Юридические факты: понятие и классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является раскрытие понятия, особенностей юридических фактов, указание на признаки юридических фактов и рассмотрение их основных функций, выделение видов, рассмотрение различных классификаций юридических фактов, изучение сложных юридических фактов и фактических составов, и, наконец, определение проблематики выбора юридических фактов, выделение специальных юридических требований к юридическим фактам и рассмотрение порядка, проблематики фиксации, удостоверения и доказывания юридических фактов.

Содержание

Введение. 3-4
Глава1. Общая характеристика юридических фактов. 5
Понятие юридического факта. 5-7
1.2. Функции и признаки юридических фактов. 7-11
Глава 2. Виды юридических фактов. 11
2.1 Классификация юридических фактов. 11-16
2.2 Сложные юридические факты и фактические составы. 16-19
Глава 3. Проблемные моменты в сфере юридических фактов. 19
3.1 Проблема выбора юридических фактов. Специальные
юридические требования. 19-22
3.2. Фиксация, удостоверение и доказывание юридических фактов. 23-26
Заключение. 27-28
Список литературы. 29-30

Работа состоит из  1 файл

Теория гос-ва и права Юридические факты.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

3.1 Проблема выбора юридических фактов. Специальные юридические требования.  

    В процессе выбора юридических фактов с известной долей условности можно выделить несколько шагов. Первый шаг - определение места юридических фактов в общей концепции правового регулирования. Прежде чем конструировать конкретные составы, необходимо решить вопрос, каким методом будут регулироваться данные отношения, какая группа юридических средств будет привлечена для их упорядочения. При этом, как уже отмечалось, принципиальное значение имеет точно выверенное соотношение между строго определенными юридическими фактами и объемом свободного усмотрения. Для административного метода это соотношение одно, для цивилистического или уголовно-правового - иное. Неверное определение места юридических фактов в общей картине правового регулирования - стратегическая ошибка, которую очень трудно исправить в дальнейшем. Второй шаг в выборе юридических фактов – определение социально-юридической ситуации (или вида ситуаций), служащей объектом правового воздействия. Задача заключается в том, чтобы в цепи общественных отношений найти звено, максимально удобное для правового регулирования. Очевидно, что далеко не каждый участок общественных отношений пригоден для этих целей19.

    Социально-юридическая ситуация должна быть объективно контролируемой, удобной для социального контроля с использованием правовых средств, а также обладать социальной определенностью. В зависимости от содержания, состава участников и т. д. социальная ситуация может в большей либо в меньшей степени поддаваться социально-правовому контролю, который не должен вести к вторжению в личную жизнь граждан, ущемлять их законные права и интересы. Достаточно определенными должны быть круг участников отношений, их социальные роли, характер социального противоречия и др.

    Правильное  определение общей структуры  правового регулирования и непосредственного  участка воздействия (юридической  ситуации) позволяет сделать третий шаг - перейти непосредственно к  выбору юридических фактов. Выбирая  юридические факты, следует исходить из того, что юридическое значение факта основывается на его социальном значении. Так, достижение совершеннолетия - свидетельство умственной и физической зрелости человека, его способности участвовать в широком круге социальных отношений, нести полную ответственность за свои действия. Именно из этого вытекает и юридическое значение факта. Если бы факт совершеннолетия не имел социальной ценности, он не мог бы иметь и юридического значения.

    Вовлечение  тех или иных обстоятельств в  орбиту правового регулирования зависит не только от социально-экономических причин, но и в немалой степени от уровня развития законодательства, зрелости научной мысли, существующих в государстве правовых традиций. Выбор юридических фактов - сложная творческая задача, решаемая в процессе разработки нормативного акта, при кодификации законодательства и в ряде других случаев.

    Для того чтобы правильно осуществить  выбор юридического факта, необходимо установить, насколько адекватно  юридический факт отражает социальную ситуацию. По отношению к социальной ситуации юридические факты выполняют двоякую роль: идентификационную, поскольку они призваны точно обозначить социальную ситуацию, обеспечить ее фиксацию в правовом регулировании, и разграничительную, состоящую в том, что юридические факты очерчивают рамки ситуации, позволяют ограничить ее от сходных случаев. Практика свидетельствует о том, что юридические факты не всегда с достаточной полнотой осуществляют эти функции.

