Механизм правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание

В сугубо юридическом смысле, право – это совокупность норм и правил поведения, установленных или санкционированных государством, закрепленных в нормативно правовых актах, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, т.е. юридического, а порой и физического принуждения.
В более же широком смысле, право - есть то, что связывает общество и государство, то самое без чего государство бы не смогло существов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………..6
1.1 Понятие правового регулирования…………………………………………..6
1.2 Предмет правового регулирования……………………………………..........7
1.3 Методы, способы и типы правового регулирования ………………………8
2. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ….. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1 Понятие механизма правового регулирования……………………………12
2.2 Структура механизма правового регулирования………...………………..15
2.3 Обобщающая характеристика механизма правового регулирования……19
3. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ………………………………………………..………….....22
3.1 Юридические факты в системе правового регулирования……………….22
3.2 Фактические системы в механизме правового регулирования…………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Механизм правового регулирования (Квятковская тема 33, ТГП).docx

— 77.21 Кб (Скачать документ)

Данный тип правового  регулирования способствует (или  хотя бы препятствует) проявлениям  инициативности, активности, самостоятельности  в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования  не применим к деятельности государственных  органов, ибо это создало бы возможности  для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств  способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип –  выражается в принципе: запрещено  все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного  типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового  регулирования основывается на общем  запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке  запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим  образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается  точный, строго ограниченный объем  правомочий: все, что выходит за пределы  компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

2.1 Понятие механизма правового регулирования

 

В современной юриспруденции  проблема механизма правового регулирования  очень актуальна. Особенности механизма  правового регулирования как  юридической категории состоят  в том, что он охватывает самые  существенные элементы правовой регламентации  поведения субъектов права, связывая воедино нормы, правоотношения и  акты реализации права.

«Важная особенность категории  механизма правового регулирования, - пишет Т. Н. Радько, - заключается в том, что она дает возможность видеть определенную систему взаимосвязанных элементов, осуществляющих правовую регламентацию общественных отношений, именно систему определенных свойств и элементов, действующих непрерывно и взаимосвязанно. Категория «механизм правового регулирования» позволяет отличать правовое регулирование от социального регулирования, правового воздействия, психологического воздействия права и других близких к нему правовых явлений. Таким образом, методологическая и практическая ценность данной категории очевидна»7.

Вместе с тем в понимании  механизма правового регулирования  нет однозначности.

Первым дал определение  механизма правового регулирования  академик С. С. Алексеев. Оно явилось  началом обсуждения и указанного определения, и проблемы в целом.

С. С. Алексеев предложил  понимать под механизмом правового  регулирования «взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения»8.

Данное определение, как  представляется, было слишком широким, поскольку включало в себя всю  совокупность юридических средств.

В другой своей работе С. С. Алексеев определяет механизм правового  регулирования как взятую в единстве систему правовых средств (юридических  норм, правоотношений, актов и др.), при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения9. В этом определении словосочетание «вся совокупность» заменено «системой».

Вместе с тем следует  согласиться с Т. Н. Радько, что «и первое, и второе определение механизма правового регулирования имеют один недостаток - правовое регулирование определяется через правовое воздействие. В таком подходе изначально содержится неточность. Тем не менее указанное определение механизма правового регулирования получило наибольшее признание в юридической литературе»10.

Имеются и другие подходы  к проблеме механизма правового  регулирования. Так, В. М. Горшенев рассматривает ее с позиции правовых форм деятельности органов государства и общественных организаций. Механизм правового регулирования он рассматривал через правотворческую и правоприменительную деятельность соответствующих субъектов.

Позже, анализируя проблему уже с учетом позиции С. С. Алексеева, В. М. Горшенев предложил рассматривать механизм правового регулирования как способ воздействия права, выраженный в правовых нормах (дозволениях и запретах) и способ реализации права - фактически совершаемые субъектами права действия11.

Большинство юристов рассматривают  механизм правового регулирования  так же, как и С. С. Алексеев (хотя и с некоторыми уточнениями). Так, В. Н. Хропанюк определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений12. А. В. Малько считает, что «механизм правового регулирования - это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права»13.

В большинстве своем ученые отмечают такой важный признак механизма  правового регулирования, как система  правовых средств, а далее уже  единства во взглядах не наблюдается.

Широкое определение механизма  правового регулирования как  воздействия права на общественные отношения, по мнению Т. Н. Радько, является уязвимым. Он предлагает дать более узкое определение: механизм правового регулирования - это система правовых средств, осуществляющих одновременное взаимосвязанное регулирование общественных отношений определенного вида. Регулирование - это действие права, но не всей его системы и не в любых формах и направлениях, а именно регламентация правовыми средствами определенного вида общественных отношений, осуществляемая в конкретной правовой ситуации. Это расстановка участников регулируемых отношений по их юридическим местам посредством соответствующих правовых средств (правовых актов, правомочий, юридических фактов, обязанностей). А действие права в обществе в широком смысле (социальный механизм действия права) - это правовая ориентация, правовые установки, социальная среда, правовая информация, социальные последствия действия права и т.п.14

 

2.2 Структура механизма  правового регулирования

 

В юридической литературе отсутствует единый взгляд и на внутреннюю структуру механизма правового  регулирования, т. е. на систему правовых средств. Вместе с тем, вопрос о правильном определении элементов механизма  правового регулирования имеет  важное значение. Если же считать, что механизм правового регулирования состоит только из нормы права, правоотношения и акта реализации, то его изучение теряет всякий теоретический и практический смысл. Каждый из названных элементов является самостоятельным правовым явлением фундаментального характера и изучается давно и достаточно глубоко.

Механизм правового регулирования  в трактовке В. М. Горшенева состоит из двух основных, причем полярных, элементов или сторон: способов воздействия (внешних по отношению к воле субъекта факторов – дозволений и запретов, выраженных в нормах права) и способов реализации права в самих урегулированных общественных отношениях (результата реагирования субъектов на правовое воздействие – совершения дозволяемых действий, воздержания от запрещенных действий), которые связываются промежуточными звеньями - правосубъектностью, юридическими фактами, правоотношениями, выступающими в качестве последовательных стадий перевода правовых предписаний в реальные отношения15.

Академик С. С. Алексеев пишет: «Под строго инструментальным углом  зрения в механизме правового  регулирования выделяются три основных звена:

1) юридические нормы - основа правового регулирования,  когда на уровне позитивного  права закрепляются в абстрактном  виде типизированные возможности  и необходимость определенного  поведения субъектов;

2) правовые отношения,  субъективные права и юридические  обязанности, переводящие при  наличии конкретных жизненных  обстоятельств (юридических фактов) абстрактные возможности и необходимость  на плоскость конкретных, адресных  субъективных юридических прав  и обязанностей, и, следовательно,  переключающих правовую энергию  юридических норм на уровень  конкретных субъектов - носителей  прав и обязанностей;

3) акты реализации прав  и обязанностей, в соответствии  с которыми наступает запрограммированный  в позитивном праве результат  в жизни общества, решается ситуация (дело).

К процессу правового регулирования  на заключительной его стадии (а  в ряде случаев и при возникновении  правоотношений) может присоединиться и четвертое звено - индивидуальные предписания, акты применения права».

Названные С. С. Алексеевым два  последних звена механизма правового  регулирования можно вслед за А. В. Малько отнести к средствам-деяниям (технологиям), которые связаны с  использованием средств-установлений, имеют энергетический, динамический характер и находятся в сфере  сущего16.

Кроме того, следует согласиться  с А. В. Малько в том, что «такое понимание средств соответствует  господствующему мнению, существующему  в философии, согласно которому категория  «средство» включает как инструментарий, так и его использование при  получении желаемого результата. Ведь в содержании цели сущее трансформируется в должное. Средства же призваны обеспечить обратный переход должного (цели) в сущее (результат). В этой связи следует выделять как средства, находящиеся в сфере должного, так и средства, находящиеся в сфере сущего»17.

Соглашаясь в целом  с позицией С. С. Алексеева, представляется необходимым уточнить, что вторым звеном в механизме правового  регулирования являются предусмотренные  нормами права правоотношения, которые  иначе можно назвать отношениями  правосубъектности. Ядро этих отношений составляет правовой статус индивидуально определенных субъектов регулируемых отношений – носителей прав и обязанностей. Уголовная правосубъектность в свою очередь служит основой для сложной сети конкретных правоотношений – результата воздействия всего механизма правового регулирования на свой предмет.

Как система отношений  правосубъектность возникает при наличии сложного фактического состава, включающего в себя нормативно-правовые (юридические) предпосылки и социальные факты, в частности, действия18. В этой связи правильным представляется отнесение ко второму звену механизма правового регулирования также правообразующих, правоизменяющих и правопрекращающих юридических фактов, находящихся с названными правоотношениями в тесной, можно сказать в генетической взаимосвязи.

На то, что норма права, правоотношение и акты реализации полностью  не исчерпывают механизма правового  регулирования, обращает внимание В. Б. Исаков. По его мнению, категория  механизма правового регулирования  охватывает следующую систему юридических  средств, участвующих в регулировании  общественных отношений: норму права, юридический факт (состав), акт применения права, правоотношение, акты реализации прав и обязанностей19.

В отличие от остальных  ученых Т. Н. Радько предлагает более широкий подход к анализу механизма правового регулирования, позволяющий учитывать не только нормы права, правоотношения и акты реализации как его элементы, но и показать другие элементы (структурные части), играющие весьма заметную роль в регулировании правом общественных отношений, такие как презумпции, фикции, преюдиции и т.д.

Возможен и другой подход, суть которого состоит в анализе  большего числа правовых средств, играющих важную роль в реализации права как  регулятора общественных отношений: определение  правосубъектности граждан, закрепление и изменение их правового статуса, определение компетенции органов власти, определение правового положения общественных объединений (организаций, партий, движений) и т. п. Такой подход позволяет наглядно показать действие механизма правового регулирования в широком диапазоне.

Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших  сторон жизни общества. Это более  высокая и емкая форма правосознания.

Правовая культура характеризует  уровень правосознания, включает степень  сознания права, на которую опираются  исполнительная власть, должностные  лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой  пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового  государства.

Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так  и «материальные придатки» права  – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.

Информация о работе Механизм правового регулирования