.В. Теория государства  и права в вопросах и ответах:  Учебно-методическое пособие.- М.: Норма, 2004.- 478 с.

       12. Оксамытный ВВ Теория государства  и права: Учебник. - М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. - 278 с.

       13. Кашанина Т.В. Происхождение государства  и права: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2004.- 455 с. 

       14. Малько А.В. Теория государства  и права: Курс лекций / Под ред.  Н.И. Матузова и А.В. Малько.- 2-е изд.- М.: Юристъ, 2001.- 405с.

       15. Хропанюк В.Н. Теория государства  и права. - М.: Интерстиль, 2006. - 344с.

       16. Теория государства и права  / Под ред. В.К. Бабаева.- М.: Юристъ, 2007. - 288 с.

       17. Манхейм К. Консервативная мысль. – В кн.: Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юристъ, 1994. С. 642.

       18. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2002. С. 116.

       19. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие (по изданию 1910-1912 гг.). В 2-х томах. Т. 1. Вып 1. — М., 1995. С. 172.

       20. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Изд-во "Зерцало", 2004.

       21. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910 г. С. 36 // Справочная правовая система ГАРАНТ.

       22. См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие (по изданию 1910-1912 гг.). В 2-х томах. Т. 1. Вып 1. — М., 1995. С. 200 и далее.

       23. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник - М.: Юристъ, 2004 (Электронная версия).

       24. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. С. 97.

       25. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Изд-во "Зерцало", 2004.

       26. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. С. 97.

       27. Гессен В.М. Общее учение о государстве. Лекции, читанные в С.-Петерб. политех. инс-те. — СПб., 1913. С. 74.

       28. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Уч. пос. (по изданию 1910-1912 гг.). В 2-х томах. Т. 1. Вып 1. — М., 1995. С. 172.

       29. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М., 1991. С. 535.

       30. Ю.А. Тихомиров. Современное публичное право: монографический учебник. — М., 2008. С.163-164.

       31. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2002. С. 118.

       32. Р.Т. Мухаев. Правовые основы Российского государства: учебник для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 8 и далее.

       33. См.: ст. 1 Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств, 29 декабря 1933 г. Монтевидео, Уругвай.

       34. Л.С.Мамут. Социальное государство с точки зрения права.// Государство и право. 2001. № 7. С.6.

       35. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М., Юр. кол. 1995. С. 174.

       36. См. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. С. 97 и сл.

Информация о работе Государство и принуждение