Гражданское общество как условие формирования правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что одной из целей политико-правовой трансформации России является формирование правового государства и гражданского общества.
Цель работы проанализировать процессы формирования нового государства и общества.

Содержание

Ведение……………..……………………………………………………………...3
Глава 1. Правовое государство и развитое
гражданское общество в их специфичности и взаимосвязи…………………...7
1.1. Принципы правового государства………………………………………...7
1.2. Право как основа взаимосвязей гражданского
общества и государства…………………………………………………………..9
Глава 2. Гражданское общество в России……………………………………...17
2.1. Формирование гражданского общества в России………………………17
2.2. Отношения в рамках двуединства
«гражданское общество – государство»……………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Глоссарий………………………………………………………………………..31
Список использованных источников…………………………………………...35
Список сокращений…………………………………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Гражданское общество.docx

— 75.35 Кб (Скачать документ)

     Универсальным механизмом строительства гражданского общества выступает демократия. Однако, в связи с тем, что в России нет развитой политической системы в части ее негосударственных институтов, коэффициент полезного действия демократии невысок. К тому же Россия «страдает» дефицитом народного волеизъявления. Это связано с отстранением народа от прямого избрания глав исполнительной власти субъектов РФ, с неучастием народа в обсуждении важнейших законопроектов и с рядом других аналогичных аспектов, т. е. фактически с определенным удалением широких народных масс от управления государством. Недемократическими являются и сложившиеся в России реалии, когда целый ряд глав исполнительной власти субъектов РФ (президенты республик, губернаторы, председатели правительств) в нарушение действующего законодательства по 3—4 срока подряд находятся в органах власти бюрократизации страны.

     Юридическим показателем гражданского общества является наличие правового законодательства. В данном аспекте Россия также далека от идеала. Не случайно, видимо, В. В. Путин отмечал, что «принятые законы часто противоречат друг другу, будучи принятыми, не выполняются, постоянно подвергаются изменениям»14

     Для формирования в России развитого гражданского общества необходимо, чтобы практика работы государственных органов была подчинена: 1) цели четкого выполнения их функций по отношению к обществу;  2) содействию развития общественных институтов и инициатив в сфере экономической, политической и  духовно-культурной, способных не только выдвигать конкретные задачи строительства общества, но и добиваться их реализации; 3) формированию механизма власти рыночного типа; 4) дальнейшей корректировке государственной социальной политики, отказавшись от государственного патернализма (помогать только самым беззащитным и беспомощным — малоимущим и неимущим, многодетным семьям, инвалидам, одиноким, престарелым, всем остальным — полная свобода самим позаботиться о себе, гражданское общество должно само кормить себя); 5) налаживанию надежных механизмов диалога между общественными и государственными структурами; 6) поддержке добровольных объединений граждан, прежде всего законодательно; 7) безотлагательной перестройке отношений собственности (прежде всего в сфере среднего и малого предпринимательства) с целью формирования самоценного, полноправного, активного гражданина — собственника; 8) укреплению государства на основе сложившихся в обществе интересов в плане использования мирового опыта создания нормативной базы и этических стандартов цивилизованного лоббизма как системы профессионального представительства интересов различных социальных групп в органах государственной власти и управления; 9) созданию эффективной системы социальной и юридической защиты прав и свобод человека и гражданина. 15

     Слабость  гражданского общества в России обусловлена  также масштабами бедности. Согласно официальной статистике численность  населения в настоящее время  с доходами ниже прожиточного минимума составляет 22,3 миллион человек. Специалисты  замечают, что прожиточный минимум  в нашей стране является границей не бедности, а нищеты. Поэтому предлагают ориентироваться не на прожиточный  минимум как показатель, обеспечивающий физическое выживание, а на социальный минимум, принимаемый как базу для  расчетов. Сегодня более 60 % населения  страны имеют доход ниже уровня социального  минимума. Все это препятствует становлению  среднего класса – главной опоры  рыночных экономических отношений, фундамента гражданского общества.

     Поскольку структура капитала определяет и  структуру общества, постольку западное общество с десятками миллионов  мелких акционеров – общество сильного среднего класса, не зависимого от государства, то есть это развитое и активное гражданское общество. Российское же общество – это общество, где  на вершине десяток олигархов  и несколько сот магнатов рангом пониже, дальше следует круг менеджеров и обслуги, а внизу огромная социальная масса, едва сводящая концы с концами. Это слабое, неразвитое гражданское  общество.

