Механизм формирования правовой активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание

Целью написания настоящей работы является изучение правовой активности.

Для достижения поставленной цели мы постараемся решить следующие задачи:

- выявить роль правовой активности в современном обществе;

- дать понятие и провести классификацию правовой активности;

- рассмотреть вопрос о правовом просвещении, как инструменте формирования правовой активности;

- проанализировать юридическое закрепление правовой активности.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Правовая активность 6
1.1. Роль правовой активности в современном обществе 6
1.2. Понятие и классификация правовой активности 11
Глава 2. Механизм формирования правовой активности 18
2.1. Правовое просвещение как инструмент формирования правовой активности 18
2.2. Юридическое закрепление правовой активности 23
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

=.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

Введение

 

    Демократическое государство стремится быть единой политической организацией всех слоев общества, способствует развитию политической активности граждан. В условиях политической системы демократического типа граждане свободны в выборе любых форм объединения, любых форм деятельности, не противоречащих действующим правовым нормам. Государство обеспечивает гарантии самореализации свободной личности, выражения личных интересов, участия личности в политической, экономической и других сферах жизни общества.1

    Правовая  активность личности может проявляться в различных сферах общественной жизни - производственной, политической и других. Это и добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, активное участие в общественной и политической жизни страны.

    Предписания правовых норм добровольно соблюдаются большинством участников общественных отношений. Правомерное поведение выступает в демократическом правовом обществе в качестве естественного проявления активности субъектов права, заключается в сознательности граждан и должностных лиц, понимании ими своего общественного долга, высоком уровне правосознания и правовой культуры.2

    На  развитие у личности правовой активности направлено правовое воспитание и правовое просвещение. Известно, что правовая активность личности включает в себя как комплекс личностных социально-правовых свойств субъекта, обусловливающих возможность его участия в правовой жизни, так и саму реальную жизнедеятельность личности в сфере отношений, урегулированных правом.

    Целью написания настоящей работы является изучение правовой активности.

    Для достижения поставленной цели мы постараемся  решить следующие задачи:

    - выявить роль правовой активности  в современном обществе;

    - дать понятие и провести классификацию  правовой активности;

    - рассмотреть вопрос о правовом  просвещении, как инструменте формирования правовой активности;

    - проанализировать юридическое закрепление  правовой активности.

    При написании настоящей работы использовались учебные пособия и монографии М.И. Абдуллаева, Н.В. Витрук, В.В. Комарова, С.И. Курганова, А.С. Пиголкина, статьи из периодических изданий «Российский судья», «Законность», «Право и политика» и другая литература. 
 

 

Глава 1. Правовая активность

    1. Роль  правовой активности в современном  обществе
 
 

    Правовая  активность личности не только представляет большое значение как теоретическая конструкция для науки, но и играет значимую роль при формировании политико-правовой реальности России.

    Анализ  правовой активности личности с позиции  ее социокультурной, цивилизационной  обусловленности открывает перспективу для прояснения того, насколько мобильность индивидуального субъекта в сфере политической социальности, гражданская политико-правовая культура совместимы с российской действительностью. Не менее значимым является понимание всеми субъектами вопроса о перспективах гражданской активности в специфических условиях России, усугубленных периодом модернизационного обновления страны.

    Политические  представления, воспроизводимые в  актах поведения на протяжении длительного  этапа развития общества, проникают  из прошлого в будущее, оказывая влияние на акты поведения людей, порождающие отношения по поводу государственной власти. Во многом именно политические представления людей определяют природу, сущность, форму самого государства и других властных институтов общества.

    Правовая активность гражданина, с одной стороны, вовсе не отрицает, а напротив, предполагает сохранение цивилизационных особенностей и специфических культурных ценностей российской цивилизации, ее политико-правового сегмента (идея сильного государства, честного и преданного служения государству, народу), с другой - обусловливает динамику общественного и государственного развития на основе вновь освоенных и апробированных реальной практикой гуманистических идей и правовых ценностей.3

    Каждый  индивид занимает по отношению к  государству различные места и выполняет в нем различные роли, имеет различные юридические права и обязанности.

    Сильное государство во взаимодействии с  личностью, активным гражданским обществом  и другими элементами государственности  выступает в качестве важнейшего условия успешной модернизации всего российского общества. Эту свою миссию государство в состоянии выполнить только в неразрывной, органической взаимосвязи с правом, которое является ядром и нормативной основой государственности, ее связующим и цементирующим звеном. Государство сильно, когда оно является правовым.

    Разговоры о сильном государстве в отрыве от личности, от взаимодействия с ней  бессмысленны. Повышение эффективности  российской государственности, ее осовременивание  возможно только вместе с усилением и осовремениванием человека как личности. Его отличают: интерес ко всему новому, готовность к изменениям; разнообразие взглядов, ориентация на информацию; серьезное отношение ко времени и к его измерению; эффективность; планирование эффективности и времени; личное достоинство, партикуляризм и оптимизм.

