Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:58, дипломная работа
Данная работа создана с целью попытки раскрытия понятий государства и принуждения, их взаимосвязи, выявления причин допустимости принуждения исключительно государством.
Поставленная цель достигается с помощью следующих задач:
1.Рассмотрение истории зарождения принуждения.
2.Изучить понятие и сущность принуждения.
3.Выявить виды принуждения, применяемые в Российской Федерации.
4.Охарактеризовать принуждение и ответственность.
Но в отличие от морали и нравственности государственное принуждение не может существовать без государственного аппарата с его материальными придатками. С.И. Вершинина пишет: «…при регулировании общественных отношений государство в лице своего госаппарата использует принуждение в качестве инструмента для предотвращения и пресечения неправомерного поведения частных лиц. В правоотношениях по реализации принуждения противопоставлены два круга субъектов: с одной стороны, государство, его госорганы и должностные лица, действующие от имени государства; а с другой – физические и юридические лица, преследующие свои, частные интересы». Причем этот аппарат также должен действовать не по произволу, а в рамках норм права, определяющих его деятельность и обязанности. С.Н. Братусь отмечает: «Отступление должностных лиц государственного аппарата от этих норм должно влечь по отношению к ним соответствующее государственное принуждение, обеспечивающее восстановление нарушенных ими обязанностей. В противном случае их действия становятся произволом». С ним согласна и С.И. Вершинина: «…в отношении государственных чиновников также необходимо наличие механизма принудительного воздействия от лица государства, однако его характер, содержание, цели и объем существенно отличаются от принуждения в отношении частных лиц». Следует отметить, что последнее замечание С.И. Вершининой несколько противоречит п.1 и п.2 ст.19 Конституции Российской Федерации и ст.7 Всеобщей декларации прав человека (в части, касающейся равенства перед законом и судом, а также равенства прав и свобод человека).
Таким
образом, раскрывая понятие
Без
четко действующего механизма института
государственного принуждения органы
государственной власти не в состоянии
осуществлять эффективное правоприменение.
И если принуждение выступает
как форма правового контроля
и регулирования, то основанное на нормах
действующего законодательства насилие
обеспечивает устойчивость и стабильность
определенного типа правопорядка в
санкционированных верховной
Проанализировав
внутренний и внешний аспект государственного
принуждения можно сделать
-
это деятельность государства
в лице его органов (как
-
формы государственного
-
это особый метод воздействия,
так как принуждаемый
-
цель государственного
Основываясь
на этих признаках, можно попытаться
сформулировать определение понятия
«государственное принуждение». А.В. Коркин
делает это следующим образом: «…это
(государственное принуждение –
В.А.
Мелихов предлагает следующее определение
государственного принуждения: «…государственное
принуждение представляет собой
основанное на нормах действующего законодательства
и в предусмотренной в нем
форме психическое либо физическое
воздействие государственных
При этом следует отметить, что в данных определениях физическое воздействие не тождественно насилию. Объектом физического воздействия, которое может быть как прямым, так и косвенным, является физическое бытие субъектов общественной жизни. Воздействуя на этот объект, можно повлиять на сознание лица и таким образом мотивировать необходимое поведение.
Хотя
классификация видов
Эффективное применение государственного принуждения невозможно без специального государственного механизма. Им является механизм государственного принуждения, который включает в себя следующие компоненты:
1. субъект — лицо, осуществляющее государственное принуждение;
2.
норма, закрепляющая
3. объект, то есть лицо, подвергнутое государственному принуждению;
4.
акт государственного органа, содержащий
юридические и фактические
5.
деятельность государственных
В
развитом демократическом государстве
этот механизм должен включать еще
один важнейший компонент —
Таким
образом, можно сделать вывод, что
механизм государственно-правового
принуждения представляет собой
законодательно-
1.6
Виды государственного принуждения
Государственное принуждение по содержанию делится на: психическое (или психологическое) и физическое. Эти виды отличаются друг от друга по содержанию, но в то же время передают общую сущность. Сфера воздействия на объект определяет вид государственного принуждения .
Предмет психологического государственного принуждения имеет сложную структуру. Психика человека включает рациональную, эмоциональную и волевую сферы, причем эти сферы взаимодействуют друг с другом. Поведение людей в составе определенной группы или в индивидуальных поступках вызвано их внутренней психической деятельностью. Мысли и чувства, взаимовлияющие друг на друга, порождают волевые акты психики.
В
то время как психологическое (психическое)
государственное принуждение
Физическое
принуждение строго индивидуализировано,
а психическое принуждение
Воздействуя
на разум и чувства извне, можно
предопределить волю человека, сформировать
её “изнутри” и пробудить к
проявлению в виде волевого действия.
Задача психического принуждения состоит
в возбуждении такого мотива поведения,
который, вступая в борьбу с иными
мотивами, должен преодолеть их и склонить
субъекта к требуемому поведению. Как
правило, это мотив страха перед
неблагоприятными последствиями неповиновения,
желания избежать их. С внешней
стороны он выражается в воздействии
на сознание и волю лица правовой нормы
или акта ее применения, содержащих
государственно-властный запрет или
предписание определенного
Непосредственным объектом физического принуждения является физическое бытие субъектов общественной жизни. Физическое государственное принуждение выражается в физическом воздействии на общественное положение, имущество, денежные средства лиц или их объединений. Воздействуя на этот объект, можно повлиять на сознание лица и таким образом мотивировать необходимое поведение.
Существует
ряд мнений, которые разграничивают
понятия государственного принуждения
и наказания. Наказание осуществляется
путем применения государственного
принуждения, так как иным образом,
добровольно, оно, как правило, не реализуется.
При этом по смыслу основополагающих
принципов законности и гуманности
- наказание не должно быть жестоким
и унизительным, оно должно быть
соразмерным степени вины и быть
неотвратимым (отражать качество власти
государства, его независимости
и способности контролировать ситуацию
внутри страны).
2
Ответственность и принуждение
2.1
Юридическая ответственность
Для
правовой науки и практики очень
важно выяснить соотношение и
взаимосвязь юридической
Юридическая
ответственность чаще всего определяется
через различные формы
Ответственность есть форма реализации санкций правовых норм, реализация же санкций, предусматривающих меры наказания правонарушителей, невозможны без применения государственного принуждения. В следствии этого юридическая ответственность выступает в качестве правовой формы осуществления государственного принуждения. Она является одним из видов социальной ответственности, всегда связанной с возможностью применения принудительной силы государства.
Категория социальной ответственности исследуется как юристами, так и философами. В философской литературе ответственность трактуется как один из элементов структуры личности, определяющий степень свободы и характер поведения человека. Философы рассматривают ответственность в двух аспектах: активном и ретроспективном. Ответственность в активном аспекте расценивается как осознание личностью своего долга перед обществом, классом, отдельным коллективом, другими людьми, осознание смысла своих поступков, согласование их со своими обязанностями, обусловленными общественными связями человека. В ретроспективном смысле - как ответственность за уже совершенные правонарушения. В этом и заключается смысл юридической ответственности.