Лекции о теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:32, курс лекций

Описание

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.
Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко—правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно—правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по тгп.docx

— 54.37 Кб (Скачать документ)

3)По характеру  компетенции:

а) органы общей компетенции (решают широкий круг вопросов)

б) органы специальной  компетенции (специализируются на выполнении одного вида деятельности)

4)По способу принятия  решений:

а) едино начальные (решения принимаются одним человеком)

б) коллегиальные (решения  принимаются группой лиц)

5)По принципу разделения  властей:

а) законодательные 

б) исполнительные

в) судебные  

Понятие права в системе  соц.норм

Право-это система общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Признаки  права:

1)Системность. Право-это  сложное системное образование,  включающее взаимосвязанные и  взаимодействующие элементы, такие  как нормы права, институты  права, отрасли права. Эти нормы  действуют не обособленно, а  согласованно; выступают частью  единого целого и образуют  систему, построенную в соответствии  с принципом иерархической соподчинённости.

2)Нормативность.  Говорит о том, что право  возведено в закон, в разряд  официальных правил. Право состоит  из норм, которые придают ему  упорядоченность и стабильность.

3)Формальная определенность. Право оформлено в виде нормативно-правовых  актов и иных источников права,  т.е. имеет внешнюю форму выражения  и подлежит единообразному толкованию.

4)Общеобязательность (неперсонофицированность). Право действует не избирательно, а распространяется на все субъекты и все отношения

5)Обеспеченность  возможностью государственного  принуждения. Государство не может  безразлично относиться к праву,  оно создает условия для реализации  правовых норм, охраняет и гарантирует  их, используя широкий комплекс  методов, в том числе государственного  принуждения.

Понятие правотворчества  и его виды

Правотворчество-это деятельность компетентных государственных органов, а при проведении референдума - деятельность всего народа по принятию новых, переработке или отмене действующих правовых актов.

Признаки  правотворчества:

1)Это государственная  деятельность, связанная с принятием,  изменением или отменой нормативно-правовых  актов

2)Это деятельность  субъектов, наделенных специальными  полномочиями

3)Деятельность, регламентируемая  нормативно-правовыми актами.

Виды  правотворчества:

1)Непосредственное  правотворчество народа (или референдум)

2)Правотворчество  государственных органов

3)Правотворчество  органов местного самоуправления

4)Правотворчество  должностных лиц

5)Заключение нормативных  соглашений

6)Локальное правотворчество

Законотворческий  процесс и его основные стадии

1)Законодательная инициатива-это закрепленное конституцией право определенных органов и депутатов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательные органы.

2)Обсуждение законопроекта.

Проходит в 3-х  чтениях:

В 1-ом-обсуждаются  основные положения законопроекта  и решается вопрос о принципиальном его одобрении. Во 2-ом чтении - законопроект обсуждается постатейно, после внесенных  поправок и дополнений;  решается вопрос о принятии закона, либо принимается  решение о вынесении его на третье чтение. На 3-ем чтении проводится только голосование за принятие закона. 

3)Принятие (ст.105-108 конституции  РФ)

4)Опубликование 
 
 

Нормативно-правовые акты и их виды

Нормативно-правовой акт-это официальный документ правотворческого органа, содержащий юридические нормы.

Признаки  НПА:

1)Принимаются органами, обладающими правотворческой компетенцией

2)Содержат правовые  нормы

3)Адресованы неопределенному кругу лиц

4)Принимаются для  регулирования общественных отношений

5)Действуют длительно

Виды НПА:

1)Законы

2)Подзаконные нормативно-правовые  акты

Закон-это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы

Виды  законов:

1)Конституция-это основополагающий, учредительный политико-правовой акт страны, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, формы государства и иные важнейшие положения.

Конституция имеет  высшую юридическую силу и прямое действие на территории государства.

2)Федеральные конституционные законы - это законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным конституцией. Они являются продолжением конституционных норм и принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой конституции.

3)Федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сферам жизни общества.

4)Законы субъектов федерации - издаются законодательными органами субъектов в пределах их ведения и действуют только на территории субъектов.

Особо выделяют закон  о внесении поправок в конституцию  РФ(он принимается в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ и должен быть одобрен не менее чем, 2/3 субъектов РФ

Функции и механизмы государства

1)Понятие и классификация  функций государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность и социальное назначение и которые реализуются в определенных формах и определенными методами

Признаки  функций

1)Это не любое,  а главное направление деятельности  государства, без которого оно  на данном историческом этапе  не может обойтись

2)Функции носят  устойчивый характер, т.е. существуют  на всех этапах развития государства

3)Это деятельность  государства в различных сферах  общественной жизни

4)В них выражается  сущность государства, его социальное  назначение и связь с обществом

5)Они конкретизируют  деятельность и цели государственного  управления 

6)Выполняя функции,  государство решает стоящие перед  ним задачи

7)Функции реализуются  в определенных формах и определенными  методами, присущими государственной  власти

Классификация

1)По сфере осуществления:  экономические, экологические и  др. функции 

2)По продолжительности  существования: постоянные и временные  функции

3)По социальной  значимости: классовые и обще  социальные функции

4)По принципу разделения  властей: законодательные, исполнительные  и судебные функции

5)По важности выполняемых  задач: основные функции (наиболее  важные направления деятельности  государства) и неосновные функции  (более узкие направления деятельности  государства, входящие в основные).

6)По сфере политической  направленности: внутренние и внешние  функции

Формы осуществления функций  государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

 Выделяют правовые  и организационные формы. 

Правовые  формы - это однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия.

Это:

а) правотворческая  деятельность (подготовка и принятие НПА)

б) право исполнительная деятельность (повседневная работа по решению различных вопросов в  области управления)

в) правоохранительная деятельность

Организационные формы - это однородная деятельность органов государства.

Это:

а) организационно-регламентирующая деятельность (обеспечение функционирования органов государства и технико-организационным  обеспечением функционирования государственного механизма)

б) организационно-хозяйственная  деятельность (оперативно-техническая  хозяйственная работа, связанная  с обеспечением и снабжением государственных  органов, созданием их материальной базы)

в) организационно-идеологическая деятельность (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению  выполнения государственных функций).

Механизм  государства - это целостная система государственных органов и учреждений, практически осуществляющая государственную власть, задачи и функции государства

Признаки:

1)Представляют собой  целостную систему государственных  органов и учреждений, практически  осуществляющих власть, целостность  которой обеспечивается едиными  принципами организации и деятельности, едиными целями и задачами

2)Основными элементами  механизма государства являются  государственные органы, которые  связаны между собой принципом  субординации и координации деятельности

3)Имеет в своей  структуре учреждения принуждения,  которые обеспечивают реализацию  государственной власти (армия, милиция  и др.)

4)Его деятельность  направлена на практическое осуществление  государственной власти и выполнения  функций государства 

Функции права - это основные направления правового регулирования, в которых раскрывается сущность права, как особого социального регулятора.

Их можно рассматривать  в широком и узком смысле. В  широком смысле, право является одним  из способов регулирования общественных отношений. Можно выделить функции  по сферам жизнедеятельности общества. В узком смысле (в специально-юридическом  аспекте) функции права подразделяются на регулятивные и охранительные. В свою очередь, регулятивная функция делится на регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую функции.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 

Информация о работе Лекции о теории государства и права