Механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание

В сугубо юридическом смысле, право – это совокупность норм и правил поведения, установленных или санкционированных государством, закрепленных в нормативно правовых актах, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, т.е. юридического, а порой и физического принуждения.
В более же широком смысле, право - есть то, что связывает общество и государство, то самое без чего государство бы не смогло существов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………..6
1.1 Понятие правового регулирования…………………………………………..6
1.2 Предмет правового регулирования……………………………………..........7
1.3 Методы, способы и типы правового регулирования ………………………8
2. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ….. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1 Понятие механизма правового регулирования……………………………12
2.2 Структура механизма правового регулирования………...………………..15
2.3 Обобщающая характеристика механизма правового регулирования……19
3. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ………………………………………………..………….....22
3.1 Юридические факты в системе правового регулирования……………….22
3.2 Фактические системы в механизме правового регулирования…………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Механизм правового регулирования (Квятковская тема 33, ТГП).docx

— 77.21 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………..6

1.1 Понятие правового регулирования…………………………………………..6

1.2 Предмет правового регулирования……………………………………..........7

1.3 Методы, способы и типы правового регулирования ………………………8

2. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ….. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2.1 Понятие механизма правового регулирования……………………………12

2.2 Структура механизма правового регулирования………...………………..15

2.3 Обобщающая характеристика  механизма правового регулирования……19

3. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ………………………………………………..………….....22

3.1 Юридические факты в  системе правового регулирования……………….22

3.2 Фактические системы  в механизме правового регулирования…………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….….35

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В сугубо юридическом смысле, право – это совокупность норм и правил поведения, установленных  или санкционированных государством, закрепленных в нормативно правовых актах, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, т.е. юридического, а порой и физического  принуждения.

В более же широком смысле, право - есть то, что связывает общество и государство, то самое без чего государство бы не смогло существовать. Поэтому вопрос о механизме правового регулирования один из наиболее актуальных, для любого государства, в независимости от формы государственного правления и правовой системы. Особенно данный вопрос касается Российской Федерации, так как, она является государством с переходным политико-экономическим устройством и на данный момент механизм правового регулирования нашей страны оставляет желать лучшего.

Соответственно объектом исследования является механизм правового  регулирования как динамически  развивающаяся система средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Предметом исследования являются особенности и тенденции развития механизма правового регулирования в современном российском обществе, функции и его роль во взаимодействии государства и общества.

Целью исследования является комплексное изучение механизма  правового регулирования. Для эффективного рассмотрения этого вопроса нужно определить следующие задачи:

- рассмотреть понятия правового регулирования и механизма правового регулирования;

- изучить структуру механизма правового регулирования;

- выявить виды и типы  механизма правового регулирования;

- исследовать традиционные и спорные вопросы юридических фактов в механизме правового регулирования.

Характеризуя состояние научной  разработанности данной темы, можно сделать вывод, что механизм правового регулирования рассматривается в достаточно узко, как правило в сугубо юридическом аспекте, что на мой взгляд не правильно, ведь это понятие охватывает все основные сферы жизни общества, которые изменяются в течение времени, в связи с усложнением общественных отношений. Необходимо детально изучить, выше изложенные в задачах, аспекты этого вопроса.

Теоретическую основу исследования составили положения, идеи, выводы, содержащиеся в трудах авторов, посвященных вопросам связанных с исследованием механизма правового регулирования: Алексеев С.С., Бабаева В.К., Горшенев В.М., Зуев М.Н., Исаков В.Б., Козлова Е.И., Коренев А.П., Кутафин О.Е., Лазарев В.В., Левченко И.П., Липень С.В., Малько А.В., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Радько Т.Н., Спиридонов Л. И., Тихомиров Ю.А., Халфина Р.О., Хропанюк Н.В..

Нормативная основа. Юридической базой исследования являлись: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты.

Методологическую основу исследования составили общенаучный и частнонаучные методы изучения правовой системы как общественного явления.

 

 

 

 

 

1 ПРОВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

    1. Понятие правового регулирования

 

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.1

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи права и иных юридических  средств воздействие на общественные отношения2.

Правовое регулирование - форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Предполагает осознание субъектами своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований - обязанностей и дозволений - прав.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов  как отдельного человека так и  сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия  на поведение людей. Регулирование  может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого - либо).

В системе социального  регулирования важная роль принадлежит  именно правовому регулированию. Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

 

1.2 Предмет правового регулирования

 

Те общественные отношения, которые подвергаются правовому  регулированию, называются предметом правового регулирования. Есть объективные и субъективные пределы правового (законодательного) регулирования3.

Право не должно и не может  регулировать все общественные отношения  и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно  определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования  должны входить отношения со следующими признаками:

- в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

- в них реализуются  взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на  какое-то ущемление своих интересов  ради удовлетворения другого;

- они строятся на основе  согласия выполнять определенные  правила, признания обязательности  этих правил;

- они требуют соблюдения  правил, обязательность которых  подкреплена достаточно действенной  силой.4

Этим признакам отвечают три группы общественных отношений:

1) отношения людей по  обмену материальными и духовными  ценностями (имущественные);

2) отношения по властному  управлению обществом (государственное  управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению  правопорядка (призваны обеспечить  нормальное протекание процессов  обмена ценностями и процессов  управления в обществе). Эти отношения  возникают из нарушения правил  поведения людей в двух указанных  сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут  поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового  регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят  особенности, характер, способы и  средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень  интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

 

1.3 Методы, способы и типы правового регулирования

 

Правовое регулирование  как специфический процесс отмечают многие юристы. Так, А. П. Коренев утверждает, что правовое регулирование - это процесс последовательного использования правовых средств для достижения целей регулирования5.

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового  регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового  регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного  регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей  и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные  интересы (в сфере отраслей частноправового  характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования –  базируется на отношениях субординации между участниками общественного  отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в  публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).6

Метод правового регулирования  является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

 Способы правового  регулирования определяются характером  предписания, зафиксированного в  норме права, способами воздействия  на поведение людей. В теории  права принято выделять три  основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит  в предоставлении субъектам прав  на совершение определенных положительных  действий (предоставление субъективных  прав).

Дозволение связано с  предоставлением субъектам возможности  совершать определенные действия в  собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное  вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится  к возложению обязанности воздерживаться  от определенных действий.

Запрещение связано с  необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять  недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы  имеют определенное сходство. Оба  предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности  носят позитивный характер, то в  другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы  правового воздействия. Это:

- поощрение – выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

- рекомендации – состоят  в предложении избрать наиболее  целесообразный (оптимальный вариант  поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические  формулы (принципа), на основе которых  выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать  различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Информация о работе Механизм правового регулирования