Механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание

Механизм правового регулирования охватывает комплекс фрагментов правовой действительности, относящихся к догме права, то есть комплекс последовательно связанных правовых средств. В этом отношении он имеет инструментальный характер. Целью изучения механизма правового регулирования, где начальным звеном является норма права, а завершающим акты реализации, является понятие закономерностей протекающих в данном процессе, а также влияние механизма на реальную жизнь современного общества.

Содержание

Введение…………………………………………………...3
1. Понятие и элементы механизма правового регулирования…………………………………………..4
2.Условия эффективности действия механизма правового регулирования…………………………….......................8
3.Методы, способы и типы правового регулирования...10
4.Соотношение механизма правового регулирования в общей системе механизма правового воздействия…..15

Норма права в механизме правового воздействия…….18
Заключение………………………………………………..31
Литература……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по теории государства и права.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

   Такие законы или нормы называются «несовершенными  законами или правовыми нормами» (leges imperfectae).¹

   Механизм  стабилизации общественного отношения  заключается в применении санкции. Основная задача правовой нормы состоит  в том, чтобы в процессе реализации, регулируемые ею общественные отношения развивались в соответствии с моделью, определённой нормой права. Санкция вступает в силу тогда, когда имеется информация о нарушении правового предписания. До её поступления санкция находится в статическом воздействующем состоянии. Действие правовой санкции основывается на механизме обратной связи.

   Невыполнение  правового требования препятствует нормальному развитию общественных отношений. Норма без санкции перестаёт быть мерой поведения, поскольку её нарушение, выход за указанные рамки не повлечёт за собой надлежащую реакцию, государственное осуждение и государственное принуждение, обеспечивающие в порядке обратной связи регулирование нарушенных отношений. Задача состоит в том, чтобы вновь ввести поведение в установленные для него границы либо, если это невозможно, путём возложения на нарушителя новой обязанности пресечь в дальнейшем отклонение поведения от нормы, как самим нарушителем, так и другими членами общества.

   Устойчивость  правопорядка, всего правового регулирования  связаны прежде всего с так  называемой восстановительной функцией права, характерной для ряда его отраслей.

   Так, например, особенность мер гражданско-правовой ответственности состоит в том, что они, предупреждая и пресекая гражданские правонарушения, выполняют  в то же время восстановительную  функцию, т. е. обеспечивают для потерпевшего восстановление положения, в котором он находился до того, как его право было нарушено. Так, ст. 11, 12 ГК РФ  
 

   1. Храпанюк В. И. Теория государства  и права. М.,1998, с 414-415

   предусматривают, что защита гражданских прав осуществляется в установленном порядке судом, арбитражем или тритейским судом путём:

   признания права; восстановления положения, существовавшего  до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих  угрозу его нарушения; признания  оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; принуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом. Аналогичные примеры можно привести и из других отраслей права; в частности, в трудовом праве восстановительной функцией обладают нормы, связанные с выплатой компенсации и восстановлением на работе.

   Статическая функция нормы права в механизме правового воздействия теснейшим образом связана с динамической и является платформой для её действия.

   Динамическая  функция нормы права проявляется в способности изменять, совершенствовать общественные отношения, содействовать их развитию в соответствии с потребностями общества, с тем, чтобы обеспечить нормальное движение общественных отношений, определённым образом их организовать, закрепить, придать им устойчивость. В некоторых правовых нормах эти две функции совмещаются, так как иногда они направлены как на закрепление общественных отношений, так и на обеспечение их развития.

   В определённых случаях нормы права  предусматривают развитие общественных отношений. Например, в ст. 8 ГК РФ говорится, что гражданские права и обязанности  возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства,  порождают гражданские права и обязанности.

   Динамизм  исключает возможность превращения  права в застывшую, оторванную от реальных жизненных отношений систему  регулирования. В то же время свойственные праву нормативность и формальная определённость препятствуют его неустойчивости, неопределённости, которые могли бы возникнуть при изменениях в содержании права.

