Механизм формирования правовой активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание

Целью написания настоящей работы является изучение правовой активности.

Для достижения поставленной цели мы постараемся решить следующие задачи:

- выявить роль правовой активности в современном обществе;

- дать понятие и провести классификацию правовой активности;

- рассмотреть вопрос о правовом просвещении, как инструменте формирования правовой активности;

- проанализировать юридическое закрепление правовой активности.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Правовая активность 6
1.1. Роль правовой активности в современном обществе 6
1.2. Понятие и классификация правовой активности 11
Глава 2. Механизм формирования правовой активности 18
2.1. Правовое просвещение как инструмент формирования правовой активности 18
2.2. Юридическое закрепление правовой активности 23
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

=.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

    Основные  пути преодоления правового нигилизма - это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы. Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать немедленно. Это трудный, длительный процесс.

    Состояние законности и правопорядка, всей юридической  системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические  убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права.

    Методами  проведения правовой политики являются убеждение и принуждение в различных их формах, проявлениях и сочетаниях. Оба эти метода охватывают широкий арсенал средств воздействия на сознание и поведение людей: воспитание, наказание, ответственность (позитивная и негативная), санкции (поощрительные и отрицательные), превенция, юридическое просвещение, внедрение правовой культуры, повышение правосознания. Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование и применение) представляют собой по своей сути и формы осуществления правовой политики.20

    Представляется, что правовая активность личности может  проявляться в области познания правовых явлений, в сфере правотворчества, в деятельности, направленной против нарушений закона.

    Познавательная  активность, будучи включенной в общую  систему социальной активности, выступает в качестве условия дальнейшей практической деятельности личности. Познавательная активность в сфере действия правовых норм - сложное явление. Основная ее черта - целенаправленность, но от того, совпадают ли цели будущей деятельности (поведения) лица с целями правовой нормы или расходятся с ними, будет, вероятно, зависеть и отношение правового познания к социально-правовой активности или же признание его антиправовой или неправовой активностью. С этой точки зрения и определяется ценность правовой информации. Только позитивная цель характеризует правовую познавательную активность личности, в противном случае мы имеем дело с антиобщественным проявлением, со стремлением, изучив закон, поступить в дальнейшем вопреки его требованию.

    При определении значимости социально-правовой активности в информационно-познавательной сфере следует учитывать следующие обстоятельства:

    - активность в познании правовых  явлений - важнейшая часть социальной  активности личности;

    - данный вид активности является  реализацией когнитивного (познавательного) компонента правовой установки;

    - познавательная активность в  сфере права - основополагающий  фактор, предопределяющий характер  правовой активности личности  в целом;

    - до момента получения правовой  информации необходимо сформировать (выработать) установку личности на получение такого варианта решения правовой задачи, который находился бы в полном соответствии с нормами и принципами права и морали, то есть установку на активность, а не псевдоактивность (или антиобщественную активность) в сфере правовой реальности;

    - с целью формирования установки  на социально-правовую активность  в информационно-познавательной  сфере необходимо учитывать, к  какому социальному слою относится  та или иная группа - рабочие,  врачи, учителя, руководящие работники, студенты, учащиеся. 21

 

2.2. Юридическое  закрепление правовой  активности

 

    Правовой  статус, закрепляя исторически обусловленное  общественное положение и состояние  свободы индивидов, выступает важнейшим  и в то же время непосредственным способом эффективного удовлетворения потребностей и интересов каждого человека, его всестороннего и свободного развития. Правовой статус личности помогает членам общества определить свое место в общественном развитии, открывает доступ к обладанию и пользованию различными благами, возможность творческого участия в развитии производительных сил общества, новых общественных отношений в различных областях общественной и государственной жизни.

    Правовой  статус служит юридической основой  социальной активности личности, в чем и заключается ценность ее правового статуса.

    Закрепление законом правового статуса личности является не результатом произвольных действий государства, а детерминировано в конечном счете социальными факторами и закономерностями, имеющими объективный характер. Социальная детерминация дополняется и чисто юридической, в частности требованиями принципов правового государства, международно-правовых актов относительно прав человека.22

    Несомненный научный интерес представляет выявленная автором взаимозависимость между институциональной сферой политико-правовой жизни общества и политико-правовой активностью гражданина. Не только институты политической системы общества, государство, его законодательство оказывают воздействие на политико-правовую деятельность граждан, задавая систему координат из социализации. Но и, наоборот, политико-правовая активность личности в своем суммарном выражении оказывает обратное влияние на всю политическую систему общества, ее структуру, на их эффективное функционирование.

    Права человека способны обрести свое реальное бытие, глубоко проникнуть в ткань политико-правовых отношений, трансформироваться в конкретные политико-правовые институты и правовые формы поведения не раньше, чем и индивидуальным, и, что особенно важно, коллективным сознанием будут восприняты, адаптированы лежащие в их основе ценности. Он позволяет в значительной мере уточнить существующее в науке представление о сущности института прав человека и выявить приоритетные направления социальной деятельности современного демократического правового государства.

    Особенно интересной, хотя и спорной, является проблематика влияния на политико-правовую активность личности национального российского менталитета. Невозможно не согласиться с тем, что именно отсутствие соответствующей демократической форме организации общества политико-правовой активности граждан является одной из причин того, что демократия в России так и не стала эффективным способом управления, формой утверждения народного суверенитета.

    Особого внимания заслуживает мысль о том, что правовая активность индивидуального субъекта (личности, гражданина) является необходимым средством легитимации законодательства в реальный правопорядок в формате политической системы общества, его публично-правовой сферы.