    Выделим теперь основные признаки юридических  фактов, необходимые для правильного выбора юридического факта в правовом регулировании. В качестве юридических фактов должны выступать постоянные cтабильные признаки социально-юридической ситуации, отражающие ее социальную сущность. При этом в регулировании однотипных ситуаций должно соблюдаться известное единообразие. Важным требованием к юридическому факту является его юридическая надежность. Это такая характеристика факта, которая отражает, с одной стороны, постоянство связи факта с социальной ситуацией, а с другой - стабильность его социального содержания. Неустойчивые, склонные к внутренним изменениям обстоятельства не должны, как правило, использоваться в качестве юридических фактов. Вопрос о причинах надежности юридических фактов заслуживает отдельного самостоятельного рассмотрения. Отметим лишь, что она может быть вызвана неудачной конструкцией правового регулирования, отсутствием юридических гарантий, в частности, ответственности за фальсификацию юридических фактов, недостатками в работе фактофиксирующих органов и другими обстоятельствами.

    Юридический факт, далее, должен обладать адаптивностью, способностью в известном смысле "приспосабливаться" к меняющимся условиям. Может показаться, что  этот принцип противоречит требованию надежности, но это не так. Например, вскоре после начала в России радикальной экономической реформы все абсолютные суммы пошлин, штрафов, неустоек в рублях были заменены в законодательстве на относительные, кратные "минимальной заработной плате". Использование подобного "адаптирующегося" показателя позволило избежать частых изменений законодательства в стремительно меняющейся экономической ситуации. Следует отметить, что с течением времени юридическое значение фактов может существенно модифицироваться, им может даваться принципиально иная (подчас противоположная) социальная и правовая оценка. Поэтому чрезмерная "жесткость" юридических фактов столь же нежелательна, как и необоснованная "текучесть". Адаптивность, таким образом, не противоречит надежности юридических фактов, а, напротив, дополняет ее, выступает одним из аспектов юридической надежности.

    Важное  значение при выборе юридических  фактов имеют социальные, психологические, информационные и иные факторы, определяющие структуру и динамику социальной ситуации. В данном случае с особой отчетливостью проявляется то обстоятельство, что правовое регулирование - разновидность социального управления и должно подчиняться общим его признакам. Юридические факты, как и все социальное управление, необходимо связывать с коренными социальными интересами, конечными результатами деятельности, должны появляться стимулы к правомерному и социально-полезному поведению.

    Теперь  перейдем к рассмотрению второй части  данного параграфа - специальных  юридических требований к юридическим фактам. Юридические факты, как уже отмечалось, должны отвечать не только "социологическим", но и некоторым "специально-юридическим" требованиям. Нельзя забывать, что они представляют собой элемент юридической формы общественных отношений, одно из средств правового регулирования. Поэтому каждый новый юридический факт должен органично включаться в процесс правового регулирования, в систему юридических фактов отрасли, правового института, нормативного правового акта.

    В качестве юридических фактов могут  выступать лишь такие социальные обстоятельства, которые можно закрепить формально, наличие или отсутствие которых можно с достоверностью установить. Например, в качестве юридических фактов иногда указываются: "старость", "творчество", "здоровье" и т. п. Вряд ли эти социальные обстоятельства, сами по себе достаточно существенные, могут быть юридическими фактами. Невозможно установить, когда наступает "старость". Юридическое значение может иметь возраст, инвалидность, но не "старость", не "здоровье".

    Наконец, в выборе и закреплении юридических  фактов нельзя не считаться с правовыми традициями, сложившимися установками практических работников. Новое, необычное обстоятельство может быть неверно понято и неправильно истолковано. Определенную традицию надо поддерживать и в выборе наименования документов, содержащих фактическую информацию (протокол, акт, справка и т. п.). Юридические факты, закрепляемые в нормах законодательства, должны получать адекватное понятийное выражение и четкое терминологическое обозначение. Содержание факта не нейтрально по отношению к языку, на котором выражен этот факт. В зависимости от системы понятий и терминов, которыми описываются факты, они могут получать ту или иную окраску, приобретать или утрачивать юридическое значение.

    Неверное  определение круга юридически значимых обстоятельств, неточное их отражение средствами юридического языка делает рамки запрещенного и дозволенного расплывчатыми, нечеткими. Это снижает ценность права, создает условия для "обхода закона" и различных злоупотреблений. Напротив, точное определение юридических фактов способно повысить эффективность правового регулирования, оказать позитивное воздействие на экономическую, социальную и культурную жизнь общества. 

