Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 04:29, курсовая работа

Описание

Основная цель данного исследования заключается в разработке основных направлений механизма реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи.
Дать оценку состоянию вопроса реализации прав и свобод в Российской Федерации, выявить основные причины их нарушения и способы их устранения.
Определить способ правовой защиты, указать средства обеспечивающие реализацию основных прав и свобод. В конечном итоге определить процессуальные стадии их реализации.

Содержание

Введение
Глава 1. Механизм реализации основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
1.1 Понятие и условия реализации основных прав и свобод
1.2 Субъекты реализации основных прав и свобод
1.3 Гарантии реализации основных прав и свобод
1.4 Причины нарушения реализации прав и свобод
Глава 2. Защита, способы, средства и процессуальные стадии реализации прав и свобод.
2.1 Правовая защита основных прав и свобод
2.2 Способы активной реализации основных прав и свобод
2.3 Средства, обеспечивающие реализацию основных прав и свобод
2.4 Процессуальные стадии реализации основных прав и свобод
2.5 Уполномоченный по правам человека Российской Федерации
Глава 3. Международная защита прав и свобод человека и гражданина
3.1 Международные органы защиты прав и свобод человека и гражданина и их деятельность
Заключение
Библиографический список литературы

Работа состоит из  1 файл

Начало.docx

— 65.60 Кб (Скачать документ)

     В современных условиях основные права  человека изложены, как правило, в  конституции каждого государства  и в международно-правовых документах по правам человека, в частности  в Международном билле о правах человека, а также Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской  социальной хартии (1961 г.).

     Под защитой понимается восстановление положения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действий или бездействия) того или иного  права. Государственная защита - это  правовая защита, осуществляемая государством (его органами). Правовая защита - это  усилия государства по обеспечению  с помощью правовых механизмов (средств  и способов) восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также использование самими лицами, права и свободы которых  нарушены, предоставленных им законом  средств и способов восстановления и защиты своих прав и свобод.

     Очевидно, что право может быть реализовано  только тогда, когда ему соответствует  обязанность государства или  другого лица (органа) его обеспечить. Гарантия (фр. garantie) - это ручательство, обеспечение, заверение.

     Провозглашение  гарантируемой каждому человеку и гражданину государственной защиты его прав и свобод означает, с  одной стороны, признание государством на самом высшем уровне своей обязанности  защищать права и свободы, с другой стороны - наличие корреспондирующего ей права человека и гражданина требовать  от государства (его органов) выполнение взятой на себя обязанности.

     В защите прав и свобод человека и  гражданина в России участвуют все  ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них  самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.

     Органы  представительной (законодательной) власти РФ и ее субъектов призваны, нормативно регулировать отношения, связанные  с признанием, обеспечением и защитой  прав и свобод российских граждан. На это направлено отраслевое (текущее) законодательство, которое конкретизирует конституционные (основные) права и  свободы граждан, развивает их, обогащая содержание их правового статуса, создает  юридические механизмы обеспечения  их реального осуществления, восстановления прав и свобод в случаях их нарушений, устранения препятствий в их реализации и т.д. На защиту прав и свобод человека и гражданина в нашей стране направлена деятельность органов исполнительной власти - на уровне Федерации, и ее субъектов, а также органов местного самоуправления.

     Вид правовой защиты - это обособленная на основе однородных критериев и  отличающаяся собственными признаками система действий субъектов правореализационного процесса, направленная на осуществление  прав, свобод и обязанностей.

     Индивидуальная  правовая самозащита. Право каждого  человека на правовую самозащиту установлено  Конституцией РФ в ч. 2 ст. 45, где сказано: "Каждый вправе защищать свои права  и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Этот вид  юридической защиты основных прав и  свобод характеризуется тем, что:

  • во-первых, инициатива по защите прав и свобод, в том числе по восстановлению нарушенных прав и свобод, исходит от самого лица, чьи интересы могут пострадать или уже ущемлены;
  • во-вторых, закон не ограничивает формы, средства и способы индивидуальной правовой защиты, кроме случаев, указанных в Конституции РФ; в-третьих, реализация этого вида правовой защиты основных прав и свобод обеспечивается личным, активным участием гражданина в правозащитных отношениях, что особенно ярко проявляется, например, при проведении митингов, демонстраций, забастовок.

