Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:11, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что одной из целей политико-правовой трансформации России является формирование правового государства и гражданского общества.
Цель работы проанализировать процессы формирования нового государства и общества.
Ведение……………..……………………………………………………………...3
Глава 1. Правовое государство и развитое
гражданское общество в их специфичности и взаимосвязи…………………...7
1.1. Принципы правового государства………………………………………...7
1.2. Право как основа взаимосвязей гражданского
общества и государства…………………………………………………………..9
Глава 2. Гражданское общество в России……………………………………...17
2.1. Формирование гражданского общества в России………………………17
2.2. Отношения в рамках двуединства
«гражданское общество – государство»……………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Глоссарий………………………………………………………………………..31
Список использованных источников…………………………………………...35
Список сокращений…………………………………………………………….37
Гражданское общество
как условие формирования правового
государства
Содержание
Ведение……………..…………………………………………
Глава 1. Правовое государство и развитое
гражданское общество
в их специфичности и взаимосвязи………
1.1. Принципы правового государства………………………………………...7
1.2. Право как основа взаимосвязей гражданского
общества и
государства…………………………………………………
Глава 2. Гражданское общество в России……………………………………...17
2.1. Формирование гражданского общества в России………………………17
2.2. Отношения в рамках двуединства
«гражданское общество – государство»……………………………………….22
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………...
Список
сокращений……………………………………………………
Введение
Государство — основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.
В условиях демократии государство как система управления обслуживает общество и подчинено ему. Гражданское общество контролирует деятельность государства.
При отсутствии демократии и гражданского контроля государство в своих действиях исходит из идеала «порядка», а не из представлений о ценности личной свободы индивидуума: с точки зрения бесконтрольной управленческой машины, чем более ограничены права и свободы граждан, тем проще функции управления.
Гражданское общество контролирует государство, но не может его заменить. Система власти, управления и принуждения необходима обществу. Сильное гражданское общество в первую очередь укрепляет демократическое государство. Это так называемый «парадокс гражданского общества».
Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Гражданину присуща некоторая совокупность способностей и моральных качеств, именуемых гражданской компетентностью.
Терпимость, добровольное самоограничение и самодисциплина, согласие пользоваться своими правами только в рамках закона — важнейшие характеристики гражданской компетентности.
Однако обратной стороной уважения к закону является такая характеристика гражданской компетентности, как отсутствие священного трепета по отношению к государственной власти.
Уважение
к социальному порядку
Гражданин не склонен перекладывать на власть свои проблемы. Он способен к сотрудничеству и ощущает ответственность за общество в целом.
Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Гражданское общество — это сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная и взаимодействующая с государством, сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяются в группы и организации.
Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других. Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.
Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель). В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса. Гражданское общество (в рамках системно-управленческого подхода) рассматривается как субъект формулирования объёмов гражданских прав и свобод, необходимых для воспроизводства населения, развития предпринимательства и обеспечения социальной ответственности бизнеса.
В различных источниках правовое государство и гражданское общество характеризуются по-разному.
В одних источниках говориться о том, что правовое государство не может возникнуть и функционировать без образования внутри себя гражданского общества.
В
другой литературе пришлось столкнуться
с тем, что существует некая грань
между правовым государством и гражданским
обществом. Понятие «гражданское общество»
используется в сопоставлении с
понятием «государство». По замечанию
И. Изензее «государство существует
в виде того, что противостоит обществу».
«Государство» и «гражданское общество»
представляют собой понятия, отражающие
различные стороны жизни
Функции гражданского общества:
Функции гражданского
общества выполняются его структурными
элементами - самодеятельными и
Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики.
Актуальность темы заключается в том, что одной из целей политико-правовой трансформации России является формирование правового государства и гражданского общества.
Цель работы проанализировать процессы формирования нового государства и общества.
В
связи с этим в первой главе
рассматриваются принципы правового государства
гражданское общество и право как основа
взаимосвязей гражданского общества и
государства, а во второй формирование
гражданского общества в России и отношения
в рамках двуединства «гражданское общество
– государство».
Глава 1. Правовое государство и развитое
гражданское
общество
1.1.
Принципы правового государства
С гражданским обществом тесно связано и правовое государство.
