Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 12:06, контрольная работа
История возникновения и становления древнерусского права сложна и уходит далеко в прошлое. На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права. В дальнейшем русское право совершенствовалось и развивалось благодаря собственной законотворческой деятельности князей (княжеские Уставы), различным договорам Руси с Византией, рецепции византийского права. Сыграло свое значение и принятие Русью христианства в 988 году, т.к. нормы христианской культуры во многом противоречат обычному праву. Но главная роль в этом процессе отводится «Русской Правде» - крупнейшему памятнику древнерусского права.
1. Возникновение и развитие древнерусского права. Появление феодальной
собственности на землю. Обязательственное, семейное, наследственное и
уголовное право по «Русской правде»………………..................................3
2. Воинский артикул 1715 года. Основные черты уголовного права в
законодательстве Петра I………………………………................................13
3. Основные положения судебной реформы 1864 года…...........................20
Задача…………………………………………...............................................29
В соответствии
с артикулами
1. Государственные. Простой
умысел убить или взять
в плен царя наказывался
четвертованием. Так же наказывалось
вооруженное выступление
2. Против религии. В
эту группу входили
3. К должностным преступлениям относили взяточничество, наказываемое смертной казнью, конфискацией имущества и телесными наказаниями.
4. Преступления против
порядка управления и суда.
К ним относились срывание
и истребление указов, что наказывалось
смертной казнью. Сюда же
относились такие действия, как
подделка печатей, писем, актов
и расходных ведомостей, за
что полагались телесные
К преступлениям против суда относились лжеприсяга, которая наказывалась отсечением двух пальцев (которыми присягали) и ссылкой на каторгу, лжесвидетельство, наказываемое как и лжеприсяга (кроме того, назначалось церковное покаяние).
5. Преступления против "благочиния", близко стоящие к предыдущей группе, но не имеющие прямой антигосударственной направленности. К ним относили укрывательство преступников, каравшееся смертной казнью, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей. В дополняющих Артикулы указах предусматривались наказания за буйство, пьянство, игру в карты на деньги, драки и нецензурную брань в публичных местах.
6. Убийство. Артикулы различали умышленное (каравшееся отсечением головы), неосторожное (наказываемое телесным заключением, штрафом, шпицрутенами), случайное (ненаказуемое). К наиболее тяжким видам убийств законодательство относило убийство по найму, отравление, убийство отца, матери, младенца или офицера. Особая этическая окраска этих составов очевидна, за этим следовал и особый вид наказания - колесование. Неудачно покушавшийся на самоубийство после благополучного спасения приговаривался к смертной казни. Оставшиеся в живых дуэлянты наказывались повешением, тела погибших на дуэли (как и самоубийц) подвергались надругательству. Отсечение руки назначалось за удар тростью (состав, находящийся на грани между телесными повреждениями и оскорблением действием). Ударившего рукой, ударял публично по щеке профос (низший воинский чин, наблюдавший за чистотой отхожих мест).
7. Артикулы вводят имущественный (количественный) критерий для определения тяжести преступления - сумму в двадцать рублей. За кражу на сумму меньше установленной в первый раз, преступник наказывался шпицрутенами (шесть раз проходя через строй), во второй раз наказание удваивалось, в третий раз ему урезали уши, нос и ссылали на каторгу. Укравшего имущество на сумму свыше двадцати рублей уже после первого раза казнили. Смертная казнь назначалась также лицам, укравшим: в четвертый раз, укравшим во время пожара или наводнения, из государственного учреждения, у своего господина, у своего товарища, на месте, где он нес караул, из военного склада. Эти лица наказывались смертью через повешение.
8. К преступлениям против
нравственности относили
Основной целью наказания по Артикулам являлось устрашение, что явствовало из специальных оговорок типа "дабы через то страх подать и оных от таких непристойностей удержать". Устрашение сочеталось с публичностью наказаний. Преступнику отсекали тот орган, посредством которого он совершил преступные действия. Изоляция, исключение из общества преступника, становится определенно выраженной целью наказания. Труд преступников использовали при строительстве Санкт-Петербурга, гаваней, дорог, каналов, при работе в рудниках и мануфактурах.
Наказание и его применение
характеризовались рядом
а) отсутствием
б) неопределенностью
формулировок ("по суду наказан
будет", "по обстоятельствам
дела наказан будет" и
т.п.: неопределенность приговора
усиливала общее состояние
в) отсутствием формального равенства перед законом. Смертная казнь по Артикулам была предусмотрена в 122 случаях, причем в 62 случаях - с обозначением вида, она подразделялась на простую и квалифицированную.