     Очевидно, что конституционные нормы, закрепляющие право каждого на юридическую  самозащиту, составляют надежную нормативную  основу охраны жизни, чести и достоинства  каждого человека, и в том числе  служат гарантией реализации института  необходимой обороны.

     Государственная юридическая защита прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. На практике это означает, что все органы Российского государства в соответствии со своей компетенцией обязаны принимать меры по обеспечению соблюдения и осуществления прав и свобод. Однако первое место в системе защиты основных прав и свобод человека и гражданина занимает Президент РФ, который согласно ст. 80 федеральной Конституции является гарантом конституционных прав и свобод. Осуществляемая главой государства деятельность по защите прав и свобод личности по своим масштабам и средствам ее реализации является универсальной и наиболее эффективной в силу того, что при ее проведении используются особо значимые институты и формы.

     Важное  значение имеет судебная защита, которая  гарантируется Конституцией каждому (ч. 1 ст. 46). Согласно ч. 2 названной статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Причем обжалованы, могут быть как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) этих органов, организаций, их руководителей. Часть 3 данной статьи Конституции гласит, что каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

     Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

     В Конституции России содержится также  важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий  или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54), что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

     Судебная  реализация перечисленных и других принципов и норм Конституции  по защите прав и свобод граждан  обеспечивается судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями  и Конституционным Судом Российской Федерации, который согласно ч. 4 ст. 125 Конституции по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод граждан  и по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного или подлежащего применению в  конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

     В своих решениях Конституционный  Суд РФ неоднократно опирался на норму  ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в качестве дополнительного аргумента в  обоснование установленных им нарушений  прав человека или для защиты таких  прав. Об этом свидетельствуют, в частности, следующие примеры.

     В деле о проверке конституционности  отдельных статей Арбитражного процессуального  кодекса Конституционный Суд  РФ констатировал, что в силу ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ право  каждого на судебную защиту должно гарантироваться в соответствии с нормой п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1. В Постановлении от 13 июня 1996 г. по делу о проверке конституционности ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР Конституционный Суд РФ непосредственно признал эту норму УПК РСФСР не соответствующей ч. 1 ст. 17 Конституции РФ 2. Ссылки на нарушения прав, предусмотренных в ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, содержатся и в индивидуальных жалобах граждан и организаций, обращенных к Конституционному Суду РФ 3. Однако ни заявители, ни сам Конституционный Суд, ни разу не высказались в том смысле, что нормам международного права придается особый правовой статус в российской правовой системе.

     Широкое признание получила деятельность Уполномоченного  по правам человека в РФ, должность  которого установлена в нашей  стране впервые по Конституции 1993 г. О степени его влияния на правовую жизнь в России говорит статистика. Только в 2006 г. на рассмотрение Уполномоченного  по правам человека РФ поступило от населения по почте 32 477 жалоб, кроме  того, в приемную Аппарата Уполномоченного  обратились более 5 тысяч заявителей. По всем поступившим вопросам и обращениям были приняты меры, даны консультации и разъяснения. Рассматривая принципы и нормы Конституции о защите прав и свобод человека и гражданина, нельзя не сказать и о том, что 

     Государственная Дума в соответствии со ст. 103 Конституции  назначает на должность и освобождает  от должности Уполномоченного по правам человека, главной целью которого является обеспечение гарантий государственной  защиты прав и свобод граждан, их соблюдение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В обязанности Правительства  Российской Федерации Конституцией вменено осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и  общественного порядка, борьбе с  преступностью. Исполнительная власть в лице Правительства России, федеральных  министерств и ведомств, исполнительно-распорядительных органов субъектов Российской Федерации непосредственно отвечает за реализацию прав и свобод человека и гражданина, в частности за их организационное и экономическое обеспечение. Этим же целям служит их нормотворческая деятельность.

