Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 12:06, контрольная работа
История возникновения и становления древнерусского права сложна и уходит далеко в прошлое. На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права. В дальнейшем русское право совершенствовалось и развивалось благодаря собственной законотворческой деятельности князей (княжеские Уставы), различным договорам Руси с Византией, рецепции византийского права. Сыграло свое значение и принятие Русью христианства в 988 году, т.к. нормы христианской культуры во многом противоречат обычному праву. Но главная роль в этом процессе отводится «Русской Правде» - крупнейшему памятнику древнерусского права.
1. Возникновение и развитие древнерусского права. Появление феодальной
собственности на землю. Обязательственное, семейное, наследственное и
уголовное право по «Русской правде»………………..................................3
2. Воинский артикул 1715 года. Основные черты уголовного права в
законодательстве Петра I………………………………................................13
3. Основные положения судебной реформы 1864 года…...........................20
Задача…………………………………………...............................................29
Содержание
1. Возникновение и развитие
древнерусского права.
собственности на землю. Обязательственное, семейное, наследственное и
уголовное право по «Русской
правде»……………….................
2. Воинский артикул 1715 года. Основные черты уголовного права в
законодательстве Петра I……………………………….................
3. Основные положения
судебной реформы 1864 года….........................
Задача…………………………………………........
История возникновения и
становления древнерусского права
сложна и уходит далеко в прошлое.
На раннем этапе развития Древнерусского
государства действовали нормы
обычного права. В дальнейшем русское
право совершенствовалось и развивалось
благодаря собственной
На Руси в то время были
известны понятия «устав», «закон»,
«обычай», «кодекс». Термин «Правда» носил
легально-нравственный характер и являлся
кодексом. Принято делить сборник
на три редакции - большие группы
статей, объединенные хронологическим
и смысловым содержанием: «Краткую»,
«Пространную» и « Сокращенную»
«Краткая Правда» состояла из двух основных частей: Правда Ярослава и Правда Ярославичей. Правда Ярослава (или Древнейшая Правда), называемая в оригинале «Правда Роськая», включает в себя первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Ее возникновение относят ко времени борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015 - 1019гг.).
Правда Ярославичей, сыновей Изяслава, Всеволода и Святослава, (ст.19-43 Краткой Правды) в оригинале – «Правда установлена руськой земли», предположительно была утверждена между годом смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) и смертью одного из его сыновей (1072 г.). В неё были включены: «Покон Вирный» (ст.42) и «Устав мостьников» (ст.43). В данной Правде уже запрещена кровная месть, повышенными мерами наказания ограждались жизнь и имущество феодалов, что говорит о дальнейшем развитии феодальных отношений.
«Пространная Правда», по мнению исследователей, начала формироваться со второй половины XI века и окончательно сложилась в XII веке. Наряду с новыми постановлениями она включала в себя измененные нормы Краткой Правды, состояла из объединенных смыслом групп статей. В ней четко разработан юридический статус категорий населения, представлено уголовное и наследственное право, содержится банкротский устав (1113 г.). Данную редакцию связывают с именами Владимира Мономаха (Устав Владимира Всеволодовича Мономаха с 53 по 121 ст.) и его сына Мстислава Великого (Суд Ярослава Владимировича с 1 по 52 ст.).
«Сокращенная Правда» возникла в XIII-XIV вв., дошла до нас всего в нескольких списках и происхождение её наиболее неопределенно, нежели других редакций. Данная редакция считается переработанной Пространной правдой, хотя в ней нет статей, заимствованных из Краткой в Пространную Правду, а присутствуют статьи, которых нет в Пространной Правде.
В реальной жизни
не существовало единого
Появление Русской Правды было связано с необходимостью установления справедливого закона в условиях господства мести и дикого произвола. Закон должен был определить и конкретно выразить те условия, которые позволяли справедливо и быстро удовлетворить оскорбленные чувства потерпевшей стороны. Поэтому в то время Русская Правда считалась венцом юридической мысли, впитавшим итоги предшествующей практики обычного права1.
Анализируя древнерусские памятники права, можно сделать вывод, что Русская Правда является в основном сборником норм уголовного права и процесса (что характерно для памятников права раннего феодализма). Но уже в то время на Руси существовало развитое материальное право и эффективные методы его регулирования и защиты.
Право собственности, оно
же «Вещное право», в основном распространялось
на движимое имущество (имения). К такому
имуществу относились кони, скот, торговые
товары, орудия труда, одежда, оружие и
др. Собственник мог ими владеть,
пользоваться и распоряжаться вплоть
до их уничтожения, мог вступать в
договоры, связанные с вещами, а
также требовать защиты своих
прав на вещи и т.д. В качестве субъекта
права собственности мог
С правом собственности на недвижимое имущество, в частности на землю, дело обстоит сложнее. Оно возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины. Для защиты земельной собственности в Русской Правде предусмотрено всего несколько статей (ст.70-72 Пр.Пр. и ст.34 Кр.Пр.), которые обязуют нарушителя выплатить штраф в 12 гривен за нарушение земельной или бортной межи.
Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой. Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей.