    Несмотря на нормативное закрепление в действующем российском законодательстве юридических гарантий, призванных обеспечивать реальный, а не декларативный характер правовой активности личности, на настоящий момент необходимо констатировать отсутствие в нашей стране необходимых общесоциальных условий реализации широким кругом рядовых граждан правовых предписаний об их политических правах и свободах. К таким условиям на основании статистических данных справедливо отнесены экономические (в том числе низкий уровень жизни большинства населения) и политические факторы (отчуждение граждан от власти), которые фактически не дают возможности сформироваться в нашей стране культуре гражданственности и гражданского участия, воплощенной в актах политико-правовой активности личности.23

    Деятельность по правовому обучению людей как весьма специфический вид человеческой активности нуждается в постоянном совершенствовании.

    Проявление  информационно-познавательной активности в сфере права, то есть восприятие личностью содержания правовой нормы, - первый шаг на пути формирования установок на другие виды социально-правовой активности. Это внешне малоуловимый процесс. Жизненный опыт личности, ее принципы, понятия, представления о праве, моральных ценностях могут еще задолго до получения информации о новой норме права способствовать выработке установок, либо совпадающих с правовыми требованиями, либо противоречащих им. В случае совпадения установки с требованиями нормы возрастает убежденность личности в верности, справедливости нормативного требования.

    Причинами несовпадения могут быть либо антиобщественная направленность иных установок личности, либо недостаточно полная осведомленность о правовой норме, действующей часто в совокупности с целой системой неизвестных данному лицу правил, либо, наконец, отставание права от быстро развивающихся общественных отношений. Чтобы право постоянно находилось на уровне требований общества, необходимо оперативное и точное отражение в праве всех изменений в общественных отношениях, что может быть достигнуто в немалой степени благодаря усилению правотворческой активности граждан.

    Активность  личности в правотворческой сфере  наряду с активностью в сфере  информационно-познавательной есть выражение  правового осознания действительности. Правовая норма не всегда «рождается» в государственных органах: практическая необходимость изменения или создания нормы права часто возникает в сознании отдельных граждан, общественных групп, коллективов. Наличие позитивной правовой установки, базирующейся на большом жизненном опыте, знание конкретных общественных отношений порождает несогласие с устаревшей нормой права или отсутствием нормы (пробелом в законодательстве), что при определенных условиях может послужить толчком для проявления гражданином правотворческой активности. Правотворческая активность может проявляться по-разному: это и активность в государственно-организационных формах (участие в обсуждении и принятии законопроектов), это и самодеятельная активность личности в сфере права (голосование определенным образом во время проведения референдумов).

    Без сомнения, правовая активность может  и должна проявляться и в деятельности, направленной против нарушений закона. Причем активность в правоохранительной сфере может выражаться как в  самостоятельном противодействии  нарушениям законности (например, при задержании преступника), так и в форме участия в работе различных государственных комиссий (в административных, наблюдательных, по делам несовершеннолетних и защите их прав, работе в качестве присяжных заседателей), государственно-общественных (территориальных комиссий по вопросам помилования) органов и общественных организаций и органов общественности (по охране и укреплению правопорядка, проводимые профсоюзами, домовыми комитетами).24

    Правовая  инициатива субъектов является мощным двигателем, приводящим в движение гражданско-правовые отношения. Именно в ней истоки функционирования всего механизма правового регулирования.

    Механизм гражданско-правового регулирования предусматривает широкое использование таких актов, которые исходят от самих субъектов, от их сознательных, волевых и целеустремленных действий. Это диктуется специфическими особенностями гражданско-правовых отношений. Для нормального развития имущественных отношений, особенно отношений собственности, важно наделить субъектов правовой инициативой. Она необходима для удовлетворения субъектами своих имущественных потребностей. Собственный интерес субъектов к имущественным правам и, самое главное, к их осуществлению является объективной основой наделения правовой инициативой участников отношений. Подобное наделение имеет место в нормах гражданского права, наделяющих всех субъектов дееспособностью, то есть способностью своими действиями приобретать, изменять, прекращать свои права и обязанности, а также осуществлять их. Другими словами, в основе динамики гражданских правоотношений лежат собственные волевые действия его участников. Эти действия преимущественно являются правомерными и связаны с совершением сделок.

    Вот почему с полным основанием можно  отметить, что правовая инициатива находит свою реализацию в совершаемых субъектами сделках Среди них ведущее место занимает договор - двусторонняя или многосторонняя сделка.25

    Следует отметить, что в последнее время  правоохранительные органы в противодействии  совершаемым правонарушениям фактически остались без «общественного прикрытия». Далеко не везде продолжают свою подвижническую деятельность товарищеские суды, только изредка на улицах некоторых городов можно встретить дружинников, исчезли разного рода советы профилактики правонарушений, «народные контроли», «отряды», «посты», «группы», «общества». Долгое время считалось, что в стране эффективно используются данные формы участия общественности в укреплении правопорядка. Вместе с тем в большинстве случаев это участие либо носило формальный характер, либо не влияло заметно на борьбу с преступностью и укрепление законности. В связи с переходом предприятий на самофинансирование, вступлением их в рыночные отношения, отменой некоторых льгот для членов добровольных народных дружин общественные формирования утратили свою активность в сфере охраны правопорядка. В настоящее время с большим трудом восстанавливаются прежние формы участия населения в правоохранительной сфере, появляются новые (например, специализированные отряды, охраняющие дачные и садоводческие товарищества; деятельность казачьих отрядов). Фактором, сдерживающим активность в охране правопорядка, является отсутствие соответствующего федерального законодательства, регулирующего участие граждан и общественных формирований в указанной сфере.

Информация о работе Механизм формирования правовой активности