    3.2. Фиксация, удостоверение  и доказывание  юридических фактов. 

    В отборе юридических фактов важно учитывать механизм установления, фиксации и удостоверения юридического факта. Если такого механизма нет, т.е. социальное обстоятельство никем не фиксируется, оно вряд ли может быть использовано в качестве юридического факта. Всякий юридический факт представляет собой единство содержания и формы - внешнего выражения этого содержания. Юридические факты по своей природе таковы, что они, как правило, не могут существовать в неоформленном виде.

    Социальное  обстоятельство лишь тогда порождает  правовые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законными средствами в правоприменительном процессе. Такие социальные обстоятельства, как трудовой стаж, образование и т.п., вообще не могут войти в правовое регулирование без их регистрации, законного процедурно-процессуального оформления. Сказанное позволяет понять значение фиксации, удостоверения и доказывания юридических фактов.

    Система фиксации и удостоверения юридических  фактов изучается под своим углом  зрения отраслевыми юридическими науками. Например, Т.М. Кузьмина применительно к трудовым отношениям отмечает: «Состав (или единичный факт) фиксируется в определенном порядке управомоченными на то органами»20. Данная система включает в себя, во-первых, органы, организации и должностных лиц, уполномоченных фиксировать те или иные фактические обстоятельства; во-вторых, установленные законом средства фиксации и стандартные процедуры работы с ними (издание приказов, оформляющих те или иные факты; внесение записей в личные дела, в трудовые книжки и т.п.); в - третьих, действия по выдаче информации об юридических фактах (свидетельств, справок и др.).

    В фактофиксирующей системе необходимо различать деятельность общего и  специального назначения. Общая фактофиксирующая деятельность связана с регистрацией различных фактических обстоятельств независимо от их использования в конкретных правоотношениях (фиксация стажа работы, возраста, местожительства и т.п.). Результаты этой фактофиксирующей деятельности могут использоваться для возникновения, изменения, прекращения самых различных правовых отношений. Специальная фактоустановительная деятельность ведется компетентными государственными органами по конкретному юридическому делу (гражданскому, уголовному) и осуществляется в пределах, необходимых для разрешения именно данного дела. Результаты специальной фактоустановительной деятельности, выраженные в правоприменительном акте, приобретают общее юридическое значение, в том числе преюдициальное, могут использоваться для разрешения иных юридических дел21.

    Фиксация  и удостоверения фактов - близкие, сопряженные, но все же не совпадающие виды деятельности. Фиксация представляет собой регистрационную деятельность, документальное закрепление фактических обстоятельств. Удостоверение состоит в подтверждении истинности фактов, их существования. Фиксация и удостоверение акта нередко сливаются в едином акте (например, регистрация брака), но они могут существовать и порознь (например, удостоверение подлинности документа).

    Рассматривая  состав органов и организаций, ведающих фактофиксирующей деятельностью, можно выделить несколько групп субъектов:

    а) суды общей юрисдикции, фиксирующие  юридические факты в приговорах, решениях, определениях; в эту же группу входят арбитражные суды;

    б) специальные государственные и  негосударственные органы, их подразделения и должностные лица, занимающиеся исключительно или в основном фактофиксирующей деятельностью (загсы, государственные нотариальные конторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой и др.);

    в) иные государственные органы, организации и должностные лица, органы местного самоуправления, осуществляющие в пределах своей компетенции фиксацию и удостоверение юридических фактов наряду с управленческой, производственной, социально-культурной и иной деятельностью (домоуправления, главные врачи больниц и др.).

    Факты, прежде чем они проявят свое юридическое  значение, должны быть надлежащим образом  установлены. Установление и доказывание  юридических фактов - одна из традиционных проблем юридической науки. Юридические  факты устанавливаются в правоприменительном процессе посредством доказательств. Доказательствами являются фактические данные, имеющие значение для установления юридических фактов, выраженные в предусмотренной законом форме. Процесс установления юридических фактов определяет следующие положения:

    1) нельзя ни отождествлять юридические факты, доказательственные факты, доказательства, ни разрывать их. Это неразрывно связанные, но не тождественные элементы процесса правового познания;

    2) установление юридических фактов представляет собой информационный процесс, содержание которого заключается в преобразовании информации о фактах: из скрытой формы - в явную; из разрозненной - в систематизированную, упорядоченную; из вероятного знания - в достоверное;

<

Информация о работе Юридические факты: понятие и классификации