Механизм формирования правовой активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание

Целью написания настоящей работы является изучение правовой активности.

Для достижения поставленной цели мы постараемся решить следующие задачи:

- выявить роль правовой активности в современном обществе;

- дать понятие и провести классификацию правовой активности;

- рассмотреть вопрос о правовом просвещении, как инструменте формирования правовой активности;

- проанализировать юридическое закрепление правовой активности.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Правовая активность 6
1.1. Роль правовой активности в современном обществе 6
1.2. Понятие и классификация правовой активности 11
Глава 2. Механизм формирования правовой активности 18
2.1. Правовое просвещение как инструмент формирования правовой активности 18
2.2. Юридическое закрепление правовой активности 23
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

=.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

    Поэтому гражданское общество заинтересовано в активной личности. И не просто заинтересовано, а само способно ее формировать.11

    Классификация любого, в том числе и правового, явления начинается с поиска и  определения того, что одновременно лежит в основе деления и в то же время является консолидирующим обстоятельством, позволяющим разделить исследуемое явление на части, чтобы более полно изучить как целое.

    В научных исследованиях, посвященных  проблемам правового поведения, в частности правомерного поведения, в рамках классификации данной категории по критерию социальной полезности и желательности стабильно выделяется такая разновидность правового поведения, как правовая активность (социально-правовая активность, активное правовое поведение).

    Справедливо отмечается, что правовая активность личности характеризуется повышенной, по сравнению с обычным правомерным поведением, степенью использования предоставленных индивиду прав и свобод, что правовая активность превосходит обычные требования закона, конкретных правовых предписаний - превосходит в том отношении, что это поведение более инициативно, активно и, что немаловажно, результативно.12

    Социально-активное правомерное поведение - деятельность по реализации правовых норм на основе осознания их ценности и глубокого убеждения в необходимости их исполнения. Социально-активное правомерное поведение личности характеризуется ее осознанной и целенаправленной деятельностью ради достижения какого-либо социально полезного результата. Главный критерий такого поведения видится в наличии конкретных позитивных результатов. Социально-правовая активность определяется высоким уровнем правосознания, глубокой правовой убежденностью, сформированной самостоятельностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении.

    Следует заметить, что в юридической науке  отношение к социально-активному  поведению варьируется от полного  его отрицания до различных трактовок  этого вида правомерного поведения.

    Понятие правовой активности имеет сложную структуру. Оно включает, во-первых, правомерное поведение, предусмотренное законом; во-вторых, правомерное поведение, не предусмотренное законом, однако ему не противоречащее. Объективная сторона такого поведения содержит не просто общественно полезное, целенаправленное, имеющее положительный результат деяние, а главное - инициативное со стороны субъекта деяние. Субъективная же сторона характеризуется не только осознанием потребностей и интересов инициативной деятельности, но и готовностью к ней.

    Изложенное  позволяет определить правовую активность как, с одной стороны, свойство, содержательную характеристику личности, выражающуюся в готовности к активной деятельности в сфере права на основе уважительного отношения к праву, солидарности с его принципами и нормами (внутренний аспект), а с другой - как позитивную, целенаправленную, инициативную, сознательную, в значительной степени творческую и интенсивную деятельность личности, превосходящую обычные требования к возможному и должному поведению, как предусмотренному, так и не предусмотренному нормами права, однако им не противоречащую, объективно направленную на укрепление демократии, законности и правопорядка (внешнее ее проявление).

    При анализе правовой активности внутренний и внешний аспекты должны рассматриваться в единстве, ибо внутренняя правовая активность выступает предпосылкой внешнего ее проявления.

    Внутренний  аспект правовой активности показывает, как личность, взаимодействуя с правовой средой, «снимает» ее объективные свойства, переносит и закрепляет их в своей структуре, накладывая на них печать субъективных восприятий. Специфика взаимодействия, в котором участвуют, с одной стороны, личность как субъект права, носитель юридических прав и обязанностей, с другой - социально-правовая среда, обусловливает специфическое отражение (как результат этого взаимодействия), нашедшее свое оформление в виде определенных образований, закрепленных в структуре данного субъекта. Исходя из того что структура человеческой личности представлена интеллектуальными, эмоциональными и волевыми процессами, а также основываясь на том, что правовая активность обеспечивает участие индивидов в правовой жизни общества, ее (личности) содержание можно охарактеризовать следующими свойствами: информативными (определяющими характер и объем правовых знаний); ценностно-ориентирующими (выражающими правовую позицию личности); поведенческими (обеспечивающими необходимый темп, интенсивность правовой деятельности).

    Если  внутренний аспект правовой активности отражает подверженность личности правовому воздействию, восприятие им права и его ценностей, то внешняя сторона правовой активности характеризует обратный процесс: воздействие его носителя сообразно его потребностям и интересам на правовую среду, в ходе которого она претерпевает определенные преобразования. Процесс объективирования правовой активности во внешней среде приобретает определенные формы. 13

    Участие индивида в политике предопределяется, во-первых, социальным статусом личности, во-вторых, объективными факторами и общественными потребностями.

