Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:44, контрольная работа

Описание

Структура Конституции РБ: характеристика ее основных разделов
Конституционно – правовые основы судебной системы РБ.
Обеспечение законности, правопорядка и безопасности граждан в РБ.
Государственное управление в социокультурной сфере общества на примере РБ.

Работа состоит из  1 файл

Конституция РБ.docx

— 72.31 Кб (Скачать документ)

        Широкий резонанс получила Ст. 92 Конституции Республики Башкортостан  — о необходимости для Президента  Республики Башкортостан владеть  башкирским и русским языками.  Некоторые юристы и общественные  деятели выразили сомнение, что  при отсутствии республиканского  «Закона о языках» и упоминания  в Конституции положений о  государственных языках, можно оставлять  эту статью без изменения, игнорируя  татарский язык — язык второй  по численности нации. В ходе  предвыборной президентской кампании  весной 1998 г. ряд депутатов Государственной  Думы подал заявление в Конституционный  Суд Российской Федерации требуя  признать это положение незаконным. Конституционный Суд согласился  и отменил необходимость знания  кандидатом в президенты Республики  Башкортостан двух языков —  башкирского и русского.  Принятый окончательно вариант Конституции Республики Башкортостан сглаживал все острые противоречия, которые явно были видны в проекте. Так, Комиссия исключила статью о праве свободного выхода Башкирии из состава Российской Федерации, в преамбуле используется термин «многонациональный народ Республики Башкортостан». Однако сохранилось право на самоопределение лишь башкирской нации (Ст. 69), вводилось обязательное для Президента РБ владение башкирским языком (Ст. 92). По Конституции Президент Башкирии имел право опротестовывать и приостанавливать «самостоятельно или по решению Конституционного суда Республики Башкортостан действие актов государственных органов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан» (Ст. 95, п. 9). Тем самым провозглашался приоритет государственной власти и законодательства Республики Башкортостан над федеральной властью и общероссийским законодательством. Вступала в противоречие с Конституцией Российской Федерации и статья 144 Конституции Республики Башкортостан, в которой провозглашалось, что «полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Республики Башкортостан определяются законом Республики Башкортостан». Это положение не согласуется с пунктом 1 статьи 129 Конституции РФ. Таким образом Конституция Башкирии по ряду положений противоречила Конституции России. 
 

    1. Конституционно  – правовые основы судебной системы  РБ.
 

      Конституционные признаки судебной власти:

      Согласно  Конституции РБ, судебная власть в Республики Башкортостан (далее РБ):

      осуществляется  только судами;

      имеет полную самостоятельность;

      реализуется посредством применения права в  ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

      характеризуется единством судебной системы РБ, которое обеспечивается путём:

      закрепления принципов судебной системы в  Конституции и  законе «О судебной системе РБ».

      соблюдения  всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

      признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

      закрепления единства статуса судей на всех уровнях  судопроизводства;

финансирования  судей из республиканского бюджета.

      судебная  власть в Республике Башкортостан осуществляется судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке  к осуществлению правосудия представителей граждан Республики Башкортостан (народных заседателей).

        Система органов судебной власти Республики Башкортостан.

      В соответствии с Основным Законом республики судебную власть в Республике Башкортостан представляют суды, образованные на основе Конституции Республики Башкортостан. Судебную систему Республики Башкортостан согласно Конституции Республики Башкортостан составляют: Конституционный Суд Республики Башкортостан — высший судебный орган защиты конституционного строя, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства; Верховный Суд Республики Башкортостан - осуществляющий правосудие и надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции; Арбитражный суд Республики Башкортостан - судебный орган по разрешению экономических споров и рассмотрению иных дел, отнесенных к его компетенции; районные суды и мировые судьи. Организация, полномочия и порядок деятельности судов в Республике Башкортостан определяются федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

      Законодательством Российской Федерации все суды, кроме  конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей, отнесены к федеральным судам. Полномочия, порядок образования и деятельности данных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. На основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан вопросы судоустройства в республике решались согласуясь с законодательством Республики Башкортостан. В соответствии с этим в Конституции Республики Башкортостан нашли свое отражение некоторые принципы организации и деятельности федеральных судебных органов. Так, в Конституции Республики Башкортостан 1993 года было установлено, что судьями в Республике Башкортостан могут быть граждане Республики Башкортостан, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии. Эта норма сохранена в статье 107 в ныне действующей редакции Конституции Республики Башкортостан.

      На  основании статьи 79 Конституции  Республики Башкортостан в редакции 1993 года кандидатуры федеральных  судей по представлению Президента Республики Башкортостан согласовывались  с Государственным Собранием Республики Башкортостан, после чего направлялись на утверждение Президентом Российской Федерации.

      В Конституции Республики Башкортостан в редакции 1993 года также нашли свое отражение принципы несменяемости и неприкосновенности судей.

      Компетенция Конституционного Суда Республики Башкортостан определена в рекомендательном плане  в вышеупомянутом федеральном конституционном  законе «О судебной системе Российской Федерации» и в императивном - в  Конституции Республики Башкортостан и Законе Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан».

