Гражданское общество как условие формирования правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что одной из целей политико-правовой трансформации России является формирование правового государства и гражданского общества.
Цель работы проанализировать процессы формирования нового государства и общества.

Содержание

Ведение……………..……………………………………………………………...3
Глава 1. Правовое государство и развитое
гражданское общество в их специфичности и взаимосвязи…………………...7
1.1. Принципы правового государства………………………………………...7
1.2. Право как основа взаимосвязей гражданского
общества и государства…………………………………………………………..9
Глава 2. Гражданское общество в России……………………………………...17
2.1. Формирование гражданского общества в России………………………17
2.2. Отношения в рамках двуединства
«гражданское общество – государство»……………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Глоссарий………………………………………………………………………..31
Список использованных источников…………………………………………...35
Список сокращений…………………………………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Гражданское общество.docx

— 75.35 Кб (Скачать документ)

Гражданское общество как условие формирования правового  государства 
 

Содержание

Ведение……………..……………………………………………………………...3

Глава 1. Правовое государство и развитое

гражданское общество в их специфичности и взаимосвязи…………………...7

1.1.    Принципы правового государства………………………………………...7

1.2.    Право как основа взаимосвязей гражданского

общества и  государства…………………………………………………………..9

Глава 2. Гражданское общество в России……………………………………...17

2.1.    Формирование гражданского общества в России………………………17

2.2. Отношения в рамках двуединства

 «гражданское  общество – государство»……………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………….29

Глоссарий………………………………………………………………………..31

Список  использованных источников…………………………………………...35

Список  сокращений…………………………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Государство — основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.

     В условиях демократии государство как  система управления обслуживает  общество и подчинено ему. Гражданское  общество контролирует деятельность государства.

     При отсутствии демократии и гражданского контроля государство в своих  действиях исходит из идеала «порядка», а не из представлений о ценности личной свободы индивидуума: с точки  зрения бесконтрольной управленческой машины, чем более ограничены права  и свободы граждан, тем проще  функции управления.

     Гражданское общество контролирует государство, но не может его заменить. Система  власти, управления и принуждения  необходима обществу. Сильное гражданское  общество в первую очередь укрепляет  демократическое государство. Это  так называемый «парадокс гражданского общества».

     Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

       Гражданину присуща некоторая  совокупность способностей и  моральных качеств, именуемых  гражданской компетентностью.

     Терпимость, добровольное самоограничение и  самодисциплина, согласие пользоваться своими правами только в рамках закона — важнейшие характеристики гражданской  компетентности.

     Однако  обратной стороной уважения к закону является такая характеристика гражданской  компетентности, как отсутствие священного трепета по отношению к государственной  власти.

     Уважение  к социальному порядку сочетается в гражданине с активностью и  независимостью.

     Гражданин не склонен перекладывать на власть свои проблемы. Он способен к сотрудничеству и ощущает ответственность за общество в целом.

     Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.

     Гражданское общество — это сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная и взаимодействующая с государством, сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяются в группы и организации.

     Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других. Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.

     Становление концепции гражданского общества относится  ко второй половине XVIII — началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель). В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса. Гражданское общество (в рамках системно-управленческого подхода) рассматривается как субъект формулирования объёмов гражданских прав и свобод, необходимых для воспроизводства населения, развития предпринимательства и обеспечения социальной ответственности бизнеса.

     В различных источниках правовое государство  и гражданское общество характеризуются  по-разному.

     В одних источниках говориться о том, что правовое государство не может  возникнуть и функционировать без  образования внутри себя гражданского общества.

     В другой литературе пришлось столкнуться  с тем, что существует некая грань  между правовым государством и гражданским  обществом. Понятие «гражданское общество»  используется в сопоставлении с  понятием «государство». По замечанию  И. Изензее «государство существует в виде того, что противостоит обществу». «Государство» и «гражданское общество»  представляют собой понятия, отражающие различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.

     Функции гражданского общества:

  1. Защита частных сфер жизни людей.
  2. Сдерживание политической власти от абсолютного господства.
  3. Стабилизация общественных отношений и процессов.

    Функции гражданского общества выполняются его структурными элементами - самодеятельными и добровольными  гражданскими объединениями. Именно в  такого рода объединениях «вызревает»  гражданская активная личность.

         Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет  рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики.

     Актуальность  темы заключается в том, что одной из целей политико-правовой трансформации России является формирование правового государства и гражданского общества.

     Цель  работы проанализировать процессы формирования нового государства и общества.

