Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:18, курсовая работа
В сугубо юридическом смысле, право – это совокупность норм и правил поведения, установленных или санкционированных государством, закрепленных в нормативно правовых актах, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, т.е. юридического, а порой и физического принуждения.
В более же широком смысле, право - есть то, что связывает общество и государство, то самое без чего государство бы не смогло существов
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………..6
1.1 Понятие правового регулирования…………………………………………..6
1.2 Предмет правового регулирования……………………………………..........7
1.3 Методы, способы и типы правового регулирования ………………………8
2. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ….. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1 Понятие механизма правового регулирования……………………………12
2.2 Структура механизма правового регулирования………...………………..15
2.3 Обобщающая характеристика механизма правового регулирования……19
3. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ………………………………………………..………….....22
3.1 Юридические факты в системе правового регулирования……………….22
3.2 Фактические системы в механизме правового регулирования…………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
2.3 Обобщающая
характеристика механизма
После ответа на вопрос, как право регулирует общественные отношения, логично искать ответы на вопросы, чем, какими средствами право воздействует на общественные отношения, каков механизм правового воздействия.
В теории права механизмом
правового регулирования
Понятие механизма
правового регулирования
К элементам, составным
частям механизма правового
Нормы права выступают
как предписание и как образец,
Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.
Акты официального
толкования - документы, издаваемые
специально уполномоченными на
то органами (например, пленумом
Верховного Суда РФ) и направленные
на разъяснение смысла
Юридические факты
- предусмотренные нормами права
жизненные ситуации, факты реальной
жизни, влекущие юридические
Правоотношения есть
средство перевода общих
Акты реализации права – это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев зацепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.
Акты применения права
суть индивидуализированные
В качестве своеобразных
элементов механизма правового
регулирования выступают
Элементы механизма
правового регулирования
В реальной действительности
специальные юридические
Анализируя разнообразные
юридические формы и средства
воздействия на поведение людей
и общественные отношения, можно
выяснить, какие из них наиболее
оптимальны, эффективны в данных условиях,
каких результатов можно
3.1 Юридические факты в системе правового регулирования
Понятие правового регулирования и связанные с ним категории имеют методологическое значение для теории юридических фактов. Для того, чтобы раскрыть роль юридических фактов в системе правового регулирования, надо рассмотреть их с точки зрения предмета, метода и механизма правового регулирования, показать связь юридических фактов с другим элементом этой системы – правовыми отношениями.
Как мы уже определили, юридические
факты – конкретные жизненные
обстоятельства, явления социальной
действительности, порожденные существующей
системой общественных отношений. Предмет
правового регулирования
В юридической литературе первичным элементом правового регулирования выделяют социальную ситуацию. С этой точки зрения правовое регулирование предстает как разрешение конкретных социальных ситуаций. По мнению В.Б. Исакова, социальная ситуация – это локализованный в пространстве и времени фрагмент социальной жизни, характеризующийся качественной определенностью своего содержания и относительно стабильным составом участников.20
К числу юридически значимых относятся социальные ситуации, урегулированные с помощью правовых средств – норм права, правоотношений, актов применения, государственного принуждения и др. или объективно требующие такого урегулирования. Эти ситуации неизбежно затрагивают общественные ценности и блага, охраняемые законом.
Нормативно-правовое регулирование социально-юридических ситуаций предполагает их типизацию обобщенно, поэтому их необходимо классифицировать. Они могут классифицироваться по социальному содержанию (бесконфликтные, конфликтные); составу субъектов; характеру затрагиваемых ценностей (имущественные, организационные, личные и др.); области социальных отношений, в которой они возникли; отрасли права, которая регулирует разделение данной ситуации; механизму разрешения и иным признакам.
Ситуационный подход получил заметное развитие в западном правоведении, и до сих пор его значимость велика в юридической науке.
Первая. Анализ ситуаций позволяет полнее понять существо юридических фактов, их социальный источник.
Вторая. Понятие «ситуация»
позволяет определить место юридических
фактов в системе правового
Третья. Ситуационный подход дает возможность найти единый контекст, для рассмотрения юридических фактов и правовых последствий. В этом плане юридические факты и действия субъектов «внутри» правоотношения – не разрозненные явления, а звенья единой развивающейся социально-юридической ситуации, элементы ее урегулирования.
Четвертая. Данный подход позволяет точнее обрисовать задачу правоприменительных органов, заключающуюся не просто в том, чтобы зафиксировать наличие юридических фактов, а в том, чтобы установить регулируемую законом социальную ситуацию и разрешить ее.21
Отражая возникновение социальной
ситуации в сфере правового
Осуществляя субъективную дифференциацию, наделяя участников правовых отношений неодинаковой правосубъектностью, право тем самым определяет рамки их возможного поведения, в общем виде устанавливает возможность их участия в тех или иных юридически значимых ситуациях. Это первый элемент юридического метода.
Второй элемент – определение объектов правоотношений.
Третий элемент метода
– закрепление юридических
Содержание метода правового регулирования не исчерпывается определением социальной ситуации, о должен дать в какой –то форме модель ее преобразования (урегулирования, разрешения), т.е. определить поведение участников данной ситуации.
Как было рассмотрено в первой главе дипломной работы, юридические факты являются самостоятельным элементом механизма правового регулирования.
Каковы же функции юридических фактов в данном механизме?
Основная функция юридических
фактов в правовом регулировании
состоит в обеспечении
Другая дополнительная функция юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, которые эти последствия обуславливают. Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли, других юридических фактов стараются избежать.
Юридические факты осуществляют и другие дополнительные функции они ограничивают пределы свободного усмотрения, служат предотвращению правонарушений и преодолению их вредоносных последствий.
Специальные функции юридических фактов связаны с включением их в качестве элементов в фактические составы, представляющие собой систему фактов. Юридические факты здесь выполняют правопорождающую функцию, которая заключается в том, что юридические факты могут вызывать наступление промежуточных правовых последствий всего состава в целом. Противоположная данной функции - функция правопрепятствующая, где наличие некоторых фактов тормозит развитие фактического состава и наступление правовых последствий.
Юридические факты могут выполнять в составе и другие функции, например, правоуничтожающую и правовосстанавливающую.
В механизме правового
регулирования юридические
Связь юридических фактов и правового отношения нельзя рассматривать упрощенно, полагая, что правоотношение возникает «из нормы и юридических фактов» в законченном виде. Если бы правовая связь всегда существовала в том виде в каком она первоначально возникла, право утратило бы важнейшее средство оперативного воздействия на общественные отношения. На практике видно другое. В процессе развития меняется состав субъектов многих правоотношений, модифицируются их права и обязанности.
Динамика правоотношения складывается из его возникновения, изменения, прекращения, которые, нередко отдалены друг от друга во времени и пространстве. Отсюда – вывод, имеющий принципиальное значение для теории юридических фактов: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие, юридические факты следует рассматривать не как изолированные фактические предпосылки, а как звенья единого процесса развития фактической основы правоотношения и всего механизма правового регулирования.
С прекращением правоотношения, социальные факты, бывшие его фактической основой, сами по себе не исчезают. Они либо утрачивают юридический характер, либо меняют свое юридическое значение - образуют фактическую основу нового правоотношения, продолжающего первое. Например, отношения по надзору за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, непосредственное продолжение отношений по исполнению наказаний.