Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:44, контрольная работа
Структура Конституции РБ: характеристика ее основных разделов
Конституционно – правовые основы судебной системы РБ.
Обеспечение законности, правопорядка и безопасности граждан в РБ.
Государственное управление в социокультурной сфере общества на примере РБ.
Широкий резонанс получила Ст.
92 Конституции Республики
Конституционные признаки судебной власти:
Согласно Конституции РБ, судебная власть в Республики Башкортостан (далее РБ):
осуществляется только судами;
имеет полную самостоятельность;
реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
характеризуется единством судебной системы РБ, которое обеспечивается путём:
закрепления принципов судебной системы в Конституции и законе «О судебной системе РБ».
соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;
признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;
закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;
финансирования судей из республиканского бюджета.
судебная
власть в Республике Башкортостан осуществляется
судами в лице судей и привлекаемых
в установленном законом
Система органов судебной власти Республики Башкортостан.
В соответствии с Основным Законом республики судебную власть в Республике Башкортостан представляют суды, образованные на основе Конституции Республики Башкортостан. Судебную систему Республики Башкортостан согласно Конституции Республики Башкортостан составляют: Конституционный Суд Республики Башкортостан — высший судебный орган защиты конституционного строя, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства; Верховный Суд Республики Башкортостан - осуществляющий правосудие и надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции; Арбитражный суд Республики Башкортостан - судебный орган по разрешению экономических споров и рассмотрению иных дел, отнесенных к его компетенции; районные суды и мировые судьи. Организация, полномочия и порядок деятельности судов в Республике Башкортостан определяются федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
Законодательством Российской Федерации все суды, кроме конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей, отнесены к федеральным судам. Полномочия, порядок образования и деятельности данных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. На основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан вопросы судоустройства в республике решались согласуясь с законодательством Республики Башкортостан. В соответствии с этим в Конституции Республики Башкортостан нашли свое отражение некоторые принципы организации и деятельности федеральных судебных органов. Так, в Конституции Республики Башкортостан 1993 года было установлено, что судьями в Республике Башкортостан могут быть граждане Республики Башкортостан, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии. Эта норма сохранена в статье 107 в ныне действующей редакции Конституции Республики Башкортостан.
На основании статьи 79 Конституции Республики Башкортостан в редакции 1993 года кандидатуры федеральных судей по представлению Президента Республики Башкортостан согласовывались с Государственным Собранием Республики Башкортостан, после чего направлялись на утверждение Президентом Российской Федерации.
В Конституции Республики Башкортостан в редакции 1993 года также нашли свое отражение принципы несменяемости и неприкосновенности судей.
Компетенция Конституционного Суда Республики Башкортостан определена в рекомендательном плане в вышеупомянутом федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и в императивном - в Конституции Республики Башкортостан и Законе Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан».
Основная функция Конституционного Суда Республики Башкортостан - обеспечение конституционности правотворчества и правоприменительной практики. Конституционный Суд отправляет особую форму судебной деятельности - конституционное судопроизводство, поэтому его статус и его полномочия весьма специфичны.
Закон «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» был принят 14 января 1997 года. Согласно этому закону он рассматривал дела о конституционности:
1) договоров Республики Башкортостан в области международной деятельности;
2) договоров между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;
3) законов Республики Башкортостан и нормативных правовых актов Государственного Собрания Республики Башкортостан;
4) нормативных правовых актов Президента Республики Башкортостан, Кабинета Министров Республики Башкортостан и иных органов исполнительной власти Республики Башкортостан;
5) нормативных правовых актов местных органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления;
6) иных дел, если они предусмотрены законом и не противоречат юридической природе Конституционного Суда Республики Башкортостан.
С того времени по 2006 год в этот закон 5 раз вносились изменения и дополнения. В редакции закона от 7 ноября 2006 года Конституционный Суд Республики Башкортостан:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Республики Башкортостан:
а) законов Республики Башкортостан;
б) нормативных правовых актов Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан;
в) нормативных правовых актов Президента Республики Башкортостан;
г) нормативных правовых актов Правительства Республики Башкортостан и иных республиканских органов исполнительной власти;
д) нормативных правовых актов местных органов государственной власти Республики Башкортостан;
е) нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
2) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность нормативного правового акта органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления;
3) дает толкование Конституции Республики Башкортостан;
4) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
5) рассматривает иные конституционно-правовые вопросы, отнесенные к его компетенции федеральным законом и законом Республики Башкортостан.
Акты, признанные Конституционным Судом Республики Башкортостан неконституционными, утрачивают силу. Решения Конституционного Суда Республики Башкортостан вступают в силу немедленно после их провозглашения, являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат.
Конституционный Суд Республики Башкортостан является одной из важных ветвей государственной власти, и, следовательно, одной из его имманентных функций является политическая.
Политическая функция Конституционного Суда Республики Башкортостан усматривалась в следующих положениях статьи 123 Конституции Республики Башкортостан 1993 года. Так, Конституционный Суд Республики Башкортостан решал вопросы об антиконституционности политических партий, ограничении их деятельности, запрещении и роспуске. (При внесении изменений в Конституцию Республики Башкортостан от 3 декабря 2002 года данная норма исключена.)
С
запросом по этому вопросу в
Конституционный Суд проверял деятельность политической партии с точки зрения ее соответствия Конституции Республики Башкортостан.
Деятельность политической партии прекращалась, если Конституционный Суд признавал ее деятельность противоречащей Конституции Республики Башкортостан.
Конституционный Суд Республики Башкортостан до 3 декабря 2002 года имел право давать заключения о соответствии Конституции Республики Башкортостан действий и решений Президента Республики Башкортостан, иных высших должностных лиц Республики Башкортостан, а также об утрате, в том числе временной, Президентом Республики Башкортостан способности исполнять свои обязанности.
Обращаться с запросом о даче заключения имело право Государственное Собрание Республики Башкортостан. Запрос был допустим только в том случае, если действия и решения, конституционность которых предстояло проверить, являлись основанием для выражения недоверия Президенту Республики Башкортостан, отрешения его от должности, а для высших должностных лиц - основанием для приведения в действие иного специального механизма их ответственности. Государственное Собрание должно было принять постановление об обращении в Конституционный Суд Республики Башкортостан с запросом о даче заключения об утрате Президентом РБ способности исполнять свои обязанности. Постановление Государственного Собрания Республики Башкортостан основывалось на заключении государственной медицинской комиссии, специально образуемой для подготовки заключения о состоянии здоровья Президента Республики Башкортостан.
Конституционный Суд Республики Башкортостан, рассмотрев запрос Государственного Собрания Республики Башкортостан, мог дать одно из следующих заключений:
«а) о признании действий и решений высших должностных лиц Республики Башкортостан соответствующими Конституции Республики Башкортостан;
б) о признании действий и решений высших должностных лиц Республики Башкортостан не соответствующими Конституции Республики Башкортостан;
в) о сохранении Президентом Республики Башкортостан способности исполнять свои обязанности;
г) об утрате, в том числе временной, Президентом Республики Башкортостан способности исполнять свои обязанности».
Как считают сторонники судебного активизма, конституция - это то, что о ней говорят судьи. По мнению профессора Л. В. Бойцовой, парадокс конституционной интерпретации состоит в том, что удачная конституция должна оставаться прежней, но все время меняться. И, конечно, одним из главных направлений деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан является толкование Конституции Республики Башкортостан.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"