Ведь правовое государство — это государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом. С гражданским обществом связаны и принципы правового государства — его несущие конструкции: 1) господство права во всех сферах жизни общества и верховенство правового закона; 2) незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; 3) взаимная ответственность гражданина и государства; 4) принцип разделения властей как конституционный и институциональный политический принцип; 5) принцип правовой экономики; 6) основой правового государства может служить только развитое гражданское общество, которое надежно осуществляет контроль за государственной властью, прежде всего, — исполнительной1. Основополагающим фактором правового государства (объединяющим его с гражданским обществом) является и то, что изначально его идея была связана с утверждением суверенности народа, подчинением государства обществу. Ценностный смысл идеи правового государства как раз и состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечила бы примат права во всех сферах общественных отношений. Господство права и верховенство правового закона предполагают в связи с этим соответствующую правовую организацию самой системы государственной власти. Речь идет о конституционно-правовом, законном учреждении различных государственных органов, определении их компетенции и предметов ведения, места в системе, способов формирования, форм деятельности и т. д. В этом аспекте особо следует отметить неудачи административной реформы, которая проводилась в России с 2004 г. Данная административная реформа явила миру два основных изъяна. Первый — неэффективность трехуровневой системы управления, в которой верхний эшелон (министерства) не имел достаточных рычагов (в первую очередь финансовых) влияния и давления на нижние этажи в виде служб и агентств, Еще хуже эта вертикаль работала в направлении снизу вверх. При неповоротливом бюрократическом аппарате дополнительные этапы документирования крайне замедляли прохождение документов.
Никоим образом структура, порожденная административной реформой, не способствовала излечению главной болезни национальной экономики — ее забюрократизированное. Только за 2005 г., (по данным Росстата), численность российских чиновников возросла сразу на 10,9 °/с. А общее количество работников органов власти всех уровней достигло цифры «застойных» брежневских времен. Причем отдельные ведомства продемонстрировали просто феноменальный рост. Так, в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору в 2004 г. работало 116 человек, а в конце 2005 г. — 20469 (т. е. произошло увеличение штата в 176 раз).2
Второй изъян административной реформы кроется в недостаточной способности адаптироваться к новым реалиям отечественной экономики, что привело к появлению госкорпораций, которым передается государственное имущество и финансы. Иными словами, госкорпорации сами становятся субъектами управления, отбирая значительную часть функций у кабинета министров. Таким образом, ставка на госкорпорации свидетельствует, с одной стороны, о неэффективности административной реформы, а с другой стороны, — о курсе на развитие госкапитализма (мы это уже проходили в советское время), с третьей стороны, — государственная собственность отдается в управление группе чиновников, которые распоряжаются ею как частной, т. е. фактически речь идет о безвозмездной приватизации.
С рассматриваемыми государственно-правовыми явлениями тесно связан такой принцип правового государства как принцип незыблемости, гарантированности и реальности основных прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип означает, что государство не только признает, но и реально гарантирует (обязано гарантировать в лице своих органов и должностных лиц) права и свободы личности, признаваемые мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения, а потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью.
Не следует забывать и о том, что деформация общественного развития начинается там, где сдвигаются приоритеты, и во главу угла ставится государство как самодовлеющая ценность, а человеку отводится подчиненное место. Тенденция в смещении приоритетов в отношениях «государство-личность» неизбежно ведет к формированию тоталитарных режимов.
О
том, что человеку и его интересам
в России длительное время отводилось
подчиненное место, свидетельствуют факты.
Так, по данным Российской академии наук,
за 15 лет реформ самые бедные стали в 2
раза беднее, а 80% населения России от реформ
больше потеряло, чем приобрело3.
1.2.
Право как основа взаимосвязей гражданского
общества и государства
Рассматривая право как основу взаимосвязей гражданского общества и государства в Российской Федерации, выделим три основных признака правовой государственности:
1) верховенство правовых законов и среди них Конституции как Основного Закона. В правовом государстве Конституция должна закреплять минимальную (неотчуждаемую, неотъемлемую) меру свободы индивида в данном обществе (права человека и гражданина) и тем самым устанавливать, что никому — ни частному лицу, ни органу государственной власти — не может быть дозволено;
Информация о работе Гражданское общество как условие формирования правового государства