Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:20, курсовая работа
Механизм правового регулирования охватывает комплекс фрагментов правовой действительности, относящихся к догме права, то есть комплекс последовательно связанных правовых средств. В этом отношении он имеет инструментальный характер. Целью изучения механизма правового регулирования, где начальным звеном является норма права, а завершающим акты реализации, является понятие закономерностей протекающих в данном процессе, а также влияние механизма на реальную жизнь современного общества.
Введение…………………………………………………...3
1. Понятие и элементы механизма правового регулирования…………………………………………..4
2.Условия эффективности действия механизма правового регулирования…………………………….......................8
3.Методы, способы и типы правового регулирования...10
4.Соотношение механизма правового регулирования в общей системе механизма правового воздействия…..15
Норма права в механизме правового воздействия…….18
Заключение………………………………………………..31
Литература……………………
2.
Совершенствование
3. Повышение
уровня правовой культуры
1.Комаров С.А. Общая теория государства и права:Спб., Питер, 2006, с 417
2.Марченко.М. Н. Теория государства и права:М.;ИКД ЗЕРЦАЛО-М, 2001,с574
.
1)
В первом направлении или
2)
Соединение нормативного
нормативное регулирование без усмотрения превращается зачастую в формализм, а правоприменение без правил превращается в произвол. Поэтому механизм правового регулирования должен выражать взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования,
которая
будет придавать
необходимое
единообразие в регулировании общественных
отношений, вводить их в рамки законности,
а првоприменение учитывает конкретную
обстановку, своеобразие каждой юридической
ситуации.
1.Мартышина О. В. Те5ория гос и права:М.; Норма,2007, с330
2.Матузов Н.И., Малько А. В. Теория государства права:М.,с 521
3) Повышение
уровня правовой культуры
Таким
образом, эффективность действия правового
регулирования, может быть достигнута
только при четком и взаимном действии
всех выше перечисленных стадий и
направлений. Постоянное их совершенствование
должно быть направлено на благоприятствования
осуществлению законных стремлений личности,
повышение и упрочнения его правового
статуса.
3.Методы, способы и типы правового регулирования.
Методы правового регулирования – это приёмы юридического воздействия, их сочетания, характеризующие использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств.
Методы субстанциональны, неотделимы от правовой материи. Они выражают самую суть, стержень того или иного юридического режима регулирования; следовательно, в системе права они служат именно тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в главные структурные подразделения – в отрасли права.
Рассматривая методы правового регулирования в качестве реальных юридических явлений, обретающих свою жизнь в рамках отраслей права, вместе с тем необходимо указать на некоторые первичные, исходные методы, которые представляют собой выделенные логическим путём простейшие приёмы регулирования, определяющие главное в правовом статусе субъектов, в их исходных юридических позициях:
-
централизованное, императивное регулирование
(метод субординации), при котором
регулирование сверху донизу
осуществляется на властно-
-
децентрализованное, диспозитивное
регулирование (метод
В отраслях права эти первичные методы в зависимости от характера регулируемых отношений и других социальных факторов выступают в различных вариациях, сочетаниях, хотя, как правило, и с преобладанием одного из них. В наиболее чистом виде указанные первичные методы, выражаются в публичном, прежде всего в административном праве, (централизованное регулирование – метод субординации) и в частном, прежде всего в гражданском праве (децентрализованное регулирование – метод координации).
Обращаясь теперь к механизму правового регулирования, представляется в высшей степени важным обратить внимание на серьёзное качественное различие сочетания правовых средств, при централизованном и децентрализованном методах воздействия права на общественные отношения.
В первом случае (метод централизованного регулирования) это сочетание таково, что оно «крутится» вокруг позитивных обязанностей со всеми присущими им особенностями. Поэтому механизм правового регулирования здесь довольно прост: его начальное звено – обязывающие юридические нормы, затем – относительные правоотношения, и, наконец, - реализация юридических обязанностей (когда субъективное право сводится в сущности к «праву требования» исполнения обязанности). В этом комплексе юридических средств, весьма близких к императивной деятельности государства, энергетическую силу механизму юридического регулирования задаёт не столько собственная сила права (хотя и тут есть элементы «юридического автоматизма»), сколько непосредственно государственная власть.
Иная
картина – при
Способы правового регулирования определяются характером диспозиции правовых норм, которые могут либо дозволять какое-то поведение ( если в них установлены права субъектов регулируемых отношений), либо обязывать совершить какие-то действия (в диспозиции содержаться обязанности), либо запрещать (в диспозиции содержаться запреты). Таким образом, различаются следующие основные способы правового регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.
Дозволение, связано с предоставлением субъектам возможности, совершать определённые действия в собственных интересах (например, работник на предприятии за свой труд имеет право на вознагрождение). Дозволения, по сути, неоднородны. Они могут выражаться в различных формах, таких как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из этих форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
Обязывание связано с возложением на лиц. необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, обязанности должника перед кредитором или же уплата налогов). Обязывание, как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением ( пример, работник правоохранительных органов не имеет права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания.
Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определённость.Пример: обязанность уплатить стоимость вещи по договору эквивалентна запрету приобрести этой вещи бесплатно.Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершения этого действия. Пример: судья, которому запрещено вести дело, так как он является родственником обвиняемого, обязан не принимать участие в судопроизводстве по этому делу.
Типы правового регулирования
Выделяют два типа правового регулирования
1-общедозволительный
2-разрешительный
Под типами правового регулирования понимаются способы регулирования их взаимосвязь с преобладанием одного над другим, либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.
Общедозволительный тип правового регулирования - его формула: дозволено все, кроме того, что запрещено. В его основе лежит общее дозволение, из которого путём запрещения делается исключение. Пример этого типа правового регулирования: субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако некоторые сделки всем субъектам запрещаются (продажа наркотиков). Этот тип правового регулирования способствует проявлению активности, самостоятельности, инициативности в решении различных жизненных задач. В государственной деятельности органов власти дело обстоит совсем иначе, применение этого типа может приводить к злоупотреблению. Социальная свобода права лежит в основе общедозволительного типа правового регулирования, она даёт субъекту право на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Формула этого типа заключается в следующем: запрещено всё, кроме прямого разрешенного. Это значит, что субъект правовых отношений подобного типа может совершать только те действия, которые напрямую разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Закон указывает точный ,строго ограниченный объём правомочий: всё то, что выходит за рамки компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено. К примеру, в Законе РФ от 18 апреля 1991 г.№1026-1 «О милиции» исчерпывающе перечислены права сотрудников милиции, в частности, что они могут проверять документы, задерживать лиц без документов или подозреваемых в совершении преступления, но на определённый срок и т.д. Ничего сверху указанных в законе полномочий они совершать не могут¹. Этот тип вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядочности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической
1. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О Милиции»
ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф.Черданцев).
Механизм
правового регулирования несомненно
мощный рычаг воздей ствия на общественные
отношения. В нём заложен огромный потенциал
для выражения различного рода прав. С
помощью способов и типов регулирования
органы правотворческой деятельности
государства упорядочивают деятельность
физических лиц (граждан) и негосударственных
организаций (юридических лиц). Однако,
несомненно, нужно учитывать, чтобы это
воздействие и упорядочивание имело объективные
пределы.