      Основная  функция Конституционного Суда Республики Башкортостан - обеспечение конституционности правотворчества и правоприменительной практики. Конституционный Суд отправляет особую форму судебной деятельности - конституционное судопроизводство, поэтому его статус и его полномочия весьма специфичны.

      Закон «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» был принят 14 января 1997 года. Согласно этому закону он рассматривал дела о конституционности:

      1) договоров Республики Башкортостан в области международной деятельности;

      2) договоров между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;

      3) законов Республики Башкортостан и нормативных правовых актов Государственного Собрания Республики Башкортостан;

      4) нормативных правовых актов Президента Республики Башкортостан, Кабинета Министров Республики Башкортостан и иных органов исполнительной власти Республики Башкортостан;

      5) нормативных правовых актов местных органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления;

      6) иных дел, если они предусмотрены законом и не противоречат юридической природе Конституционного Суда Республики Башкортостан.

      С того времени по 2006 год в этот закон 5 раз вносились изменения  и дополнения. В редакции закона от 7 ноября 2006 года Конституционный  Суд Республики Башкортостан:

      1)  разрешает дела о соответствии Конституции Республики Башкортостан:

      а) законов Республики Башкортостан;

      б)  нормативных правовых актов Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан;

      в)   нормативных правовых актов Президента Республики Башкортостан;

      г)  нормативных правовых актов Правительства  Республики Башкортостан и иных республиканских органов исполнительной власти;

      д)  нормативных правовых актов местных  органов государственной власти Республики Башкортостан;

      е) нормативных правовых актов органов  местного самоуправления;

      2)  по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность нормативного правового акта органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления;

      3) дает толкование Конституции Республики Башкортостан;

      4)  выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

      5)  рассматривает иные конституционно-правовые вопросы, отнесенные к его компетенции федеральным законом и законом Республики Башкортостан.

      Акты, признанные Конституционным Судом  Республики Башкортостан неконституционными, утрачивают силу. Решения Конституционного Суда Республики Башкортостан вступают в силу немедленно после их провозглашения, являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат.

      Конституционный Суд Республики Башкортостан является одной из важных ветвей государственной  власти, и, следовательно, одной из его  имманентных функций является политическая.

      Политическая  функция Конституционного Суда Республики Башкортостан усматривалась в следующих положениях статьи 123 Конституции Республики Башкортостан 1993 года. Так, Конституционный Суд Республики Башкортостан решал вопросы об антиконституционности политических партий, ограничении их деятельности, запрещении и роспуске. (При внесении изменений в Конституцию Республики Башкортостан от 3 декабря 2002 года данная норма исключена.)

      С запросом по этому вопросу в Конституционный  Суд Республики Башкортостан могло  обратиться Министерство юстиции Республики Башкортостан в случае, если оно  дважды приостанавливало деятельность политической партии и в течение  года со дня приостановления ее деятельности вновь допускались нарушения Конституции Республики Башкортостан.

      Конституционный Суд проверял деятельность политической партии с точки зрения ее соответствия Конституции Республики Башкортостан.

      Деятельность  политической партии прекращалась, если Конституционный Суд признавал ее деятельность противоречащей Конституции Республики Башкортостан.

      Конституционный Суд Республики Башкортостан до 3 декабря 2002 года имел право давать заключения о соответствии Конституции Республики Башкортостан действий и решений  Президента Республики Башкортостан, иных высших должностных лиц Республики Башкортостан, а также об утрате, в том числе временной, Президентом Республики Башкортостан способности исполнять свои обязанности.

      Обращаться  с запросом о даче заключения имело  право Государственное Собрание Республики Башкортостан. Запрос был допустим только в том случае, если действия и решения, конституционность которых предстояло проверить, являлись основанием для выражения недоверия Президенту Республики Башкортостан, отрешения его от должности, а для высших должностных лиц - основанием для приведения в действие иного специального механизма их ответственности. Государственное Собрание должно было принять постановление об обращении в Конституционный Суд Республики Башкортостан с запросом о даче заключения об утрате Президентом РБ способности исполнять свои обязанности. Постановление Государственного Собрания Республики Башкортостан основывалось на заключении государственной медицинской комиссии, специально образуемой для подготовки заключения о состоянии здоровья Президента Республики Башкортостан.

      Конституционный Суд Республики Башкортостан, рассмотрев запрос Государственного Собрания Республики Башкортостан, мог дать одно из следующих  заключений:

      «а) о признании действий и решений  высших должностных лиц Республики Башкортостан соответствующими Конституции Республики Башкортостан;

      б)  о признании действий и решений  высших должностных лиц Республики Башкортостан не соответствующими Конституции Республики Башкортостан;

      в) о сохранении Президентом Республики Башкортостан способности исполнять  свои обязанности;

      г)  об утрате, в том числе временной, Президентом Республики Башкортостан способности исполнять свои обязанности».

      Как считают сторонники судебного активизма, конституция - это то, что о ней  говорят судьи. По мнению профессора Л. В. Бойцовой, парадокс конституционной интерпретации состоит в том, что удачная конституция должна оставаться прежней, но все время меняться. И, конечно, одним из главных направлений деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан является толкование Конституции Республики Башкортостан.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"