     Публично-правовая общественная защита свобод и законных интересов личности. Публично-правовая общественная защита личности в процессе реализации индивидом основных прав и свобод - это юридическая защита, осуществляемая институтами гражданского общества. В числе субъектов этого  вида правовой защиты личности можно  выделить профессиональные союзы, политические партии, негосударственные некоммерческие организации адвокатов и так  далее. Субъекты публично-правовой общественной защиты выполняют свои обязанности  по юридическому обслуживанию запросов и потребностей населения на основе действующего законодательства. Например, ст. 2 ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", определяя цели и задачи этого института гражданского общества, прямо указывает на то, что Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов  граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной  власти и органов местного самоуправления для защиты прав и свобод граждан  Российской Федерации.

     Международно-правовая защита интересов личности в процессе реализации прав и свобод. Российская Федерация является полноправным участником многих межгосударственных и международных  организаций, в которых она официально состоит; более того, согласно действующей  федеральной Конституции в нашей  стране общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью национальной правовой системы. В силу вышесказанного Конституция  РФ признает право каждого на международно-правовую защиту его интересов. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ: "Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Такими органами являются, например, Европейский суд по правам человека или Международный суд ООН.

     Согласно  ст. 79 Конституции РФ сама возможность  участия или неучастия Российской Федерации в межгосударственных объединениях обусловлена необходимостью обеспечения прав и свобод человека и гражданина, так как Россия может  вступать в международные союзы  только при условии, что это не влечет за собой ограничение прав и свобод личности и не противоречит основам конституционного строя  Российской Федерации.

     Индивидуальная  юридическая защита прав и законных интересов других лиц. Реально существующая юридическая практика позволяет  говорить о том, что имеет право  на признание институт индивидуальной правовой защиты законных интересов  другого лица. Например, правозащитная  деятельность общественного защитника  в судебном процессе. Или оказание юристом-специалистом в частном  порядке возмездной или безвозмездной (в частности, в статусе третейского  судьи) юридической помощи другому  лицу. Обязательными условиями здесь  должно быть соблюдение таких требований, как наличие у участника правовой жизни, оказывающего помощь, специального юридического образования, а инициатива о совершении юридически значимых действий должна исходить от другого лица. 

     2.2 Способы активной  реализации основных  прав, свобод и обязанностей

     Практика  реализации основных прав, свобод и  обязанностей знает немало способов объективирования содержащихся в них потенциальных возможностей. Общее количество таких возможных способов практически не ограничено. Например, удовлетворение духовных запросов индивида происходит в процессе реализации ст. 28 Конституции РФ путем выбора соответствующей мировоззренческой позиции и определения своего отношения к религии на основе свободы совести и свободы вероисповедания, а также на основе использования правового потенциала ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания.

     Естественная  потребность каждого человека во власти реализуется через участие  избирателей в выборах органов  государственной и муниципальной  власти, через активное поведение  участников референдума во время  проведения всенародного голосования  по важнейшим вопросам государственной  и общественной жизни; в соучастии  в организации и проведении таких  массовых публичных мероприятий, как  митинги, демонстрации, шествия. Одним  из проявлений непосредственного действия конституционных прав и свобод является уведомительный принцип, согласно которому лицу, реализующему свои права человека и гражданина, достаточно лишь уведомить  компетентные органы власти о своем  намерении. Дополнительного разрешения от них не требуется. Уведомительный принцип действует при реализации права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. Расширение сферы действия уведомительного  принципа рассматривается учеными  в качестве перспективы демократизации и развития свободы.

Информация о работе Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации