Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:18, курсовая работа
В сугубо юридическом смысле, право – это совокупность норм и правил поведения, установленных или санкционированных государством, закрепленных в нормативно правовых актах, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, т.е. юридического, а порой и физического принуждения.
В более же широком смысле, право - есть то, что связывает общество и государство, то самое без чего государство бы не смогло существов
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………..6
1.1 Понятие правового регулирования…………………………………………..6
1.2 Предмет правового регулирования……………………………………..........7
1.3 Методы, способы и типы правового регулирования ………………………8
2. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ….. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1 Понятие механизма правового регулирования……………………………12
2.2 Структура механизма правового регулирования………...………………..15
2.3 Обобщающая характеристика механизма правового регулирования……19
3. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ………………………………………………..………….....22
3.1 Юридические факты в системе правового регулирования……………….22
3.2 Фактические системы в механизме правового регулирования…………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
Изучение роли юридических
фактов в динамике правоотношений,
раскрытие их многообразных функций
в правовой системе – одна из
важных задач, непосредственно связанная
с укреплением законности, повышением
эффективности правового
3.2 Фактические системы в механизме правового регулирования
Общественным отношениям свойственны системность. Социальные процессы, явления, ситуации существуют во взаимодействии, более или менее тесной внутренней взаимосвязи. Юридические факты средство отражения данной системности, перевода ее в плоскость правового регулированию.
Можно указать три системообразующих фактора. Во-первых, юридические факты - не изолированные действия и события, они возникают в соответствии с логикой развития общественных отношений. И в этом смысле системность юридических фактов есть отражение и продолжение системности общественных отношений. Во-вторых, юридические факты предусматриваются в нормах права, представляющие собой достаточно развитую систему. Правовые нормы закрепляют взаимосвязь и взаимозависимость юридических фактов различных отраслей, институтов, нормативных актов. В-третьих, юридические факты в качестве элемента механизма правового регулирования должны использоваться комплексно, системно.
Необходимо рассмотреть три вопроса по проблемам системности юридических фактов: выбор юридических фактов, системные связи между ними, приемы использования юридических фактов в правовом регулировании.
Отправной момент выбора юридических
фактов – выявление их места в
структуре правового
Следующий шаг в выборе
юридических фактов – определение
социальной ситуации (вида ситуаций), служащей
предметом правового
Правильное определение
структуры правового регулирования
в целом и непосредственного
участка воздействия (социальной ситуации)
позволяет перейти к выбору юридических
фактов. Выбор юридических фактов
– сложная творческая задача, решаемая
в процессе разработки нормативных
актов, при кодификации
Рассмотрим первую группу требований. По своему содержанию юридический факт должен адекватно отражать социальную ситуацию.
Следующее требование – юридическая надежность юридического факта. Эта характеристика отражает, с одной стороны, постоянство связи факта с социальной ситуацией, а с другой – стабильность его социального содержания.
Юридическому факту, далее,
должна быть свойственна адаптивность,
способность «
Важное значение при выборе юридических фактов имеет учет социальных, психологических, информационных и иных факторов, определяющих динамику социальной ситуации
Специально – юридические
критерии выбора юридических фактов.
В качестве юридических фактов
могут выступать лишь такие социальные
обстоятельства, которые можно закрепить
формально, наличие или отсутствие
которых можно с достоверностью
установить. В отборе юридических
фактов важно учитывать далее, существующую
систему фиксации и удостоверения
юридических фактов. Наконец, в выборе
и закреплении юридических
Теперь
нужно уяснить, каковы
Исходя из этого, большая
фактическая система
Интересный вопрос - типология фактических систем. В порядке первого приближения Р.О. Халфина их подразделяют на открытые и закрытые.25 Открытые допускают появление элементов, прямо не предусмотренных действующим законодательством. Например, согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают не только из оснований, предусмотренных законодательством, но и из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом, однако в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Закрытыми являются фактические системы, элементный состав которых установлен исчерпывающе (например, юридически факты в уголовном законодательстве).
Существующие в настоящее время фактические системы не всегда оптимальны и нуждаются в совершенствовании. Использование системных связей юридических фактов в известной мере - резерв правового регулирования.
К возможным направлениям
совершенствования больших
В ряде случаев юридические
факты и составы одних
Большая фактическая система не застывшее навсегда образование. Значительный научный и практический интерес представляет изучение динамики больших фактических систем. Их изменения определяются двумя факторами – развитием общественных отношений , которые рождают (или больше не рождают) определенные юридические факты, и совершенствованием правовых норм. При этом темпы развития отдельных «участков» фактической системы неодинаковы.
Эффективность правового регулирования складывается в конечном счете из эффективного использования его конкретных элементов норм права, актов применения, юридических фактов и др. Каждый элемент системы может вносить свою «лепту» в конечный эффект, а может и тормозить его. Многое зависит от избранного приема правового регулирования, представляющего собой наиболее эффективный способ использования юридических средств.
Один из приемов – опережающее
наступление правовых последствий.
Существо данного приема заключается
в том, что правовое последствие
наступает как бы «авансом», до наступления
всех необходимых юридических фактов.
Например. Существует категория
рабочий и служащих, подлежащих утверждению
в должности вышестоящим
В законодательстве
применяется и прямо
Еще один прием правового регулирования - образование «пакета» юридических фактов. «Пакетом» можно назвать любой фактический состав, в котором соединены выгодные и невыгодные, желательные и нежелательные элементы. Назначение «Пакета» заключается в том, чтобы усилить предварительное действие юридических фактов, их стимулирующую функцию. В своем действии он опирается на психологические механизмы, интересы субъектов права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовое регулирование - форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Предполагает осознание субъектами своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований - обязанностей и дозволений - прав.
Механизм правового
Регулирование общественных
отношений основывается на предмете
и методе правового регулирования.
Предметом является определенная форма
общественных отношений, которая закрепляется
соответствующей группой
Четкость и эффективность
механизма правового
Юридические факты - предусмотренные
нормами права жизненные
Правоотношения есть
средство перевода общих
Акты реализации права
- это действия субъектов права,
участников правовой жизни по
воплощению в жизнь
Акты применения права
суть индивидуализированные
Таким образом, главная задача демократического механизма правового регулирования – это установления правопорядка, всеобъемлющей законности, которая поможет создать правовое государство, максимально приближенное к гражданскому обществу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Нормативно-правовые акты
1.1 Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с. – ISBN 5- 94462-025-0.
1.2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья [Текст]: [федер. закон: принят Гос.Думой 21 октября 1994г.: подписан Президентом РФ 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ]: по состоянию на 3 апреля 2006г. – М.: Омега-Л., 2006. – 442 с. – (Кодексы Российской Федерации). – ISBN 5-365-00318-7.