Механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание

Механизм правового регулирования охватывает комплекс фрагментов правовой действительности, относящихся к догме права, то есть комплекс последовательно связанных правовых средств. В этом отношении он имеет инструментальный характер. Целью изучения механизма правового регулирования, где начальным звеном является норма права, а завершающим акты реализации, является понятие закономерностей протекающих в данном процессе, а также влияние механизма на реальную жизнь современного общества.

Содержание

Введение…………………………………………………...3
1. Понятие и элементы механизма правового регулирования…………………………………………..4
2.Условия эффективности действия механизма правового регулирования…………………………….......................8
3.Методы, способы и типы правового регулирования...10
4.Соотношение механизма правового регулирования в общей системе механизма правового воздействия…..15

Норма права в механизме правового воздействия…….18
Заключение………………………………………………..31
Литература……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по теории государства и права.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

4.Соотношение механизма правового регулирования в общей системе механизма правового воздействия

   Теория  государства и права в наших  современных условиях развивается  в двух направлениях: первое направление  - это постоянное совершенствование  законодательства и приведение юридических  норм в соответствии с новым уровнем, достигнутым нашим обществом. Второе направление -  это повышение эффективности действия уже существующих норм права. Второе направление требует постоянного, глубокого изучения и исследования механизма правового регулирования, а также постоянная работа по усовершенствованию правовой надстройки общества, учитывая новейшие тенденции в развития государства.

   Тема  механизма правового регулирования  не является новой в юридической  литературе. Еще с 60-х годов прошлого столетия появился интерес к этой проблеме. Это было связано с необходимостью повышения организующей роли права в жизни общества, важностью выяснения путей его воздействия на общественные отношения, на сознание и поведение людей, рассмотрения соотношения воздействия и регулирование, анализа особенностей, специфичности элементов механизма правового регулирования.

   Немаловажную  роль в механизме правового воздействия  принадлежит механизму правого регулирования, а также, правовым принципам, процессу правотворчества и правовой культуре. Правовые явления, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на сознание людей, образуют целостную систему, действуя комплексно. НТР (научно-техническая революция) выдвинула в традиционных областях правового регулирования новые задачи. В теории государства появился ряд направлений, исследующих новые возможности права как средства научно обоснованного и социального управления. В центре внимания в общей теории государства и права продолжительное время были преимущественно правовые нормы, их структура, классификация и система, реализация норм в правоотношениях, юридическая техника, но мало уделялось внимания механизму социального воздействия права, социально-психологическому аспекту правового регулирования.

   Правовому воздействию в системе управления общества принадлежит одно из основных мест, так как правовое воздействие в системе обеспечения эффективности практической деятельности людей, представляет собой важный организационный фактор. Задачи, стоящие перед социальным и государственным управлением не могут успешно решаться без анализа специфического воздействия на общественные отношения – нормативного регулирования.

     Для того, чтобы понять как  же взаимодействуют между собой  механизм правового воздействия  и механизм правового регулирования   необходимо уточнить эти понятия. В юридической литературе даются неравнозначные понятия этим двум категориям, наверное, это справедливо. «Воздействие»- означает влияние на что-либо с помощью системы, а «регулирование» -означает упорядочение, налаживание, приведение в систему (от лат regulo). Смысл этих двух понятий очень близок и часто совпадает, однако понятие «воздействие» по своему содержанию более объёмно, чем регулирование.Так как оно включает в себя  само регулирование с помощью с помощью правовых норм, средств и форм влияние на поведение людей. В различных источниках юридической литературы различные исследователи включают в правовое регулирование все виды воздействия права на сознание людей, некоторые разделяют. Первые под правовым регулированием понимают правовое воздействие, как совокупность различных видов и форм влияния права на общественные отношения, на поведение и сознание людей. Вторые считают, что правовое регулирование - это воздействие права на общественные отношения при помощи системы специальных юридических средств, так как не каждая правовая категория непосредственно регулирует общественные отношения, но можно с уверенностью сказать, что любая из них оказывает на данный институт общего воздействия. Для того, чтобы понять механизм правового воздействия как систему, необходимо рассмотреть его элементы.

   С.А.Комаров  дает следующее определение правовому  воздействию – это результативное, нормативно-организационное, влияние  на общественные отношения как специальной  системы собственно правовых норм ( норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).

   Разграничение между воздействием и регулированием позволяет понять место и роль каждого элемента механизма правового  регулирования в общей системе механизма правового воздействия, определить связи и взаимодействие между этими элементами.

   Юридическая норма является основой правового  регулирования, с неё и начинается правовое воздействие. Информация о  подготавливаемых законах и даже сам факт назревшей потребности подготовки законопроектов, направляют граждан на определённый образ действий. Как было сказано выше, под правовым регулированием мы понимаем лишь одну из форм воздействия права на общественные отношения – с помощью специфически-правовых средств: норм права, правоотношений, актов реализации.    

  

   

   Н. И. Матузов считает, что механизм правового регулирования властное нормирование государством общественных отношений в узком смысле. В широком же смысле он считает, что механизм правового регулирования, охватывает всю совокупность правовых явлений, оказывающих влияние на сознание и поведение субъектов. Следовательно, под механизмом правового регулирования в широком смысле – понимается механизм правового воздействия. 

   Норма права в механизме  правового воздействия.

   Проводимое  нами различие между правовым воздействием и правовым регулированием в немалой  степени объясняется той особенностью, специфичностью, которую норма права  занимает в механизме правового  воздействия. Норма права играет ведущую роль как в механизме правового воздействия в целом, так и в механизме правового регулирования в частности.

   Как известно, самим своим существованием правовые нормы оказывают воспитательное, информативное воздействие. Существует большое количество дефинитивных норм, в которых закрепляются те или иные принципы, формулируются понятия. Эти нормы оказывают воздействие на общественные отношения в системе (комплексе) других норм и институтов, а также самостоятельно. Однако в том и другом случае имеет место воздействие на социальные процессы, но не их регулирование.

   Возьмём такой пример. Законодательством  определён довольно сложный порядок расторжения брака. Прежде чем супруги получат развод, им необходимо подать заявление в загс или суд, уплатить государственную пошлину, выждать определённый законом срок, в течение которого они имеют возможность подумать, проверить своё решение. Законодательное определение такого порядка расторжения брака является своеобразным тормозом на пути необдуманных, скоропалительных решений. И, наконец, на стадии правового регулирования при расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей, правовое воздействие проявляется не только в более высокой государственной пошлине, но и в определении более длительного времени на примирение – до трёх месяцев. Таким образом, здесь нет «жёсткого и властного регулирования», ибо брак, может быть расторгнут, однако на всех этапах его расторжения (в том числе в процессе правового регулирования) осуществляется воспитательное воздействие правовых норм, предупреждающих легкомысленный и непродуманный поступок.

   Правовое  воздействие во многом сводится к  информативной, воспитательной роли права, усилить которую поможет пропаганда правовых знаний, система широкого юридического образования. Повышение информационного потенциала права способствовало бы улучшению языка нормативных актов, способов изложения правовых норм.

   Заслуживающим внимания является предложение о  создании справочной информационно-правовой телефонной службы. Ведь человек в  определённых жизненных ситуациях  испытывает потребность в определении, выборе линии своего поведения с  точки зрения соответствия нормам права, закону. А он не всегда имеет возможность полно, чётко, а главное, оперативно получить ответы на интересующие его вопросы.

   Другой  формой воздействия правовых норм, носящей специфически юридический  характер, является выполнение ими  основной социальной функции – регулирования общественных отношений путём установления субъективных прав и возложения юридических обязанностей, гарантированных государством. Правовая норма закрепляет определённый вариант поведения, представляет собой предписание более или менее общего характера, направлена на персонально неопределённый круг лиц.

