Лекции о теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:32, курс лекций

Описание

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.
Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко—правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно—правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по тгп.docx

— 54.37 Кб (Скачать документ)

а) постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

б) временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

3) по значимости и степени общности:

а) основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;

4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

а) экономические;

б) политические;

в) социальные;

г) экологические;

д) фискальные (финансовый контроль);

5) по функциональному назначению:

а) охранительные;

б) регулятивные.

В классификации  функций государства не следует  выделять функции государственных  органов, которые представляют собой  реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов и их должностных  лиц в соответствии с занимаемым ими местом в государственном  механизме и политической системе  общества.

Отличие функций государства  от функций государственных  органов – функции государства отражают всю деятельность государства, а не отдельных направлений, их осуществляют весь государственный механизм и входящие в него государственные органы. 

Понятие и признаки гос. органа. Виды гос. органов 

Орган государства – юридически оформленная, организационно и экономически обособленная часть механизма государства, наделенная государственно—властными полномочиями и необходимыми средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства.

Признаки  органа государства:

1) наличие юридически организационного и экономически обусловленного характера;

2) наличие собственной структуры;

3) наделение государственно—властными полномочиями;

4) предоставление возможности государственным гражданским служащим выступать от имени государства в целом;

5) наделение законодательно определенной компетенцией для управления конкретной сферой общественной жизни с учетом назначения и места в государственном механизме;

6) выполнение строго определенных государственных функций и задач;

7) наличие права на издание юридических актов;

8) наличие необходимых материальных средств;

9) образование и осуществление деятельности на основе нормативных правовых актов;

10) тесное взаимодействие с другими частями механизма государства и между собой.

Виды  государственных  органов:

1) в зависимости от порядка формирования:

а) первичные – органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент);

б) производные – органы, которые создаются первичными органами государства (правительство);

2) в зависимости от объема полномочий:

а) высшие – правительство, парламент и др.;

б) центральные – министерства;

в) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.;

3) в зависимости от широты компетенции:

а) органы общей компетенции – президент, правительство и др.;

б) органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства;

4) в зависимости от числа государственных гражданских служащих:

а) коллегиальные – правительство;

б) единоличные – президент;

5) в зависимости от организационно—правовых форм деятельности:

а) законодательные;

б) исполнительные;

в) судебные;

г) контрольно—надзорные органы;

6) в зависимости от действия в пространстве:

а) федеральные государственные органы;

б) органы государственной власти субъектов федерации;

7) в зависимости от длительности действия:

а) постоянные;

б) временные;

8) в зависимости от правовых форм деятельности:

а) правотворческие;

б) правоприменительные;

в) правоохранительные. 

Понятие и признаки НП. Виды НП

      НП - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

      ПРИЗНАКИ:

      1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека.

      2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей.

      3. Норма права представляет собой правила поведения общеобязательного характера

      4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правовом акте.

      5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством.

      6.Обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права. 

      Классификация правовых норм:

    1. По S : исходящие 

    - от государства

    - от гражданского общества.

    2. По социальному назначению и роли в правовой системе: учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

      3. По предмету правового рег.: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и др.

      4. По методу правового регулирования выделяются императивные(строгий х), диспозитивные(автоном х), рекомендательные нормы(желат.).

      5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

      Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

      Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами.

      Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

      6. по времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.). 

Структура нормы права

Норма права – это установленное и обеспеченное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения.

Логическое выражение  структуры! нормы права – «если…, то…, иначе…».

Структура нормы права:

1) гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие:

а) в зависимости от структуры:

– простые (одно условие реализации нормы права);

– сложные (нескольких условий реализации нормы права);

б) в зависимости от способа изложения:

– абстрактные, указывающие на общие условия действия нормы права;

– казуистические, связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями;

2) диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия:

а) в зависимости от структуры:

– простые (один вариант поведения);

– сложные (несколько вариантов поведения);

б) по степени определенности:

– абсолютно определенные;

– относительно определенные;

– неопределенные;

в) в зависимости от действия:

– управомочивающие, предоставляющие права на совершение не противоречащих закону действий;

– обязывающие, налагающие обязанности совершения положительных, предусмотренных законом действий;

– запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания;

3) санкция – часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы:

а) в зависимости от состава:

– простые (одна мера наказания);

– сложные (несколько мер наказаний);

б) по отраслевому признаку:

– уголовные;

– административные;

– дисциплинарные;

– гражданские и др.;

в) по характеру последствий:

– правовосстанавливающие;

– штрафные;

г) по степени определенности:

– абсолютно определенные, указывающие меру юридической ответственности;

– относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания;

– альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один.

Признаки  норм права:

1) государственно—властный характер;

2) общеобязательность;

3) формальная определенность;

4) обеспеченность. 

Монархия — форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Существуют разновидности монархической формы правления. Абсолютная монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — царю, королю, императору. Сословно-представительная монархия — такая форма правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (например, Земский Собор в России). Конституционная монархия — такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Эти ограничения устанавливаются конституцией (Англия, Дания). Дуалистическая монархия характеризуется двойственным характером: юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Государства, в которых монарх возглавляет и религиозное управление страной, называется теократическим (Саудовская Аравия).Особенной русской исторической версией монархии являлось самодержавие.

Информация о работе Лекции о теории государства и права