Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:32, курс лекций
Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.
Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко—правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно—правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы.
3)По характеру компетенции:
а) органы общей компетенции (решают широкий круг вопросов)
б) органы специальной компетенции (специализируются на выполнении одного вида деятельности)
4)По способу принятия решений:
а) едино начальные
(решения принимаются одним
б) коллегиальные (решения принимаются группой лиц)
5)По принципу разделения властей:
а) законодательные
б) исполнительные
в) судебные
Понятие права в системе соц.норм
Право-это система общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
Признаки права:
1)Системность. Право-это
сложное системное образование,
2)Нормативность.
Говорит о том, что право
возведено в закон, в разряд
официальных правил. Право состоит
из норм, которые придают ему
упорядоченность и
3)Формальная определенность.
Право оформлено в виде
4)Общеобязательность (неперсонофицированность). Право действует не избирательно, а распространяется на все субъекты и все отношения
5)Обеспеченность
возможностью государственного
принуждения. Государство не
Понятие правотворчества и его виды
Правотворчество-это деятельность компетентных государственных органов, а при проведении референдума - деятельность всего народа по принятию новых, переработке или отмене действующих правовых актов.
Признаки правотворчества:
1)Это государственная
деятельность, связанная с принятием,
изменением или отменой
2)Это деятельность
субъектов, наделенных
3)Деятельность, регламентируемая нормативно-правовыми актами.
Виды правотворчества:
1)Непосредственное правотворчество народа (или референдум)
2)Правотворчество государственных органов
3)Правотворчество
органов местного
4)Правотворчество должностных лиц
5)Заключение нормативных соглашений
6)Локальное правотворчество
Законотворческий процесс и его основные стадии
1)Законодательная инициатива-это закрепленное конституцией право определенных органов и депутатов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательные органы.
2)Обсуждение законопроекта.
Проходит в 3-х чтениях:
В 1-ом-обсуждаются основные положения законопроекта и решается вопрос о принципиальном его одобрении. Во 2-ом чтении - законопроект обсуждается постатейно, после внесенных поправок и дополнений; решается вопрос о принятии закона, либо принимается решение о вынесении его на третье чтение. На 3-ем чтении проводится только голосование за принятие закона.
3)Принятие (ст.105-108 конституции РФ)
4)Опубликование
Нормативно-правовые акты и их виды
Нормативно-правовой акт-это официальный документ правотворческого органа, содержащий юридические нормы.
Признаки НПА:
1)Принимаются органами,
обладающими правотворческой
2)Содержат правовые нормы
3)Адресованы неопределенному кругу лиц
4)Принимаются для
регулирования общественных
5)Действуют длительно
Виды НПА:
1)Законы
2)Подзаконные нормативно-
Закон-это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы
Виды законов:
1)Конституция-это основополагающий, учредительный политико-правовой акт страны, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, формы государства и иные важнейшие положения.
Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территории государства.
2)Федеральные конституционные законы - это законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным конституцией. Они являются продолжением конституционных норм и принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой конституции.
3)Федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сферам жизни общества.
4)Законы субъектов федерации - издаются законодательными органами субъектов в пределах их ведения и действуют только на территории субъектов.
Особо выделяют закон о внесении поправок в конституцию РФ(он принимается в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ и должен быть одобрен не менее чем, 2/3 субъектов РФ
Функции и механизмы государства
1)Понятие и классификация функций государства
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность и социальное назначение и которые реализуются в определенных формах и определенными методами
Признаки функций
1)Это не любое,
а главное направление
2)Функции носят
устойчивый характер, т.е. существуют
на всех этапах развития
3)Это деятельность
государства в различных
4)В них выражается
сущность государства, его
5)Они конкретизируют
деятельность и цели
6)Выполняя функции,
государство решает стоящие
7)Функции реализуются
в определенных формах и
Классификация
1)По сфере осуществления:
экономические, экологические
2)По продолжительности
существования: постоянные и
3)По социальной значимости: классовые и обще социальные функции
4)По принципу разделения
властей: законодательные,
5)По важности выполняемых
задач: основные функции (
6)По сфере политической направленности: внутренние и внешние функции
Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Выделяют правовые и организационные формы.
Правовые формы - это однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия.
Это:
а) правотворческая деятельность (подготовка и принятие НПА)
б) право исполнительная деятельность (повседневная работа по решению различных вопросов в области управления)
в) правоохранительная деятельность
Организационные формы - это однородная деятельность органов государства.
Это:
а) организационно-
б) организационно-хозяйственная деятельность (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с обеспечением и снабжением государственных органов, созданием их материальной базы)
в) организационно-идеологическая деятельность (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения государственных функций).
Механизм государства - это целостная система государственных органов и учреждений, практически осуществляющая государственную власть, задачи и функции государства
Признаки:
1)Представляют собой
целостную систему
2)Основными элементами
механизма государства
3)Имеет в своей
структуре учреждения
4)Его деятельность
направлена на практическое
Функции права - это основные направления правового регулирования, в которых раскрывается сущность права, как особого социального регулятора.
Их можно рассматривать
в широком и узком смысле. В
широком смысле, право является одним
из способов регулирования общественных
отношений. Можно выделить функции
по сферам жизнедеятельности общества.
В узком смысле (в специально-юридическом
аспекте) функции права подразделяются
на регулятивные и охранительные. В свою
очередь, регулятивная функция делится
на регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую
функции.