Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 04:29, курсовая работа

Описание

Основная цель данного исследования заключается в разработке основных направлений механизма реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи.
Дать оценку состоянию вопроса реализации прав и свобод в Российской Федерации, выявить основные причины их нарушения и способы их устранения.
Определить способ правовой защиты, указать средства обеспечивающие реализацию основных прав и свобод. В конечном итоге определить процессуальные стадии их реализации.

Содержание

Введение
Глава 1. Механизм реализации основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
1.1 Понятие и условия реализации основных прав и свобод
1.2 Субъекты реализации основных прав и свобод
1.3 Гарантии реализации основных прав и свобод
1.4 Причины нарушения реализации прав и свобод
Глава 2. Защита, способы, средства и процессуальные стадии реализации прав и свобод.
2.1 Правовая защита основных прав и свобод
2.2 Способы активной реализации основных прав и свобод
2.3 Средства, обеспечивающие реализацию основных прав и свобод
2.4 Процессуальные стадии реализации основных прав и свобод
2.5 Уполномоченный по правам человека Российской Федерации
Глава 3. Международная защита прав и свобод человека и гражданина
3.1 Международные органы защиты прав и свобод человека и гражданина и их деятельность
Заключение
Библиографический список литературы

Работа состоит из  1 файл

Начало.docx

— 65.60 Кб (Скачать документ)

     Третий  правовой модус - "иностранный гражданин". Он указывает на такое правовое положение  лица, которое состоит из 4 элементов:

  1. правовой статус человека;
  2. правовой статус российских граждан, за исключением прав и свобод, в которых иностранцы ограничены по закону;
  3. правовой статус данного лица, которым он обладает в государстве происхождения, то есть в материнском государстве;
  4. права, вытекающие из договоров РФ с государством, гражданином которого является данное лицо.

     Четвертый правовой модус - "лицо без гражданства". Это такое правовое состояние, которое  включает 3 элемента:

  1. правовой статус человека;
  2. правовой статус гражданина РФ, за исключением прав, в которых по закону ограничены лица без гражданства;
  3. права и обязанности, установленные международной Конвенцией 1954 г. о статусе апатридов, то есть лиц без гражданства.

     Пятый правовой модус - "лицо с двойным  гражданством". Правовое положение  этих лиц определяется в таких  правовых актах, как ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ, абзац третий ст. 3 и ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" и международные договоры Российской Федерации. Эти лица обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством обоих государств, гражданами которых они являются.

     Шестой  правовой модус - "лицо с правовым статусом "гражданин двух государств". Эти лица, имея документальное подтверждение  наличия гражданства двух государств, в ситуации, когда между этими  государствами нет договора о  признании двойного гражданства, могут  рассчитывать лишь на признание тех  своих прав, которые предоставляются  гражданам того государства, на территории которого они находятся в данное время.

     Самостоятельную группу субъектов-участников реализации конституционных прав и свобод составляют органы государства, которые в силу своего социального назначения призваны создавать условия для надлежащей реализации Конституции РФ, принимать  меры для удовлетворения потребностей населения. Эти их обязанности прямо  закрепляются в действующем законодательстве. Например, Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ "осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью". Ведущее положение в этой группе органов государства занимают такие органы государственной власти, как Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, другие федеральные и региональные органы государственной власти.

     Прямое  действие конституционных норм относительно прав и свобод человека и гражданина защищают Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов  РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные  суды. В Постановлении от 16 июня 1998 г. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что требование о непосредственном применении Конституции РФ обращено ко всем судам, которые независимо осуществляют судебную власть в пределах своей  компетенции и в установленных  формах судопроизводства. На данную обязанность судов общей юрисдикции ориентирует и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права и свободы человека и гражданина. Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов – судов.

     В науке судебную защиту рассматривают  как институт конституционного права, как общественное отношение и  государственную функцию 1. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов» 2.

     Значительный  объем работы по юридической защите конституционных прав и свобод выполняют  общественные объединения, такие, как  профессиональные союзы, политические партии, адвокатские образования  и другие институты гражданского общества. В их уставах и положениях содержатся четкие указания на необходимость  выполнения этой обязанности. 

     1.3 Гарантии реализации  основных прав, свобод  и обязанностей

     Гарантом  Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 80 Основного Закона, является Президент России. Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина он вправе отменить противоречащие федеральному законодательству постановления Правительства  Российской Федерации, а также приостановить  действие незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации впредь до решения вопроса соответствующим судом (ст. 85 и 115 Конституции России).

     Гарантии  реализации основных прав, свобод и  обязанностей исследованы в научной  литературе наиболее полно. Обычно в  числе таких гарантий выделяют социально-экономические, политические, духовно-психологические (нравственные) и организационно-технические. При этом, как правило, под гарантиями понимаются "материальные, организационные, духовные и правовые условия и  предпосылки, делающие реальностью  осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и  гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств" .