   Если  до издания правовой нормы люди могут  в зависимости от различных обстоятельств  выбирать варианты поведения, то с её изданием, в какой бы словесной  формулировке она ни выражалась в тексте закона, указа или иного нормативного акта, возможность выбора получает правовое закрепление. Субъекту дозволяется, предоставляется право действовать таким-то способом, и если он изберёт именно этот способ, получивший правовое закрепление, то ему будет обеспечена государственная поддержка.

   Особенностью  правового регулирования оказывается  то, что оно осуществляется системой общих норм, среди которых существенное место занимают установления, предоставляющие  субъекту общественных отношений гарантированную государством меру  (масштаб) возможной свободы действий, его власти над вещами и над людьми. Любая правовая норма, выраженная как дозволение, предполагает соответствующую обязанность (запрет) не нарушать предоставленное право, обеспечить исполнение того, на что уполномочено то или иное лицо.

   Предписания правовой нормы носят общий характер и должны выполняться всякий раз, когда создадутся условия, предусмотренные  в типических чертах данной правовой нормы. При этом возникновение субъективного  права и корреспондирующей ему обязанности не всегда происходит одновременно. При реализации управомочивающих норм осуществление права зависит от его обладателя: предположим, работник имеет право на пенсию, но продолжает трудовую деятельность. Типичная правовая ситуация есть, а «должного» нет. Но в этом и специфика нормы права: она воздействует на сознание, на поведение субъекта, предоставляет ему самому выбирать нужный вариант поведения. И как только наступает юридический факт (в нашем примере – лицо подаёт заявление в органы социального обеспечения о назначении ему пенсии), то общие предписания правовой нормы должны выполнятся полностью, ибо налицо весь комплекс необходимых условий, предусмотренных в норме права.

   Определение правовой нормой какого-либо варианта поведения направлено на закрепление тех или иных общественных отношений, которые отвечают потребностям общества. Это проявление статической функции нормы права в механизме правового воздействия. Само правовое регулирование определяется как такое воздействие на общественные отношения, которое обеспечивает их упорядочение, введение их в определённые рамки.

   При проявлении статической функции  правовой нормы её структурные элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) играют различную роль. Гипотезы определяющие юридическую квалификацию тех или иных фактов (правовые последствия действий, событий, актов, динамику правонарушений), более относятся к механизму правового воздействия. Между тем диспозиция и санкция реализуются через правоотношения, а значит через механизм правового регулирования. В диспозиции правовой нормы, адресованной участникам общественного отношения, сформулировано требование должного поведения. Санкция указывает те последствия, которые наступают в случае нарушения обязательного поведения, указываемого определенной частью нормы. Пример: виновный в краже приговаривается к 6 месяцам тюрьмы.

   Виды  санкций. Здесь первая часть правовой нормы кратко говорит, что кража  запрещена, воздержание от неё обязательно; вторая часть указывает то правовое последствие, которое постигнет лицо, совершившее кражу, т.е. нарушившее определенную (диспозитивную часть) правовой нормы. Здесь в виде санкции служит наказание в виде тюрьмы. Такой вид санкции является обычным в нормах уголовного права. Другим видом санкции является принудительное исполнение требование определённой части нормы. Так лицо отказавшееся уплатить долг, принуждается к уплате через судебного пристава, накладывающего арест на его имущество и распродающего последнее с аукциона с целью удовлетворения кредитора. Третьим видом санкции служит возмещение ущерба, к которому принуждается, например, лицо за клевету, причинившую ущерб репутации того или иного человека. Четвертым видом санкции является санкция ничтожности, состоящая в том, что при несоблюдении условий, указанных в определенной части правовой нормы, юридический акт объявляется ничтожным, не имеющим силы. Если, например, закон, для действительности духовного завещания, требует двух свидетелей, то духовное завещание, составленное без свидетелей, будет юридически ничтожно, недействительно. Таковы основные виды санкций, побуждающих к исполнению определенной части правовой нормы. Рядом с такими нормами, однако, есть нормы права или законы, не имеющие санкций.  
 

Информация о работе Механизм правового регулирования