   В юридической литературе в основном признано, что функция права –  это направление воздействия  на общественные отношения, поэтому правовые нормы выполняют не только регулятивную (статическую и динамическую), но и охранительную функцию. Охранительная функция проявляется в установлении запретов и в определении неблагоприятных правовых последствий их нарушения. Например, в случае однократного, грубого нарушения трудовых обязанностей работником, несущим дисциплинарную ответственность в порядке подчинённости, в соответствии с законодательством с ним может быть прекращён трудовой договор.

   Правовые  нормы образуют основу правового  регулирования. Значительная часть  учёных-юристов полагает, что юридические нормы реализуются при помощи правоотношений, другая же часть считает, что их реализация может происходить и вне конкретных правоотношений, причём этот вывод связывается с существованием определённого круга общих обязанностей, непосредственно вытекающих из закона.

   Каждый  субъект права в силу действия закона, независимо от участия в тех или иных правоотношениях, обладает определённым комплексом прав и обязанностей, которые составляют содержание правосубъектности или правовой статус данного лица или организации. В закреплении законом этих прав и обязанностей, образующих правовой статус граждан и организаций, находят своё юридическое выражение особые общественные отношения индивида или организации с государством, которые служат предпосылкой их участия в общественной жизни.

   Обратив внимание на специфику нормы права  в механизме правового воздействия, согласившись с трактовкой прав и  обязанностей, выходящих за пределы  конкретных правоотношений, дифференцированно  подойдём к проблеме правоотношения как главного средства, при помощи которого требования правовых норм претворяются в жизнь, воплощаются в поведении людей.

   Правовые  нормы, устанавливающие права и  обязанности граждан, определяющие компетенцию и структуру органов  власти и управления или общественной организации, закрепляют «абсолютные» права граждан и организаций, т. е. такие права, которыми пользуется субъект права по отношению ко всем остальным лицам, воздействуют определённым образом на волю и сознание людей, стимулируют у субъектов определённый характер деятельности. В этом случае правомерно говорить о воздействии нормы права на стадии доправоотношения (конкретного), которого вполне достаточно, чтобы субъекты строили своё поведение, направляли свою деятельность в соответствии с требованиями правовых норм. Наряду с этим такое воздействие необходимо для того, чтобы субъекты, вступая в конкретное правоотношение, знали тот комплекс прав, которыми они обладают. Правосубъектность является первым звеном конкретизации правовых норм, в которых определяется общее юридическое положение субъектов. Последнии становятся в то или иное отношение друг к другу, но оно не определено, определён только один воздействующий элемент – государство, воля которого воплощена в правовой норме.

   На  стадии конкретного правоотношения общий масштаб поведения, заключенный в правовой норме, персонифицируется. Механизм правового воздействия из статического воздействия через механизм правового регулирования переходит в движение.

   Основную  нагрузку в механизме правового  регулирования с точки зрения динамики несет конкретное правоотношение. Под правоотношением понимается возникающая на основе норм права, индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства. Благодаря правоотношению между субъектами устанавливается устойчивая правовая связь, конкретизируется состав сторон, объем их субъективных прав и обязанностей.

   Механизм  правового регулирования приходит в действие (в движение ) через правоотношение, посредством его происходит реализация правовых норм. Общие права и обязанности субъектов, существующие на стадии правоотношения, конкретизируются в субъективном праве и юридической обязанности участников правоотношения. Связь между участниками правоотношения носит индивидуализированный, определенный характер, причем, как только те или иные субъекты становятся участниками правоотношения, их связь с государством конкретизируется через права и обязанности. Юридическое состояние, взаимосвязь сторон (потому что на одну сторону возлагаются права, а на другую обязанности) в правоотношении определяются по-разному. Но суть их состоит в единстве прав и обязанностей.