    Социальный  статус личности - собирательное понятие, ибо охватывает как правовой статус гражданина, так и статус члена  общественного или иного объединения (общности). Более того, он содержит атрибутивные, функциональные, оценочные и нормативные признаки. Атрибутивные признаки предполагают принадлежность к определенной социальной общности, функциональные - определяют ту роль, которую личность играет, в частности, в политическом процессе. Оценочные признаки определяют «качество» этой роли, с одной стороны, с точки зрения оценки (престижа) самой личностью, а с другой - с точки зрения оценки со стороны общества. Нормативные же критерии говорят о нормативном, в том числе правовом, регулировании положения человека в обществе, об определении его поведения с позиций права, морали, корпоративности и иных социальных норм.14

    Помимо  социального статуса каждый человек  является обладателем личного статуса, который определяет положение личности с точки зрения его оценки и восприятия со стороны родных, знакомых, то есть довольно незначительного числа людей, непосредственно его окружающих. При этом для определения положения человека в гражданском обществе с точки зрения межличностных отношений важно то, что личный статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека, а не дан ему от рождения. Более того, личный статус всегда предопределяет тот или иной интерес, ради которого человек поступает так или иначе, проявляя всю свою разносторонность и индивидуальность.15

    Отсюда  в основе политико-правового поведения  личности лежит принцип личной инициативы, проявляемой не выходя за рамки социальных и прежде всего правовых норм, и  опора на осознание личностью  собственной ценности и ценности социально-правового статуса.

    В сфере политики это проявляется  в том, что индивид осознает общую  социально значимую цель своей деятельности, идентифицируя себя с другими  людьми в процессе совместной деятельности. И в первую очередь речь идет об отождествлении личности с конкретной политической партией, а также о приверженности тому или иному лидеру.

    При этом политическая социализация во многом предполагает политическую успешность индивида как на личностном уровне, так и в общественном мнении (уровне той или иной группы, организации, территориального образования или общества в целом). Успешность политической (политико-правовой) социализации проявляется в результативности политико-правового поведения в том или ином обществе и признании таких результатов в окружающей индивида среде или социуме, как соответствующих нормам и ценностям (политическим, правовым, моральным) конкретной социальной группы или общества.

    Среди факторов, влияющих на активность личности в гражданском обществе, следует  назвать следующие:

    1. Экономический фактор - стабильность  экономики, развитие производства, рост материального благополучия  населения, увеличение рядов среднего класса.

    2. Политический фактор включает  в себя эффективную деятельность  государственного аппарата, политических партий и других субъектов политической системы общества.

    3. Культурно-нравственный фактор подразумевает  уровень развития культуры, науки,  усиление нравственного климата  в обществе, признание и защиту  духовных ценностей, особенности национального менталитета.

    4. Информационный фактор охватывает  сферу получения и распространения  разнообразной информации о государстве,  политике, в том числе правовой.

    5. Организационный фактор зависит  от уровня развития и эффективности  институциональных форм общественной активности индивидов.

    Безусловно, определенное влияние на политико-правовую активность индивида оказывает менталитет (национальный, личностный), который  обладает устойчивостью во времени  и стабильностью структуры. Это  приводит к тому, что, во-первых, личностный менталитет обладает способностью сопротивляться нововведениям, во-вторых, пассивностью поведения, в-третьих, нередко ведет к психологическому кризису из-за неприятия изменяющихся политических и иных условий повседневной жизни.16 
 

 

Глава 2. Механизм формирования правовой активности

2.1. Правовое просвещение  как инструмент  формирования правовой  активности

 

    Правовое  просвещение представляет собой  распространение в обществе знаний о праве и разъяснение положений  действующих нормативных правовых актов, а также практики их применения. Оно включает правовое обучение (преподавание правовых знаний в образовательных заведениях), правовую пропаганду (распространение в доступной форме сведений о правовых актах) и правовое консультирование (разъяснения отдельным гражданам юридических норм).17

    К основным формам, используемым исключительно  для правового просвещения, относится, например, устная пропаганда правовых знаний. В процессе ее осуществления  специалисты в области права и политики выступают перед гражданами с лекциями и докладами, проводят беседы, тематические вечера и вечера вопросов и ответов, недели, декады и месячники правовых знаний. Подобные мероприятия организуются по месту жительства, учебы, в трудовых коллективах организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности. Немалую пользу приносят встречи с лидерами и активистами общественных объединений. Приоритетными темами являются в том числе состояние и проблемы нормативно-правового регулирования противодействия коррупции и экстремизму, предпринимательской деятельности, трудовых, жилищных, земельных, экологических отношений. Причем обязательно учитывается возраст, национальность, профессия граждан, которым адресуется такая информация.

    Рекомендации  по совершенствованию нормативных  правовых актов отслеживаются в ходе научно-практических конференций и семинаров, онлайн- и пресс-конференций, тренинг-семинаров, «круглых столов», парламентских и публичных слушаний. При этом разъясняется порядок реализации правовых норм, состояние правоприменительной практики, меры по укреплению законности и правопорядка.

    Наряду  с приведенными формами повышения  правовой культуры граждан в целях  обеспечения их участия в правотворчестве  следует пропагандировать право и разъяснять законодательство.

    Есть  положительный опыт сотрудничества в сфере правового просвещения  граждан разных правоохранительных структур.18

    Существенный  вклад в деятельность по пропаганде правовых знаний вносят уполномоченные по правам человека (омбудсмены), занимающиеся, кроме своих обязанностей по внесудебной защите прав человека, правовым просвещением по вопросам прав человека, форм и методов их защиты. Уполномоченные, в частности, в школах и вузах выступают с лекциями, проводят семинары на темы об основных направлениях деятельности государственных правозащитных органов, о международных стандартах в области прав человека, осуществляют подготовку, издание и распространение периодических и информационных материалов, просветительской литературы, связанной с охраной и защитой прав человека.19

    Познавательная  функция состоит в том, что  правосознание как форма отражения  и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о  праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

    Юристы  имеют дело с правовым воспитанием, которое представляет для них профессиональный интерес и поэтому изучается юридической наукой. Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма - одна из задач проводимой в стране правовой реформы.

Информация о работе Механизм формирования правовой активности