Наиболее последовательной из всех реформ 60 – 70 гг., проведенных Александром ІІ в России, была судебная реформа 1864г. Целью судебной реформы было создание хорошо отлаженной судебно-правовой системы со строгим разделением полномочий между всеми ее составляющими.
Основными недостатками судебной системы до 1864 года были:
Законодательной базой судебной реформы стали четыре закона, утвержденные императором 20 ноября 1864г.: "Учреждение судебных установлений", "Устав гражданского судопроизводства", "Устав уголовного судопроизводства", "Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями". Судебная реформа в корне изменила судоустройство России. Основными принципами судебной системы стали:
Новая судебная система, введенная «Учреждением судебных установлений» состояла из двух структур:
Во главе судебной системы стоял Cенат. Сокращение числа судебных инстанций и разграничение их компетенции ускорило судопроизводство.
Мировые суды, как судебная инстанция, создавались в уездах и городах с целью разгрузить общие суды от рассмотрения малозначительных гражданских и уголовных дел. Мировой судья имел свой участок, несколько мировых участков в пределах одного или нескольких уездов составляли мировой округ. Мировой суд демонстрировал демократизацию суда и «приближение» правосудия к населению. Однако, земства были введены только в 34 губерниях европейской части России, в Сибири земские учреждения не вводились, а мировые судьи назначались министром юстиции3. В мировых судах получили свое развитие такие принципы производства как гласность и публичность. Открытые публичные заседания вызывали огромный интерес среди всех слоев населения, в залах можно было увидеть всех: и дворян, и купцов, и крестьян. Авторитет новых судов в глазах общества поднимался, так как реформированные суды смогли изменить мнение населения в ощущении полной безнаказанности. Обвинительные вердикты выносились как в адрес дворян, так и крестьян, а это является наивысшим проявлением независимости и беспристрастности судебной власти. Таким образом, у населения зарождалось представление о равенстве всех перед законом независимо от сословной принадлежности.
Мировые судьи с первых шагов своей деятельности прививали интерес и уважение в обществе к мировому институту, особенно среди крестьян. Народ стал говорить: «За это мировой по голове не погладит», «нынче все равны перед судом»4. Этому способствовал подбор людей на должности мировых судей. Мировым судьей мог стать человек, отвечающий определенным требованиям: возраст (не моложе 25 лет), образование (высшее или среднее), оседлость (проживший не менее 2 лет в данной местности), имеющий опыт работы в судебных органах не менее 3 лет и обладающий собственностью.
Подсудность гражданских
дел в мировом суде определялась
ценой иска, рассматривались дела,
ущерб по которым не превышал 500 рублей.
Из уголовных дел мировой
Многие помещики сложно переносили изменения в судебной системе. Также свое недовольство деятельностью мирового суда выражали губернаторы как представители местной администрации. Особое недовольство вызывала обязанность полиции передавать в мировой суд дела, которые ранее рассматривались в административном порядке, и доказывать вину обвиняемого. В 1875 году по распоряжению императора было создано Особое совещание, которое, пересмотрев проблему взаимоотношений между судебной и административной властью, приняло 10 февраля 1876 года решение «Об освобождении губернаторов в качестве свидетелей на суде», о предоставлении показаниям полиции на суде «силы доказательств» и отменило право мировых судей и чинов прокурорского надзора делать предостережения полиции.
В 1889 г. институт мировых
судей подвергся некоторой
Появление волостного суда в бывших помещичьих землях после отмены крепостного права было связано с образованием сословной крестьянской волости, сохранением общины и традиционного уклада крестьянской жизни. Ключевая проблема переустройства волостных судов на началах всесословности и расширение за счет их ведомства подсудности мировой юстиции заключалось в несоответствии крестьянского обычного права, особенно в гражданских делах, официальному гражданскому праву. Волостные суды как судебная инстанция крестьянского самоуправления были учреждены «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года. В первоначальном виде волостные суды рассматривали только дела, в которые были вовлечены крестьяне. После 1889 года их юрисдикция распространилась на всех жителей сельской местности. В «Общем положении о крестьянах» волостным судам предписывалось решать имущественные споры и тяжбы между крестьянами и разбирать их проступки. Сами судьи избирались из крестьян – это мужчины, достигшие 35 лет, пользующиеся уважением односельчан и, по возможности грамотные.
Как и мировая юстиция, волостные суды в 1889 г. были подчинены земским начальникам, которые осуществляли надзор и были обязаны ревизовать каждый из них не менее 2 раз в год. Волостные суды воплощали идею вынесения приговоров равными, такими же крестьянами, а выборность вносила в деятельность суда глубоко демократический характер. Эти суды служили связующим звеном между сельским населением и государством, разрешая конфликты мирным путем с помощью правовых процедур.
Информация о работе Контрольная работа по "История отечественного государства и права"