Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:11, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что одной из целей политико-правовой трансформации России является формирование правового государства и гражданского общества.
Цель работы проанализировать процессы формирования нового государства и общества.
Ведение……………..……………………………………………………………...3
Глава 1. Правовое государство и развитое
гражданское общество в их специфичности и взаимосвязи…………………...7
1.1. Принципы правового государства………………………………………...7
1.2. Право как основа взаимосвязей гражданского
общества и государства…………………………………………………………..9
Глава 2. Гражданское общество в России……………………………………...17
2.1. Формирование гражданского общества в России………………………17
2.2. Отношения в рамках двуединства
«гражданское общество – государство»……………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Глоссарий………………………………………………………………………..31
Список использованных источников…………………………………………...35
Список сокращений…………………………………………………………….37
2) формально-юридические гарантии свободы,
самостоятельности и собственности, гарантии
не только для индивида, но и для объединений,
так как в современном обществе человек
удовлетворяет свои интересы и реализует
свою свободу, вступая в различные ассоциации;
3) разделение властей на три основополагающие
институционально-правовые формы публично-властной
деятельности при выполнении государством
своих правовых задач.4
Становление гражданского общества —
стратегическая цель реформ в России.
Только оно станет подтверждением положительного
итога коренных преобразований в России.
Концепция правового государства в эпоху
развитого индустриального общества и
перехода к постиндустриальному развитию
— это концепция демократического конституционного
государства.
Идея Гоббса и Гегеля о том,
что правовое государство невозможно
без гражданского общества, была каким-то
странным образом трансформирована в
свою противоположность: гражданское
общество невозможно без правового государства.
Важным условием формирования и укрепления
гражданского общества является реализация
демократических, правовых принципов
развития государства. К ним относятся
следующие: верховенство закона; равноправие
граждан; разделение властей; независимая
судебная система; развитое местное самоуправление;
эффективная многопартийность; независимые
свободные средства массовой информации;
демократические и свободные выборы; гражданские
инициативы; защита прав и свобод человека
и гражданина.
Представляется,
что на современном этапе необходимо
внедрение в практику российской
политической жизни трех общественных
институтов — института общественных
слушаний по социально значимым правовым
проблемам, института общественной
законодательной инициативы и института
всенародного обсуждения законопроектов.
Создание таких общественных институтов
призвано укрепить гражданское общество,
способствовать развитию правовых и
демократических институтов государства.
В России предстоит формирование правовой
государственности, базирующейся на приоритете
права, способной к социальному партнерству
в условиях реально сложившейся дифференциации
интересов различных социальных групп
и общностей при реальном плюрализме в
обществе. Этому может способствовать
рождение новых форм массовой политической
деятельности, появление самоуправляемых
структур, ассоциаций, неформальных гражданских
движений. Процесс этот возможен лишь
на путях преодоления традиционной конфронтационной
гражданской и политической культуры,
стабилизации общества, на основе гражданского
мира с соблюдением конституционных гарантий.5
Государство
как правовая форма организации
и функционирования публичной политической
власти является институцией гражданского
общества. Такая характеристика государственности
предполагает строгое концептуальное
различие сфер гражданского общества
и государства.
Первая — это сфера свободной, автономной
активности гражданина, который выступает
как самостоятельный, независимый индивид,
преследующий свои частные цели и интересы.
Граждане в этой сфере формально равны,
и отношения между ними регулируются гражданским
правом. Столь же автономными являются
и ассоциации, общественные учреждения,
которые создаются гражданами в этой сфере
(общественные объединения, средства массовой
информации, политические партии, профсоюзы,
гражданские движения, союзы предпринимателей
и т.д.).
Вторая сфера — это область публично-властных
отношений и институтов, в которой государство
как аппарат должно действовать только
в общих интересах. В этой сфере государство
и граждане вступают в публично-правовые
отношения двоякого рода. Во-первых, граждане
выступают как политически активные субъекты,
устанавливают эти отношения по своей
воле и формируют, в общем и целом, аппарат
публичной власти. Они реализуют тот элемент
своей правосубъектности, который именуется
конституционно-правовыми отношениями.
Во-вторых, граждане вступают в отношения
с представителями аппарата публичной
власти. В этом случае возникают отношения
формального неравенства, отношения повеления-подчинения.
Как публично-правовые отношения, они
регулируются в основном конституционным,
административным правом и процессом.
Разумеется, не только этими отраслями
права урегулированы публично-правовые
отношения общества и государства. Многие
из них регулируются международным публичным
правом. Это, прежде всего правопреемство,
признание, ответственность в международном
праве, право международных договоров,
вопросы территории и государственных
границ. Особую значимость приобретают
проблемы международной защиты населения,
прав и свобод человека, борьбы с преступностью,
мирного урегулирования международных
споров, обеспечения международной безопасности
и предотвращения вооруженных конфликтов.
6
В этой связи невозможно переоценить значение Устава ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 декабря 1970 г., Заключительного акта СБСЕ в Хельсинки от 1 августа 1975 г., Венских конвенций 1978 и 1983 годов. На основе этих и других международных актов регулируется правосубъектность индивидов, неправительственных организаций и транснациональных корпораций. Отсюда развитие получает концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека, международные стандарты этих прав, определенные Всеобщей декларацией прав человека 1948 года и Международными пактами о правах человека 1966 года. 7
Конституция
Российской Федерации дает следующую
основу для взаимодействия органов государственной
власти и гражданского общества8:
1)ч.2 ст. 3 Конституции Российской Федерации
устанавливает, что народ осуществляет
свою власть непосредственно, а также
через органы государственной власти
и органы местного самоуправления; 2) ст.10
Конституции Российской Федерации провозглашает,
что государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе разделения
на законодательную, исполнительную и
судебную. Кроме того, Конституция Российской
Федерации провозгласила и гарантировала
местное самоуправление и статус органов
местного самоуправления (ст.130–132).