     Однако  в последнее время в понимании  правовой природы гарантии обозначился  новый подход, который был воспринят  в законодательной практике. Суть его в том, что под гарантиями в широком смысле содержания этого юридического феномена понимаются не только условия и средства реализации прав и свобод, но и отдельные субъективные права участников правовой жизни. Именно так поступает, например, законодатель, когда объединяет юридические возможности участников таких основных институтов прямой демократии, как выборы и референдумы, и в одном тематическом Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с помощью двухслойного правового регулирования решает суперсложную задачу формирования современной правовой базы и выборов, и референдумов. Думается, что для этого есть определенные основания, ведь в действительности многие из гарантий по своей юридической сущности представляют собой меру возможного поведения, как, например, право избирателя на поддержку выдвинутого кандидата. Но в то же время, на наш взгляд, было бы неверно, если бы мы поставили знак равенства между всеми субъективными правами, с одной стороны, и гарантиями, с другой стороны. Хотя права и гарантии находятся в тесной взаимосвязи между собой, они существенно отличаются друг от друга. Субъективные права представляют собой меру возможного поведения, которая имеет целью установить новые правила поведения, принципы или стандарты деятельности, в то время как гарантии не создают новой материальной формы жизнедеятельности, а представляют собой правовую форму, которая обеспечивает реализацию требований и предписаний, содержащихся в нормах, которые устанавливают субъективные права участников правоотношения. Обеспечительный характер гарантий как раз и отличает прежде всего юридическую конструкцию гарантий от субъективных прав. Не случайно само французское слово "garantie" означает "обеспечение, осуществление чего-либо", "ручательство, порука в чем-либо". Соответственно это находит свое отражение и в различии видов правовых норм, в которых закрепляются субъективные права и гарантии. Если субъективные права закрепляются в нормах материального права, то гарантии, как правило, представлены в процессуальных правовых нормах. 

     1.4 Причины нарушения  реализации прав  и свобод

     Принимая  во внимание обширность и комплексность  системы конституционных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, казалось бы, нарушения названных прав и свобод должны быть уже устранены или  сведены к минимуму. Однако четырнадцать лет, минувших с момента принятия Конституции Российской Федерации, свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые  меры по их соблюдению и защите, нарушения  личных и социально-экономических  прав граждан в нашей стране еще  распространены. О недостаточной  эффективности принимаемых мер  по защите конституционных прав и  свобод граждан свидетельствует  и тот факт, что в последние  годы увеличилось число поданных жалоб граждан России в Европейский  суд по правам человека. В настоящее  время их там до 20% от общего числа  жалоб, поступивших от жителей всех стран, входящих в Совет Европы.

     Нарушение законов, принципов и норм Конституции  Российской Федерации, регулирующих права  человека, пренебрежение интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и  нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству  и должностным лицам, снижает  их политическую активность, порождает  гражданскую апатию.

     Каковы  причины этих негативных явлений? Безусловно, их много. Назовем только некоторые  из них.

     Первая - Конституция Российской Федерации, как и любая конституция, не может  быть свободной от декларации: права  и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на ее основе других законодательных актах существенным образом не определен.

     Вторая - принцип всеобщности соблюдения Конституции Российской Федерации  и законов в Основном Законе провозглашен, однако принцип ответственности  за их неисполнение не только не закреплен, но и не назван. И не случайно большинство  чиновников не несут ответственности  за нарушение прав человека, которые  в соответствии с Конституцией должны быть главным ориентиром их деятельности.

     Третья - деятельность многих государственных  органов, призванных осуществлять меры по обеспечению законности, охране и защите прав и свобод граждан, по-прежнему во многих случаях без видимых  причин остается закрытой и бесконтрольной. Вместе с тем демократическое  государство невозможно без действенных  гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата, в том числе и без открытого  контроля, не только со стороны самого государства, но и общественности.

     Четвертая - низкий уровень правосознания и  правовой культуры граждан России, многие из которых слабо осведомлены  даже о тех правах, свободах и  способах их защиты, которые провозглашены  Конституцией страны. Как обоснованно  отмечается в "Российской газете": "К сожалению, наши граждане не всегда имеют достаточную информацию о  своих правах и нередко становятся жертвами мошенничества и произвола  чиновников. Повышение правовой культуры граждан тем более актуально  в нынешней ситуации, когда государство  выделяет огромные средства на повышение  качества социальных услуг населению".

     Пятая - начавшаяся в 1991 г. судебная реформа, обозначившая начало формирования новой  парадигмы государственной власти в Российской Федерации, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, по различным обстоятельствам до сих пор не завершена. Из всех реформ, проводимых российской властью в последние годы, ход судебной реформы освещается в СМИ менее других. Она стала самой "тихой".

     Подводя итоги вышеизложенному, автор отмечает, что для более успешного решения  задач по охране и защите прав и  свобод человека и гражданина необходимы не только соответствующие меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, совершенствованию  деятельности исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, но и повышения активности самих  граждан по осуществлению конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами (ч. 2 ст. 45 Конституции). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ЗАЩИТА, СПОСОБЫ,  СРЕДСТВА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ  СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРАВ, СВОБОД И  ОБЯЗАННОСТЕЙ

     2.1 Правовая защита  основных прав, свобод  и обязанностей

     Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - новая реальность современной России, одна из тех  сфер ее государственной и общественной жизни, которая привлекает и вызывает озабоченность не только внутри нашей  страны, но и за рубежом.

     В юридическом словаре дается следующее  определение названному термину: "Права  человека - понятие, характеризующее  правовой статус человека по отношению  к государству, его возможности  и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах" 1.

Информация о работе Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации