Механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание

В сугубо юридическом смысле, право – это совокупность норм и правил поведения, установленных или санкционированных государством, закрепленных в нормативно правовых актах, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, т.е. юридического, а порой и физического принуждения.
В более же широком смысле, право - есть то, что связывает общество и государство, то самое без чего государство бы не смогло существов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………..6
1.1 Понятие правового регулирования…………………………………………..6
1.2 Предмет правового регулирования……………………………………..........7
1.3 Методы, способы и типы правового регулирования ………………………8
2. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ….. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1 Понятие механизма правового регулирования……………………………12
2.2 Структура механизма правового регулирования………...………………..15
2.3 Обобщающая характеристика механизма правового регулирования……19
3. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ………………………………………………..………….....22
3.1 Юридические факты в системе правового регулирования……………….22
3.2 Фактические системы в механизме правового регулирования…………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Механизм правового регулирования (Квятковская тема 33, ТГП).docx

— 77.21 Кб (Скачать документ)

Изучение роли юридических  фактов в динамике правоотношений, раскрытие их многообразных функций  в правовой системе – одна из важных задач, непосредственно связанная  с укреплением законности, повышением эффективности правового регулирования.

 

3.2 Фактические  системы в механизме правового  регулирования

 

Общественным отношениям свойственны системность. Социальные процессы, явления, ситуации существуют во взаимодействии, более или менее тесной внутренней взаимосвязи. Юридические факты средство отражения данной системности, перевода ее в плоскость правового регулированию.

Можно указать три системообразующих фактора. Во-первых, юридические факты - не изолированные действия и события, они возникают в соответствии с логикой развития общественных отношений. И в этом смысле системность юридических фактов есть отражение и продолжение системности общественных отношений. Во-вторых, юридические факты предусматриваются в нормах права, представляющие собой достаточно развитую систему. Правовые нормы закрепляют взаимосвязь и взаимозависимость юридических фактов различных отраслей, институтов, нормативных актов. В-третьих, юридические факты в качестве элемента механизма правового регулирования должны использоваться комплексно, системно.

Необходимо рассмотреть  три вопроса по проблемам системности  юридических фактов: выбор юридических  фактов, системные связи между  ними, приемы использования юридических фактов в правовом регулировании.

Отправной момент выбора юридических  фактов – выявление их места в  структуре правового регулирования. «Правовое регулирование общественных отношений, - отмечет Д.А. Керимов, - оказывается  тем эффективнее, чем точнее оно  выражает реальные политические, экономические  и духовные условия, процессы и потребности развития общества». Прежде чем конструировать конкретные составы, необходимо решить вопрос, каким методом будут регулироваться данные отношения, какая группа правовых средств будет привлечена для их упорядочения. 23

Следующий шаг в выборе юридических фактов – определение  социальной ситуации (вида ситуаций), служащей предметом правового воздействия. Подобная социальная ситуация должна быть объективно контролируемой, т.е. поддаваться  социальному контролю с использованием правовых средств. Социальная определенность - обязательная черта ситуации (вида ситуаций), служащей предметом  правового  воздействия. Подобная социальная  ситуация должна быть объективно контролируемой, т.е. поддаваться социальному контролю с использованием правовых средств. Социальная определенность  - обязательная черта ситуации, подлежащей юридическому регулированию. Достаточно определенными  должны быть  участники отношений, их социальные роли, характер социального  противоречия и т.д.

Правильное определение  структуры  правового регулирования  в целом и непосредственного  участка воздействия (социальной ситуации) позволяет перейти к выбору юридических  фактов. Выбор юридических фактов – сложная творческая задача, решаемая в процессе разработки нормативных  актов, при кодификации законодательства и в ряде других случаев. Существуют требования, которым должны отвечать юридические факты при их выборе. Эти требования можно подразделить на: социологические и специально-юридические. Первая группа обусловлена особенностями социального содержания фактов, способом их связи с социальной ситуацией. Вторая  -вытекает из особенностей права.

Рассмотрим первую группу требований. По своему содержанию юридический  факт должен адекватно отражать социальную ситуацию. 

Следующее требование –  юридическая надежность юридического факта. Эта характеристика отражает, с одной стороны, постоянство  связи факта с социальной ситуацией, а с другой – стабильность его  социального содержания.

Юридическому факту, далее, должна быть свойственна адаптивность, способность «приспосабливаться»  к меняющимся условиям. Адаптивность  выступает одним из аспектов надежности.

Важное значение при выборе юридических фактов  имеет учет социальных, психологических, информационных и иных факторов, определяющих динамику социальной ситуации

Специально – юридические  критерии выбора юридических фактов. В качестве юридических фактов  могут выступать лишь такие  социальные обстоятельства, которые можно закрепить  формально, наличие  или отсутствие которых можно с достоверностью установить. В отборе юридических  фактов важно учитывать далее, существующую систему фиксации и удостоверения  юридических фактов. Наконец, в выборе и закреплении юридических фактов нельзя не считаться с правовыми  традициями, сложившимися установками  практических работников.

      Теперь  нужно уяснить, каковы системные  связи юридических фактов. По  мнению В.Б. Исакова, система  юридических фактов должна быть  отнесена к классу больших  систем, для которых характерно:

    • большое число элементов;
    • непостоянство элементного состава и структуры;
    • значительная распределенность  элементов в пространстве и времени;
    • наличие человеческого фактора;
    • относительная замкнутость.24

Исходя из этого, большая  фактическая система представляет собой  широкий комплекс  юридических  фактов, взятых в масштабе нормативного акта, правового института, отрасли  права или всей правовой системы  за определенный отрезок времени.