При обсуждении проектов Конституции
РФ в 1991–1993 годах предлагалось выделение
в тексте Конституции специального раздела
«Гражданское общество», в который предполагалось
включить главы: «Собственность, труд,
предпринимательство», «Общественные
объединения», «Религиозные объединения»,
«Средства массовой информации» и т.д.
Хотя это предложение не было реализовано,
данный конституционный проект был интегрирован
в другой, ставший основой Конституции
Российской Федерации 1993 года, но уже без
названного раздела. В тот период конституционной
реформы было решено, что этот раздел излишне
усложняет и утяжеляет основное содержание
проекта.
Конституция Российской Федерации 1993
года стала значимой вехой в не очень пока
долгой истории взаимоотношений российского
гражданского общества с Российским государством.
Главной целью Конституции Российской
Федерации было установление нового властного
механизма, значительно усиливавшего
президентскую власть, а также исполнительную
ветвь. Но в сфере взаимодействия государства
и общества конституционные положения
вполне четко определили важнейшие демократические
принципы: в ст. 13 Конституции Российской
Федерации предусмотрены политическое
многообразие и многопартийность, равенство
общественных объединений перед законом;
в ст. 29 гарантируется свобода массовой
информации и запрещается цензура; в ст. 30
закреплено право каждого (то есть как
российского гражданина, так и иностранца
и лица без гражданства) на объединение,
включая право на создание профсоюзов.
Главными направлениями деятельности
государства, стремящегося к укреплению
своего правового характера и к постоянному
диалогу с гражданским обществом, являются:
обеспечение развития негосударственных
средств информации; создание налоговых
и иных условий для малого и среднего бизнеса;
дальнейшее укрепление многопартийной
системы.9
Конституция
Российской Федерации закрепила
свободу экономической
Наиболее
существенными аспектами
Вовлечение общества в процесс укрепления законности и правопорядка осуществляется в различных формах, одной из важнейших среди которых является участие различных общественных структур в процессе создания законов, затрагивающих интересы широких слоев граждан, способствующих самоопределению и саморазвитию гражданского общества.10
Именно конституционные основы
государственного
Однако приведенный перечень принципов
не может быть признан исчерпывающим.
Так, португальские юристы И.Мораиш, Ж.М.Ф. де
Алмейда и Р.Л. Лейте Пинту пишут о таких
принципах, как следование публичному
интересу, справедливость и беспристрастность.
Итальянский административист М.Джаннини
дополняет эти принципы еще одним — равным
отношением ко всем людям, что означает
недопустимость дискриминации. 11
Для разумной взаимосвязи исполнительной
власти и гражданского общества целесообразно
создание следующих предпосылок:
построение действительно демократического
государства, в котором исполнительная
власть и ее органы были бы тесно связаны
с обществом и получали от него доверие
и поддержку; здесь принципиальны как
система формирования органов исполнительной
власти, так и политические механизмы;
обеспечение системы исполнения решений
в информационном аспекте, поскольку только
достоверная, оперативная и общественно
значимая информация способна служить
основанием для знания правды о системе
исполнительной власти и государственного
управления в целом.
Глава
2. Гражданское общество в России
2.1.
Формирование гражданского общества в
России
Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Гражданское общество — это сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная и взаимодействующая с государством, сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяются в группы и организации.
Неразвитость гражданского общества в современной России во многом обусловлена ошибками реформаторов начала 90-х годов ХХ века. Оказалось, что между формированием частной собственности, становлением рыночной экономики, демократических свобод, формированием среднего класса и верховенством права есть объективная и неразрывная связь.12
Гражданского общества европейского образца у нас никогда не существовало. Российское государство всегда господствовало над российским обществом. На этой почве формировалась бюрократическая традиция политической власти и практики: гражданин есть собственность государства. И все его действия либо определяются властью, либо являются покушением на власть. Государство стало всеобъемлющим инструментом для реализации задач, направленных на свое воспроизводство. Все сферы общественной жизни в этом случае требовали тотальной подконтрольности со стороны государства. Без этого само существование бюрократического государства становилось невозможным.
В свою очередь, необходимость
в полном контроле и
Гражданское общество как система отношений, в которой индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их свободным волеизъявлением на основе права реализуют свои интересы, зиждется на частной собственности среднего достатка и зарождается с ее возникновением. Однако в России в связи с рядом объективных и субъективных факторов отсутствуют многие предпосылки для формирования гражданского общества. Ведь наличие гражданского общества обуславливают три основных критерия: политический, юридический, социально-экономический. Политическим показателем гражданского общества выступает наличие демократического режима осуществления власти. Речь идет о правовых способах осуществления власти, о демократических приемах воздействия на население, осуществлении свободы личности, защите прав граждан, участии народа, политических партий в управлении государством. У нас же — полудемократический режим с сильным «оттенком» авторитаризма, отсутствует хорошо отлаженная, надежно функционирующая многопартийная система. При этом следует подчеркнуть, что авторитарные методы, как временная мера, исторически оправданы.13
Информация о работе Гражданское общество как условие формирования правового государства