     Для успешного развития процессов гражданской  самоорганизации в обществе должен существовать значительный и стабильный средний класс. Однако, как мы видим, российский вариант модернизации отдает приоритет укреплению олигархическо-бюрократического капитала как основы экономики. До тех пор, пока в стране не будут сформированы условия для развития малого и среднего бизнеса, для вовлечения людей в предпринимательскую деятельность, не будет роста экономики, снижения бедности, формирования сильного гражданского общества.

     Деформация  социальной структуры, высокий уровень  бедности, задавленность малого и  среднего бизнеса отражаются на качестве институтов гражданского общества в  России. Политические партии часто  являются социально-политической проекцией  известных политических лидеров  или «пиаровскими» проектами  Кремля. Партийное строительство  не стало средством кристаллизации политических интересов, представлений, ценностей самого общества. Многопартийности в России еще только предстоит  пройти через трансформацию корпоративных, клановых структур в полноценные  партии, обладающие собственной социальной базой. Сложности и противоречия сопутствуют и развитию других институтов гражданского общества – СМИ, общественных организаций, союзов предпринимателей.16

     Огромными проблемами для развития гражданского общества являются низкий уровень правовой культуры россиян, терпимое отношение  общества к коррупции. Во многом это  обусловливается историческим наследием. Хорошо известно, что правовой порядок  есть только там, где обеспечиваются и защищаются права и свободы  человека. На протяжении всей истории  России главная проблема состояла в  том, чтобы преодолеть произвол государственной  власти по отношению к человеку, его собственности, достоинству, правам и свободам. Эта проблема особенно актуальна для современной России. Без преодоления беззакония власти, то есть несоблюдения ею прав и свобод человека и гражданина, не может быть высокого правосознания людей. Но чтобы власть соблюдала закон, граждане должны бороться за свои права и свободы. Наша беда в нас самих: мы не умеем стоять за закон.17

     Правовое  государство и гражданское общество имеют главный ценностный ориентир -  права человека. Права человека органично вплетены в общественные отношения, они являются нормативной формой выражения меры свободы индивидов, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. Права человека нормативно формулируют не только условия и способы жизнедеятельности людей, но и границы свободы человека, которые позволяют индивиду реализовать свои права, не ущемляя прав и интересов других людей. Права человека - показатель зрелости демократических и правовых основ государства, его "качества", способности обеспечения свободной и достойной жизни людей во всех сферах их жизни - политической, личной, социальной, экономической и культурной. 

2.2.Отношения в рамках двуединства «гражданское общество – государство» 

     В контексте "гражданское общество - государство" последнее можно рассматривать, с одной стороны, как публично-правовую ассоциацию, включающую в себя всех граждан. С другой стороны, государство выступает в отношениях с гражданским обществом как публично-властный аппарат, или "государство в узком смысле". Именно аппарат, а не совокупность граждан ("народ"), осуществляет государственную власть. Граждане же (отдельные граждане, их объединения и вся совокупность граждан) сами по себе могут лишь участвовать в формировании и осуществлении государственной власти.

     Государство (государственный аппарат) выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Вместе с тем гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. В том, что гражданское общество - система саморегулирующаяся и одновременно управляемая, нет противоречия. Оно саморегулируется, в частности, так, что само для себя формирует управляющую систему - аппарат государственной власти. Саморегулирующееся общество задает параметры и пределы государственного вмешательства, предопределяет функции и задачи государства. В этом заключается демократический принцип взаимоотношений гражданского общества и государства.18

     Вместе  с тем государство как управляющая  система способно и к авторитарному силовому воздействию на управляемую систему. Причем, авторитарное регулирование свидетельствует о неразвитости гражданского общества, о недостаточной разделенное  публичной и частной сфер  государства и общества.

     Основные  механизмы саморегулирования гражданского общества, в которых проявляется  принцип формального равенства, - это свободный рынок (экономический механизм), политическая свобода и демократия (политический механизм) и разрешение конфликтов, возникающих в обществе, посредством независимого правосудия (судебно-правовой механизм).

     Понятие "гражданское общество", как  уже было подмечено, не дефинируемо  вне сопряжения с понятием "государство". Верна и версия: понятие "государство" нельзя строго определить, не сопоставив его с понятием "гражданское общество". Что делает такое соотнесение в принципе обоснованным и логически корректным? Факт тождества, идентичности людского состава (если можно так выразиться) и формата обоих этих феноменов. Гражданское общество и государство (там, где они оба наличествуют) представляют собой разные типы агрегирования одной и той же человеческой коллективности, достигшей стадии цивилизации.