   Субъективное  право можно рассматривать как  единство трех возможностей. Первая – общая возможность поведения самого управомоченного; вторая – конкретная возможность, состоявшая в требовании совершения известных действий или, напротив, воздержания от них (пример – требование наймодателя от нанимателя своевременной уплаты за пользование нанятым имуществом); третья – специальная возможность, выражается в том, что обладатель субъективных прав прибегает в необходимых случаях к содействию государственных органов для защиты нарушенных прав. Специальная возможность характеризует специфику субъективного права как юридического явления, которая заключается в охране его принудительной силой государства. При определении субъективного права как меры возможного поведения основной удар делается на то, чтобы «измерить» поведение обладателя субъективного права. Мера, прежде всего, предполагает возможность самостоятельного выбора образа действий, гарантируемого нормой права. Превращение возможности в действительность зависит от решения самой личности, от того, в каком объеме используется предоставленное субъективное право. А это и есть мера поведения. Пример, один человек будет добиваться осуществления своих прав, прибегая к содействию государственных органов, т.е., к специальной возможности, другой же прибегнет к использованию конкретной возможности и в случае отказа этим и ограничится. Субъективное право состоит из единства всех возможностей (трёх), его нельзя свести только к общей или же к специальной. Если нет одной из возможностей, значит, нет и субъективного права.¹

   В последнее время при исследовании механизма правового регулирования наметилась тенденция выводить за пределы правоотношений субъективные права и обязанности. Некоторые исследователи проблемы механизма правового регулирования настаивают на признании субъективных прав и обязанностей, непосредственно определяющих конкретные виды и границы поведения субъектов в регулируемых отношениях, в качестве отдельного элемента механизма. Но, по мнению С.С.Алексеева субъективные права и обязанности могут существовать не только в конкретном правоотношении. Независимо от того, существуют субъективные права только в составе правоотношений или вне их, реализуются они всё-таки в правоотношениях, а субъект принадлежащее ему право реализует в том правоотношении, в котором он участвует и без которого это право не получило бы реализации. Вопрос, существуют ли субъективные права на стадии доправоотношения, подлежит дальнейшему изучению. Можно говорить об общих правах и обязанностях, которые в силу того, что они принадлежат конкретному субъекту, будут общими субъективными правами и обязанностями, как только они реализуются в правоотношения они становятся субъективными правами и

   1. Комаров С.А. Общая теория государства  и права: Спб.: Питер, 2006. – с423-426

   обязанностями конкретного правоотношения. Например, у каждого гражданина есть общее субъективное право на образование. Он решает пойти в СПИУП на юридический факультет, и становится участником конкретного правоотношения, вначале как абитуриента, а потом как студента. В силу этого происходит конкретизация и общего субъективного права. Следовательно, открывать субъективное право и юридическую обязанность от правоотношения и рассматривать их как самостоятельный элемент в механизме правового регулирования неправильно. Принято считать, что взаимосвязь сторон в конкретном правоотношении существует в простом виде: один субъект обладает правом, а на другого возложена юридическая обязанность. На самом деле в жизни дело обстоит намного сложнее. На каждом из них лежат и правомочия и обязанности, которые, взаимно переплетаясь, служат формами закрепления фактических общественных отношений, направленных на достижение блага, ради чего и установлены между сторонами социальные связи.

   Правоотношения  является внешней формой воплощения требований правовой нормы и поведения  людей. Внутренняя форма выражается в непосредственном осуществлении прав и обязанностей субъектами правоотношения. Кроме того, есть правоприменительная реализация, проходящая особую стадию – применение. Реализация правовых норм есть воплощение их в фактической деятельности организаций, органов, должностных лиц, граждан. Непосредственная и опосредованная форма актов реализации занимает особое место в механизме правового регулирования, так как они представляют конечную цель в механизме правового воздействия. Непосредственная форма включает соблюдение, исполнение, использование правовых норм. Каждый из этих юридических терминов выражает своеобразную форму правовой деятельности, имеет свой особый смысл.

   Соблюдение  – это реализация обязанностей, причем в форме пассивного поведения  (несовершения запрещенных действий). Исполнение – это такая форма реализации обязанностей, которая требует от субъекта права обязательного совершения предусмотренных нормами действий, причем они должны быть активными. При исполнении обязанностей действия субъектов обычно нуждаются в особом юридическом оформлении. Посредством данной формы происходит реализация главным образом обязывающих норм права. Использование – это такая форма реализации, при которой претворяются в жизнь возможности, содержащиеся в субъективном праве. Характерной чертой данной формы является активное поведение субъекта, воплощенные в субъективных правах. Посредством этой формы используются в основном управомочивающие нормы. Таким образом,  можно сказать, что субъективное право реализуется в форме использования, а юридические обязанности – в форме соблюдения и исполнения.

Информация о работе Механизм правового регулирования