     В связи с этим в первой главе  рассматриваются принципы правового государства гражданское общество и право как основа взаимосвязей гражданского общества и государства, а во второй формирование гражданского общества в России и отношения в рамках двуединства «гражданское общество – государство». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Правовое государство и развитое

     гражданское общество 

     1.1. Принципы правового государства 

     С гражданским обществом тесно связано и правовое государство.

     Ведь  правовое государство — это государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы  человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом. С гражданским обществом связаны и принципы правового государства — его несущие конструкции: 1) господство права во всех сферах жизни общества и верховенство правового закона; 2) незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; 3) взаимная ответственность гражданина и государства; 4) принцип разделения властей как конституционный и институциональный политический принцип; 5) принцип правовой экономики; 6) основой правового государства может служить только развитое гражданское общество, которое надежно осуществляет контроль за государственной властью, прежде всего, — исполнительной1. Основополагающим фактором правового государства (объединяющим его с гражданским обществом) является и то, что изначально его идея была связана с утверждением суверенности народа, подчинением государства обществу. Ценностный смысл идеи правового государства как раз и состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечила бы примат права во всех сферах общественных отношений. Господство права и верховенство правового закона предполагают в связи с этим соответствующую правовую организацию самой системы государственной власти. Речь идет о конституционно-правовом, законном учреждении различных государственных органов, определении их компетенции и предметов ведения, места в системе, способов формирования, форм деятельности и т. д. В этом аспекте особо следует отметить неудачи административной реформы, которая проводилась в России с 2004 г. Данная административная реформа явила миру два основных  изъяна. Первый — неэффективность трехуровневой системы управления, в которой верхний эшелон  (министерства) не имел достаточных рычагов (в первую очередь финансовых) влияния и давления на нижние  этажи в виде служб и агентств, Еще  хуже эта вертикаль работала в направлении снизу вверх. При неповоротливом бюрократическом аппарате дополнительные этапы документирования крайне замедляли прохождение документов.

     Никоим  образом структура, порожденная административной реформой, не способствовала излечению главной болезни национальной экономики — ее забюрократизированное. Только за 2005 г., (по данным Росстата), численность российских чиновников возросла сразу на 10,9 °/с. А общее количество работников органов власти всех уровней достигло цифры «застойных» брежневских времен. Причем отдельные ведомства продемонстрировали просто феноменальный рост. Так, в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору в 2004 г. работало 116 человек, а в конце 2005 г. — 20469 (т. е. произошло увеличение штата в 176 раз).2

     Второй  изъян административной реформы кроется в недостаточной способности адаптироваться к новым реалиям отечественной экономики, что привело к появлению госкорпораций, которым передается государственное имущество и финансы. Иными словами, госкорпорации сами становятся субъектами управления, отбирая значительную часть функций у кабинета министров. Таким образом, ставка на госкорпорации свидетельствует, с одной стороны, о неэффективности административной реформы, а с другой стороны, — о курсе на развитие госкапитализма (мы это уже проходили в советское время), с третьей стороны, — государственная собственность отдается в управление группе чиновников, которые распоряжаются ею как частной, т. е. фактически речь идет о безвозмездной приватизации.

     С рассматриваемыми государственно-правовыми явлениями тесно связан такой принцип правового государства как принцип незыблемости, гарантированности и реальности основных прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип означает, что государство не только признает, но и реально гарантирует (обязано гарантировать в лице своих органов и должностных лиц) права и свободы личности, признаваемые мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения, а потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью.

     Не  следует забывать и о том, что  деформация общественного развития начинается там, где сдвигаются приоритеты, и во главу угла ставится государство как самодовлеющая ценность, а человеку отводится подчиненное место. Тенденция в смещении приоритетов в отношениях «государство-личность» неизбежно ведет к формированию тоталитарных режимов.

     О том, что человеку и его интересам в России длительное время отводилось подчиненное место, свидетельствуют факты. Так, по данным Российской академии наук, за 15 лет реформ самые бедные стали в 2 раза беднее, а 80% населения России от реформ больше потеряло, чем приобрело3. 

     1.2. Право как основа взаимосвязей гражданского общества и государства 

     Рассматривая  право как основу взаимосвязей гражданского общества и государства в Российской Федерации, выделим три основных признака правовой государственности: 

     1) верховенство правовых  законов  и  среди них Конституции как Основного Закона. В правовом государстве Конституция должна закреплять минимальную (неотчуждаемую, неотъемлемую) меру свободы индивида в данном обществе (права человека и  гражданина) и тем самым устанавливать,  что никому — ни частному лицу, ни органу государственной власти — не может  быть  дозволено;

Информация о работе Гражданское общество как условие формирования правового государства