Лекции о теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:32, курс лекций

Описание

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.
Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко—правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно—правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по тгп.docx

— 54.37 Кб (Скачать документ)

8) осуществление правотворческой деятельности;

9) соблюдение закона и порядка с помощью специально созданных карательных и правоохранительных аппаратов – суда, прокуратуры, милиции и др.;

10) распоряжение национальными ресурсами;

11) наличие особой финансовой и налоговой системы;

12) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;

13) наличие вооруженных сил и органов безопасности, обеспечивающих оборону, суверенитет и территориальную целостность. Понятие государства включает в себя и сущность, т. е. свойство, которое отражает главные, определяющие, устойчивые и закономерные признаки государства.

Согласно  научным положениям марксизма государство  по своей сущности – это организация политической власти общества в лице экономически господствующего класса. Положения марксизма обедняли и искажали представление о государстве, так как были односторонними и содержали понимание сущности государства и его социального назначения только с классовых позиций.

Марксистский  подход к понятию государства  отвергал все немарксистские учения о государстве, большинство из которых  говорили о понятии государства  как института социального компромисса  и достижения общественного блага. Эти теории также являлись односторонними, так как признавали в государстве  только общесоциальную, общечеловеческую сторону.

Общечеловеческое  предназначение государства  – находить социальный компромисс между различными слоями населения и обеспечивать общесоциальную направленность при выполнении государственных функций. Поэтому в сущности государства должны одновременно учитываться общечеловеческое и классовое начала. 
 

Государственная власть. Понятие, признаки, виды.

Власть  – это отношения, которые возникают между властвующим и подвластным, в которых властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение и деятельность.

Структура власти:

1) субъект (государство, население);

2) объект (на кого распространяется власть);

3) отношения по поводу власти;

4) регламентирующие нормы. Виды мотивов власти:

1) страх;

2) привычка к повиновению;

3) убежденность в повиновении;

4) авторитет;

5) доверие;

6) право;

7) воля и т. д.

Источники власти – сила, богатство, положение в обществе, наличие знаний.

Виды  власти:

1) власть вождя;

2) государственная власть;

3) политическая власть;

4) экономическая власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть;

7) церковная власть.

Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти.

Признаки  государственной  власти: 1) публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления;

2) универсальность – распространение на все сферы общественной жизни;

3) верховенство – подчинение других видов социальной власти, кроме власти своего народа;

4) легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства;

5) законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм;

6) легальность – соответствие основного закона государства и действующего законодательства;

7) легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию и т. д.);

8) опора на государственное принуждение;

9) использование системы налогов;

10) деление населения по территориальному признаку.

Методы  управленческого  воздействия:

1) метод насилия (принуждения);

2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Социальная  власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Политическая  власть – специфическая форма общественных отношений, в которых участвуют все субъекты политической системы.

Форма правления. Понятие и виды.

Форма правления – организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением.

Виды  форм правления: 1) монархия, в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.

Признаки  монархии:

а) наличие единоличного главы государства;

б) передача власти по наследству представителям правящей династии;

в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно;

г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.

Виды  монархии:

а) абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);

б) конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:

– парламентская – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.); 2) республика, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.

Признаки  республики:

а) формально—юридическое признание народа в качестве источника власти;

б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления;

в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

г) сменяемость и выборность представительной власти;

д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.

Виды  республик:

а) президентская – власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);

б) парламентская – всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);

в) полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция, Финляндия).

Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и  ограниченной монархии (Кувейт). 

Форма государственного устройства. Понятие и виды.

Форма государственного устройства – политико—территориальное устройство государства.

Простые (унитарные) государства –  единые и централизованные государства, состоящие из административно—территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти и не обладающих признаками суверенитета (Франция, Норвегия и т. д.).

Признаки:

1) единство и суверенитет;

2) административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью;

3) единый и централизованный государственный аппарат;

4) общая законодательная система;

5) единая система взимания налогов. Виды:

1) в зависимости от способа контроля:

а) централизованные (на местах – представители из центра);

б) децентрализованные, в которых избираются органы местного самоуправления;

в) смешанные;

2) региональные, состоящие из политических автономных образований с собственными представительными органами и администрацией.

Сложные государства – государства, состоящие из государственных образований, которые пользуются какой—либо степенью государственного суверенитета:

1) федерация – объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство (США, РФ и т. д.).

Признаки:

а) союзное государство;

б) наличие самостоятельности;

в) общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации;

г) двухканальная система налогов.

Виды:

а) в зависимости от принципа формирования субъектов:

– административно—территориальная;

– национально—государственная;

– смешанная;

б) в зависимости от юридической основы:

– договорная;

– конституционная;

2) конфедерация – межгосударственные объединения либо временные юридические союзы суверенных государств, создаваемые с целью обеспечения общих интересов.

Признаки:

а) отсутствие суверенитета, единого гражданства, законодательства и единой денежной системы;

б) координация деятельности государств по вопросам, для решения которых они объединялись;

в) добровольный выход и отмена действия общеконфедеративных актов на своей территории;

3) империя – государство, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти.

Внутренние  и внешние ф-ии Г. 

Классификация функций государства 

выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим  основаниям:

1) по сфере деятельности государства:

а) внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:

– функция охраны прав и свобод человека и гражданина;

– функция обеспечения правопорядка;

– экономическая функция;

– функция налогообложения;

– функция социальной защиты;

– экологическая функция;

– культурная функция;

б) внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

– функция обороны страны;

– функция поддержания мирового порядка;

– функция сотрудничества с другими государствами и т. п.;

2) по продолжительности осуществления:

Информация о работе Лекции о теории государства и права