Основными видами договоров были договоры займа, купли-продажи, поклажи (хранения имущества), закупничество (займ с самозакладом) и личного найма. Договоры заключались, как правило, в устной форме в присутствии свидетелей (послухов) и требовали выполнения некоторых формальных процедур, например, рукобитья. За невыполнение обязательств по договору должник отвечал имуществом и даже свободой.
Много внимания в Русской Правде уделяется договору займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам (ст.53 Пр.Пр.). Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и вещи, продовольствие. Просматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку.
Существовал и специальный договор между купцами, когда брался кредит для торговых целей. В Русской Правде предусматривалась защита прав кредитора и должника. Так, в случае банкротства по несчастному случаю, купец получал рассрочку, а в случае умышленного, злостного банкротства, либо когда купец пропьет или проиграет чужой товар – он отдавался на волю кредитора, вплоть до продажи в холопы и конфискации имущества (ст. 54-55 Пр.Пр.).
В Русской Правде имеется целый ряд статей, регулирующий право наследования (ст.90-95, 98-106 Пр.Пр.). Унаследовать можно было только движимое имущество, о наследовании земли ничего не упоминалось, что следует из отсутствия чёткого права собственности на землю. Существовало два принципа наследования: по закону (по обычаю) и по завещанию. Завещание лишь могло поделить имущество между наследниками, но не расширить круг лиц, допускаемых законом (обычаем) к наследованию. Так, к примеру, нельзя было завещать имущество человеку не из своей семьи.
Завещание выражалось в устной форме как коллективная воля всей семьи во главе с отцом. А вообще делать завещание могли отец и мать по отношению к своим детям, и муж по отношению к жене. Мать имела больше свободы в праве распоряжения своим имуществом, например, завещать наследство дочерям, если сыновья оказывались непочтительными.
По закону на наследство имели право дети умершего, вдова и церковь. Вдова распоряжалась имуществом до совершеннолетия (зрелости) детей, которое, по некоторым данным, наступало в 15 лет. Сыновья имели преимущественное право на получение наследства. Преимущество старшинства не играло роли, а наоборот, отцовский двор переходил младшему сыну (ст.100 Пр.Пр.). Дочери, при наличии сыновей, не могли претендовать на наследство исходя, скорее всего, из того что, выйдя замуж, они полностью перейдут на обеспечение мужа. Но на приданное они могли претендовать, а также оставаться на содержании семьи до замужества.
Без ярко выраженных
феодальных черт не обошлось
и наследственное право, оно
характеризовалось открыто
Принятие христианства внесло
коренные изменения в семейно-брачное
право. Церковь вела активную борьбу
с язычеством, устранила многоженство,
выступала за торжество семейной
нравственности. Под влиянием византийского
права устанавливаются пределы
свободного расторжения брака, вводится
церковная форма заключения брака
– венчание. Брак, развод, моральные
отношения в семье
Верховенство мужчины
в семье сохранилось и
Дети находились под неограниченной властью своих родителей. Родители были вправе продать своих детей в холопы, лишить наследства и даже убить, безнаказанно.
В древнерусском законодательстве большое внимание уделяется уголовному праву. Обращает внимание на себя его частный характер. Преступление трактуется как деяние, которое причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности и имуществу. Отсюда появляется термин для обозначения преступления – «обида».
Все преступления по Русской Правде – это преступления против личности или против имущества. Закон не знал различия между уголовными и гражданскими правонарушениями. Например, согласно ст. 15 КП, злостный неплатеж долга, образовавшегося в результате гражданско-правовой сделки, признавался обидой и влёк за собой уголовное наказание в виде штрафа.
Развитие феодализма приводит к более яркому проявлению у преступлений классового характера, а также формированию в праве системы мер наказания в зависимости от социального положения и сословной принадлежности потерпевшего и преступника, неодинакового подхода к защите их интересов.
Уже в то время в уголовном законодательстве присутствовал ряд норм, присущих современному уголовному праву. Различалось покушение на преступление (например, человек, обнаживший меч, но не ударивший) и само преступление (удар мечом). Удар мечом в ножнах (удар чашей, рогом) не считался телесным повреждением, а относился к оскорблению, которое наказывалось еще строже побоев.
Существует понятие
В Русской Правде имеет отражение превышение мер необходимой обороны (при убийстве вора, например, когда его давно задержали и в его действиях нет непосредственной опасности).
Законодатель знал понятие рецидива – повторного преступления, особенно в случаях конокрадства (ст. 35 Пр.Пр.).
Русская Правда знает соучастие, например, при совершении кражи (ст. 40 КП, ст. 42,43 ПП). Участники преступления не разграничивались по степени вины, а наказывались одинаково: «Аже крадеть гумно или жито в яме, то колико их будеть крало, то всем по 3 гривны и по 30 кун».
Признавалась возможность
мести, но ст. 1 КП уже ограничивает
круг лиц, имеющих право мстить.
В случае отсутствия мстителей или
нежелания ближайших родственников
или самого обиженного мстить за обиду
устанавливалось денежное взыскание.
Месть могла применяться
Информация о работе Контрольная работа по "История отечественного государства и права"