     Людей  в гражданском обществе объединяют  экономические, исторические, социокультурные, языковые, этнические, конфессиональные, территориальные, этические и т.п. отношения. Таковые были, есть и будут, доколе существует человеческое общежитие. Поэтому надо считать недоразумением толки об "исчезновении" где-то гражданского общества, об "устарелости" понятия о нем и проч. Впрямь исчезают и устаревают исторически конкретные модификации гражданского общества, но не оно само как таковое.

     Совокупность  упомянутых отношений, скрепляющих гражданское общество, - сложная система горизонтальных, одноуровневых связей, в которой практически нет места порядку субординации. Одновременно она есть ещё и сфера реализации людьми их партикулярных (индивидуальных, групповых) интересов. Третья отличительная черта гражданского общества, его архитектоника: оно строится как агрегат, некая комбинация горизонтальных связей (и задействованных в них людей), но отнюдь не как организация со всеми присущими последней атрибутами.19

     Именно  в сопоставлении с названными признаками гражданского общества наиболее рельефно проступают структурные и функциональные свойства государства. Напомню, что как в гражданское общество, так и в государство ассоциирована одна и та же человеческая коллективность. Но вот способы и эффекты её интеграции в государственность (государство) качественно иные, нежели те, что обеспечивают сплочение людей в гражданское общество. Взятое в своем структурном разрезе государство является организацией. Однако тут требуется уточнить, о какой (чьей) организации идёт речь. А идет она об обществе (народе), самоорганизовывающемся публично-властным образом, объемлющем собой и включающем в себя с помощью публично-властных отношений, институтов, учреждений всех своих членов.20

     Государство - единая равномасштабная обществу (=народу) политическая целостность. Деятельность в пространстве этой целостности так или иначе выражает (должна либо домогается выражать) уже не партикулярный интерес, а общий интерес публично-властным образом организованной человеческой коллективности, т.е. государства. Сформулирую эту мысль чуть по-другому. В политическом пространстве партикулярный интерес обычно выдает (стремится выдавать) себя за всеобщий, иначе ему здесь не утвердиться.

     Сравнение гражданского общества с государством ценно также тем, что позволяет отчётливей понять всю ущербность редукции государства как политического целого к госаппарату (к корпусу занятых в нём служащих разного ранга). Огорчительно, что такая редукция совершается не только в обыденном сознании. Абсурдно, конечно, не замечать в государственно-организованном обществе присутствия этого аппарата, его специализированной деятельности. Он - имманентная и первостатейной важности часть данного общества.

     Всякое  государство (даже архидемократическое, децентрализованное, "минимальное" и проч.) есть организация. И как любая мало-мальски сложная организация оно объективно (независимо от чьей-либо доброй или злой воли) неизбежно строится иерархически. Приятно это кому-то или же огорчительно, но публично-властные отношения, которые определяют структуру и алгоритм действий государства - всегда отношения вертикальные, субординационные, асимметричные. Быть горизонтальными и симметричными они в норме, по натуре своей, не могут. Поэтому  история гражданского общества и государства есть (наряду с другими её аспектами) непрерывно идущий и чрезвычайно трудный поиск оптимума во взаимодействии систем горизонтальных и вертикальных общественных отношений вместе, но по – разному интегрирующих цивилизованный социум и обеспечивающих его бытие.

     Государство, которое не опирается на гражданское общество, не упирается в него и не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое не снимается в национальном государстве, не объединяется им в новую общезначимую целостность. Соответственно: в современном обществе и для современного общества институционально-государственная мораль, которая не базируется на индивидуальной морали и не корректируется ею, также разрушительна, как и индивидуальная мораль, которая не поднимается до институционально-государственной морали, не дополняется ею.

     Разграничение понятий человека и гражданина, введенное впервые Декларацией человека и гражданина 1789 г., вытекает из разграничения гражданского общества и государства, преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с государством, расширяет сферу его самоопределения. Человек получает возможность свободно действовать в сфере, где движущей силой выступает его индивидуальный интерес. Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе и опирается на естественные неотчуждаемые права. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эту сферу, призвано ограждать ее не только от своего, но и от чьего бы то ни было вторжения.

Информация о работе Гражданское общество как условие формирования правового государства