Интересный вопрос  - типология  фактических систем. В порядке  первого приближения Р.О. Халфина их подразделяют на открытые и закрытые.25 Открытые допускают появление элементов, прямо не предусмотренных действующим законодательством. Например, согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают не только из оснований, предусмотренных законодательством, но и из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом, однако в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Закрытыми являются фактические системы, элементный состав которых установлен исчерпывающе (например, юридически факты в уголовном законодательстве).

Существующие в настоящее  время фактические системы не всегда  оптимальны и нуждаются  в совершенствовании. Использование  системных связей юридических фактов в известной мере  - резерв правового  регулирования.

К возможным направлениям совершенствования больших фактических  систем относится стыковка юридических  фактов (составов). Например, основанием для оплаты проезда  в командировке является предъявление проездного билета. Он снабжен для этого специальными реквизитами. Таким образом, билет выполняет двоякую функцию – проездного и отчетного документа. В данном случае видно, что «стыковка» позволила сократить отчетность и документооборот, упростила правовое регулирование.

В ряде случаев юридические  факты и составы одних правоотношений не просто стыкуются, а непосредственно  привязываются к юридическим  фактам и составам других правоотношений.

Большая фактическая система  не застывшее навсегда образование. Значительный научный и практический интерес представляет изучение динамики больших фактических систем. Их изменения  определяются двумя  факторами –  развитием общественных отношений , которые рождают (или больше не рождают) определенные юридические факты, и совершенствованием правовых норм. При этом темпы развития отдельных «участков» фактической системы неодинаковы.

Эффективность правового  регулирования складывается в конечном счете из эффективного использования  его конкретных элементов норм права, актов применения, юридических фактов и др.  Каждый элемент системы может вносить свою «лепту» в конечный эффект, а может и тормозить его. Многое зависит от избранного приема правового регулирования, представляющего собой наиболее эффективный способ использования юридических средств.

Один из приемов – опережающее  наступление правовых последствий. Существо данного приема заключается  в том, что правовое последствие  наступает как  бы «авансом», до наступления  всех необходимых  юридических фактов. Например. Существует  категория  рабочий и служащих, подлежащих утверждению  в должности вышестоящим органом. Однако трудовое правоотношение с ними возникает сразу после издания  соответствующего приказа (или фактического допуска к работе). Они трудятся в качестве «исполняющих обязанности» и лишь впоследствии оформляется весь состав фактов, необходимых для существования данного правоотношения. Выгоды опережающего наступления правовых последствий здесь очевидны: сокращается перерыв в работе, в трудовом стаже.

 В законодательстве  применяется и прямо противоположный  прием  правового регулирования  – отсрочка в наступлении правовых  последствий, когда  они не  наступают, несмотря на наличие  завершенного фактического состава.  Причиной отсрочки может быть, например, отсутствие в правообразующем  документе одной из подписей, печати и т.д.

Еще один прием правового регулирования - образование «пакета» юридических фактов. «Пакетом» можно назвать любой фактический состав, в котором соединены выгодные и невыгодные, желательные и нежелательные элементы. Назначение «Пакета»  заключается в том, чтобы усилить предварительное действие юридических фактов, их стимулирующую функцию. В своем действии он опирается на психологические механизмы, интересы субъектов права.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Правовое регулирование - форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Предполагает осознание субъектами своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований - обязанностей и дозволений - прав.

Механизм правового регулирования — совокупность юридических средств с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Достаточность этих средств, их качество является условием эффективного действия права. Субъекты права при этом так или иначе реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее установленному правопорядку. Отклоняющееся поведение образует правонарушения.

Регулирование общественных отношений основывается на предмете и методе правового регулирования. Предметом является определенная форма  общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических  норм. Так, отношения, связанные с  государственным управлением, являются предметом административного права. Под методом правового регулирования  понимается способ воздействия юридических  норм на общественные отношения.

Четкость и эффективность  механизма правового регулирования  общественных отношений зависит  от правильного толкования норм права  и уровня правосознания субъектов  правового регулирования. Глубокое понимание действительного смысла правовой нормы, знание официальных  разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышают качество правового регулирования  общественной жизни. И, безусловно, чем выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования.

Юридические факты - предусмотренные  нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические  последствия: возникновение, изменение  и прекращение правовых отношений.

 Правоотношения есть  средство перевода общих моделей  поведения, заложенных в нормах  права, в конкретизированные и  индивидуализированные акты поведения  членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется  реализация права, это основной  путь претворения предписаний  норм права в акты поведения  людей.

 Акты реализации права  - это действия субъектов права,  участников правовой жизни по  воплощению в жизнь предписаний  норм права. В таких действиях  (в ряде случаев зацепленных  в юридических документах, например  договорах) реально осуществляются  выраженные в правах и обязанностях  меры возможного или должного  поведения.

 Акты применения права  суть индивидуализированные властные  предписания, направленные на  регламентацию общественных отношений.  Это акты (как действия, так и  документы) индивидуализированного  правового регулирования. Наиболее  ярким примером акта применения  права является решение суда  по конкретному юридическому  делу.

Таким образом, главная задача демократического механизма правового регулирования – это установления правопорядка, всеобъемлющей законности, которая поможет создать правовое государство, максимально приближенное к гражданскому обществу.

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1 Нормативно-правовые акты

1.1 Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с. – ISBN 5- 94462-025-0.

1.2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья [Текст]: [федер. закон:  принят Гос.Думой 21 октября 1994г.: подписан Президентом РФ 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ]: по состоянию на 3 апреля 2006г. – М.: Омега-Л., 2006. – 442 с. – (Кодексы Российской Федерации). – ISBN 5-365-00318-7.

Информация о работе Механизм правового регулирования