Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:32, курс лекций
Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.
Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко—правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно—правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы.
Виды монархии:
Децентрализованная (раннефеодальная) – характерна для периода феодальной раздробленности. Монарх лишь первый среди равных, власть рассредоточена между феодалами. Тяготеет к распаду на отдельные феодальные княжества.
Сословно-представительная - власть монарха ограничена сословно-представительным органом (напр., парламент, земской собор). Переходная форма от феодальной раздробленности к абсолютной монархии. Представительные органы формируются духовенством, дворянством и третьим сословием – купцы, ремесленники, землевладельцы.
Абсолютная (самодержавие) – верховная власть всецело принадлежит монарху. Отсутствуют какие-либо законодательные органы, ограничивающие власть монарха.
Конституционная – бывает двух видов:
Дуалистическая –
верховная государственная
Парламентская –
власть монарха – представительный
характер, она ограничена конституцией
и высшим представительным органом
(парламентом). Монарх – номинальный
глава государства, символ нации. Реальная
государственная власть сосредоточена
у парламента и правительства. Правящая
элита формируется путем
Республика –
форма правления, при которой
верховная государственная
Во главе государства – президент и коллегиальный представительный орган (парламент)Срочный характер государственной власти. Выборность и сменяемость высших органов государства. Таким образом, государственная власть формируется непосредственно населением (избирателями).
Возможность привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц государства.
Разделение государственной власти на судебную, законодательную, исполнительную и взаимодействие всех ветвей власти.
Признаки республик:
Президентская – в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Отсутствие должности премьер-министра, т.к. президент сам возглавляет исполнительную власть. Президент формирует правительство, является верховным главнокомандующим. И парламент и президент избираются населением. Президент не может распустить парламент, парламент не может выразить недоверие президенту.
Парламентская – президент – глава государства представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительная власть - правительство во главе с премьер-министром, который назначается президентом. Непрямые парламентские выборы президента. Верховенство парламента в политической власти государства. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль над его деятельностью. Парламент в праве выразить недоверие правительству и отправить его в отставку. Президент действует с согласия правительства.
Смешанная – сочетание различных элементов. Одновременно присутствует и президент с реальными полномочиями и правительство и парламент. Властные функции разделены между ними в различных пропорциях.
Политический режим: понятие, виды (тоталитарный, демократический, авторитарный)
Политический режим
– совокупность приемов, методов, способов,
средств осуществления
Демократический режим
– государственная власть выражает
волю большинства населения при
обязательном признании и защите
прав меньшинств. Права и свободы
не только закреплены законом, но и
реализуются на практике. Государство
не вмешивается в частную жизнь
граждан. Независимые СМИ, многопартийность,
отсутствие единой официальной идеологии,
легальная оппозиция
Антидемократический режим – власть узкой правящей группировки или диктатора. Централизация государственной власти. Ограничение прав и свобод человека. Огосударствление институтов гражданского общества, тотальный контроль государства за частной жизнью, правовая регламентация общественных отношений, преследование оппозиций. Господство официальной идеологии, цензура, ограничивающая свободу слова и СМИ. Репрессивные методы, насилие, принуждение. Планово-распределительная экономика, базирующаяся на государственной собственности, милитаризация, шовинизм (национализм).
Деспотический режим характеризуется жесткой, централизованной государственной властью. Характерен для абсолютной монархии, а также для государств с азиатским способом производства. При деспотии осуществляется жестокое подавление всякой самостоятельности, недовольствия и даже несогласия, притом применяемые меры могут быть несоразмерно жестокими.
Тоталитарный режим
(в собственном значении слова) является,
как правило, порождением XX века. Является
крайней формой авторитарного режима.
Выступает как всеохватывающая,
всеконтролирующая и всепроникающая власть.
Характеризуется, как правило, наличием
одной официальной идеологии, одной правящей
партией (которая выступает как ведущая
сила общества, которой приписываются
все общественные достижения), срастающейся
с государством в единый аппарат, монополией
государства на информацию. В государственном
управлении – крайний централизм, исполнение
команд сверху. Центр - вождь. Разрастания
исполнительных органов, бюрократии, огосударствление
общества. Власть становится агрессивной
как вовне, так и внутри страны. Физическое
насилие выступает как главное условие
для укрепления и осуществления власти.
При этом государство берёт на себя заботу
о каждом члене общества, что впоследствии
порождает социальное иждивенчество и
безынициативность. Социальная поддержка
– люмпен-пролетариат (“равенство в нищете”).
Одна из крайних форм тоталитаризма –
фашизм, который характеризуется, прежде
всего, националистической идеологией,
представлениями о превосходстве одной
нации над другими, крайней агрессивностью.
Тоталитарный режим возникает в кризисных
ситуациях, когда нужно в сжатые сроки
жесткими мерами восстанавливать народное
хозяйство, наводить порядок. Тоталитаризм
имеет определённые преимущества при
управлении государством за счёт быстрых
сроков принятия необходимых законов,
упрощённых процедур, высокой концентрации
общественных сил на поставленных задачах.
Но такой строй неизбежно изживает сам
себя, приводя общество в упадок.
Авторитарный режим - основная позиция: реакционный режим. Однако можно сказать, что это – правовой режим, возникший на основе традиций. Характеризуется жёстким контролем в политической области, отсутствием разделения властей, но идеологическая и экономическая сферы государством строго не контролируются. В его рамках может возникать либеральный режим, который характеризуется наличием легальной оппозиции, свободой слова, собраний. Существует мнение, что либеральный режим не самостоятелен и является переходной формой к демократическому режиму.
Форма гос. Устройства. Нетрадиционные формы гос. Устройства.
Форма государственного
(территориального) устройства — способ
организации государственной
Форма государственного
устройства — это национальное и
административно-
Унитарное государство — это единое целое
государственное образование, состоящее
из административно-
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное устройство неоднородно. В разных странах оно имеет уникальные черты и особенности, которые определяются историческими, национальными, культурными и бытовыми особенностями. Территория состоит из территорий субъектов федерации. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральному центру. Субъекты федерации обладают правом принятия собственных конституций, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
Политический (гос.) режим.
Государственный (политический) режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный.
Тоталитарный режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). В таких государствах действует примат государства над правом и всеобщая милитаризация общественной жизни. Различаются режимы: олигархический — власть немногих, финансово-олигархический — власть немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) — власть в руках одного человека.
Демократический режим складывается в правовых государствах и гарантирует защищенность прав личности во всех сферах общественной жизни, создает механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализует реальное разделение властей на три ветви, учитывает интересы большинства и меньшинства. Основной принцип деятельности — плюрализм, государственный режим базируется на законах.
Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.
Авторитаризм — это во-первых социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам. Во-вторых — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, бесприкословное подчинение людей авторитетам и властям.
Понятие и признаки государственных органов
Государственный орган - это элемент механизма государства, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого специальными полномочиями.
Признаки:
1)Это часть единого
механизма государства,
2)Действует от имени государства
3)Состоит из государственных
служащих, выполняющих свои полномочия
на профессиональной основе и
обладающих определенным
4)Имеет внутреннюю
структуру, т.е. состоит из
5)Обладает компетенцией,
т.е. объёмом прав и
6)Участвует в реализации
функций государства,
7)Его деятельность
финансируется из
Классификация государственных органов
1)По способу возникновения:
а) первичные государственные
органы (возникают в порядке
б) производные (создаются первичными)
2)По объёму властных полномочий:
а) высшие (их решения распространяются на всю территорию государства, при этом в федеративных государствах существует два уровня высших органов, в унитарных государствах-один уровень)
б) местные (действуют
в административно-