    России  необходима такая система государственной  власти, которая, не поступаясь принципами демократизма, продолжая строить, совершенствовать, развивать демократический политический режим, повышала бы в то же время степень способности эффективно контролировать ситуацию в стране, была бы в состоянии вести борьбу с террористической и иными опасностями, стимулировать хозяйственную и общественную инициативу граждан, укрепляя тем самым российскую государственность.4

    Для современного общества, безусловно, характерно стремление человека ко всему новому, плюрализм мнений, многовариантность  культурного и политического  развития и в то же время во многом тяга к существующим традициям, повседневности. Отсюда степень политического участия то усиливается, то, наоборот, снижается либо приобретает весьма формальный характер (в советские годы один и тот же гражданин являлся членом не одного десятка общественных формирований).5

    Радикальная и быстрая смена социальных ориентаций российского государства и общества, то есть попытка перейти от системоцентристской к персоноцентристской модели общества, сопровождается расстройством экономики, существенным падением уровня жизни основной массы населения, резкой социальной дифференциацией, возникновением религиозного и национального противостояния. Это породило «безнормативную личность» в двух ее ипостасях - либо как саморазрушаемую (например, уход в себя), либо как «агрессивно стремящуюся выжить» ценой попрания всех социальных, моральных и правовых норм, что является, в частности, причиной роста криминогенности нашего общества.6

    Участие индивида в политических процессах  зависит: во-первых, от объема информации о предмете; во-вторых, от социально-психологической  установки индивида, а также группы, в которую он входит; в-третьих, от личностных качеств субъекта принятия решения и, если решение принимается коллективным субъектом, от характера межличностных отношений (в партиях и иных общественных объединениях). Особое место среди субъективных факторов участия личности в политике занимает политическая и правовая культура.

    Все это в одних случаях оказывает  позитивное влияние на формирование деятельного начала в человеке, на выработку как индивидуальной, так  и групповой (и иной коллективной) ценностно-ориентированной установки на участие в политике. В других случаях - негативное влияние, ведущее к отказу индивида осуществлять политические права и свободы.

    Для гражданского общества характерно наличие  состязательных потоков политической социализации, суть которых заключается в том, что на человека оказывает влияние семья, коллектив работников, уровень образования, возраст, религиозные верования, политические институты, средства массовой информации, политическая идеология, политические и иные условия жизни, личный или групповой опыт. Например, существенно различается характер и результаты политической социализации жителей крупных мегаполисов, небольших городов и сельской местности.

    Отсюда  социализация сегодня включает в  себя, прежде всего, формирование способностей, желания, навыков политического участия, усиление социально-политической активности, преодоление повседневных иллюзий. Достигается это путем усвоения политических ценностей и традиций, замещения личностью социальных ролей в системе политических отношений, а также развития механизма включенности индивида в систему политической самореализации личности с целью как выработать свои собственные политико-правовые ориентации и установки, так и способствовать развитию самого гражданского общества. В противном случае проводимая сверху демократизация общества осуществляется без включения в нее самих людей, не затрагивает их интересы.

    Вместе  с тем нельзя сбрасывать со счетов роль государства в формировании политико-правовой активности личности.

    Во-первых, именно государство создает правовые нормы (в частности, речь идет о поощрительных нормах), которые стимулируют инициативу и активность индивида в решении государственных и общественных вопросов.

    Во-вторых, именно государство предусматривает  формы контроля гражданского общества в сфере осуществления государственной власти, в том числе путем привлечения представителем «общественности» к экспертно-консультативной деятельности государственных органов, например, именно с этой целью в первую очередь была создана Общественная палата.

    В-третьих, нельзя забывать, что общество - естественная форма существования человека, а также существования государства. Признание высшей ценностью человека и его прав и свобод - это принцип не только существования гражданского общества, но и государства согласно конституционному законодательству.7

    Применительно к гражданскому обществу подходит научное понятие «политико-правовое состояние», так как эта категория раскрывает все стороны закрепленного в праве состояния личности и ее отношения с государством и иными политическими институтами, в том числе принципы и гарантии функционирования личности в гражданском обществе. Суть этих принципов состоит в одновременном взаимодействии государства и личности и разграничении сфер деятельности, обеспечивающих автономию личности.8

 

1.2. Понятие  и классификация  правовой активности

 

    Особенностью  правового государства является его стремление к обеспечению  всестороннего развития личности, ее творческой, политической активности, что требует дальнейшего развития политических, социальных и личных прав граждан и разнообразных гарантий их осуществления. Правовое государство и его законодательство призваны служить задачам обеспечения человеку достойной жизни, утверждать в обществе принципы гуманизма и справедливости.

    Понятие «политико-правовая активность личности»  конструируется в традиции гуманистического правопонимания в формате научного подхода, отстаивающего значимость индивидуального субъекта политико-правовых отношений в процессе рационального  осмысления государственно-правового бытия общества.9

    Политико-правовая активность личности - обобщенное научное  понятие, используемое для обозначения  многовариантных актов (реактивных и вербальных) деятельности гражданина, коррелирующих с правовыми нормами, направленными на урегулирование отношений, возникающих в публичной сфере общества. Политико-правовая активность граждан рассматривается как активная форма реализации составляющих органическую часть системы прав человека политических прав. Данный теоретико-правовой конструкт в максимально концентрированном, сжатом виде сохраняет и транслирует информацию о мобильности гражданина в сфере политической социальности, обеспечивающей функционирование публично-правовых институтов общества.10

    Мерилом правовой активности является:

    1) способность брать на себя  наиболее важные дела (как с  личной, так и общественной точки  зрения);

    2) эффективность использования политико-правовых  возможностей и средств; 

    3) результативность политического участия, то есть участия в принятии управленческих решений, в том числе с духовно-нравственных и гуманистических позиций. Если такое положение достигнуто (хотя бы минимально), то можно с уверенностью утверждать, что у общества и государства есть будущее, то есть продвижение вперед в своем развитии.

Информация о работе Механизм формирования правовой активности