Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 04:29, курсовая работа

Описание

Основная цель данного исследования заключается в разработке основных направлений механизма реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи.
Дать оценку состоянию вопроса реализации прав и свобод в Российской Федерации, выявить основные причины их нарушения и способы их устранения.
Определить способ правовой защиты, указать средства обеспечивающие реализацию основных прав и свобод. В конечном итоге определить процессуальные стадии их реализации.

Содержание

Введение
Глава 1. Механизм реализации основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
1.1 Понятие и условия реализации основных прав и свобод
1.2 Субъекты реализации основных прав и свобод
1.3 Гарантии реализации основных прав и свобод
1.4 Причины нарушения реализации прав и свобод
Глава 2. Защита, способы, средства и процессуальные стадии реализации прав и свобод.
2.1 Правовая защита основных прав и свобод
2.2 Способы активной реализации основных прав и свобод
2.3 Средства, обеспечивающие реализацию основных прав и свобод
2.4 Процессуальные стадии реализации основных прав и свобод
2.5 Уполномоченный по правам человека Российской Федерации
Глава 3. Международная защита прав и свобод человека и гражданина
3.1 Международные органы защиты прав и свобод человека и гражданина и их деятельность
Заключение
Библиографический список литературы

Работа состоит из  1 файл

Начало.docx

— 65.60 Кб (Скачать документ)

     Широко  распространенным способом реализации конституционных прав и свобод является развитие способностей индивида посредством  материализации возможностей, заключенных  в нормах, составляющих конституционный  статус личности. Данный статус является первичным, исходным, все остальные социальные статусы лишь дополняют его. Конституционный статус личности может быть выражен следующей формулой: конституционные права + конституционные свободы + конституционные обязанности = конституционный статус личности.

     Так, реализуя конституционное право  на образование, индивид получает специальные  научные знания, приобретает практические навыки, совершенствует свое профессиональное мастерство.

     Исключительно широкое распространение имеет  такой способ практической реализации основных прав, свобод и обязанностей, как приобретение и приумножение личностью материальных и духовных благ. Ведь львиную долю всех благ, необходимых  для полноценного существования  и развития, человек получает на основе использования тех возможностей, которые заложены в базовых нормах Основного Закона, и в частности  в ст. 8, 9, 34, 35, 36, 41, 44 и других статьях  Конституции РФ. То есть через реализацию основных прав и свобод, определяющих меру поведения, правила и принципы действия в сфере отношений собственности, свободного духовного развития и  цивилизованного образа жизни. В  условиях становления и утверждения  в нашей стране правового демократического общества особенно актуален такой способ реализации основных прав и свобод, как овладение демократическими ценностями и их динамичное развитие на основе и с помощью правовых средств. Именно на основе практической реализации конституционных прав идет процесс освоения таких ценностей, как признание человека высшей ценностью, утверждение идеалов добра и справедливости, соблюдение норм закона, осуществление официальной публичной власти посредством свободных демократических выборов.  

     2.3 Средства, обеспечивающие  реализацию основных  прав, свобод и  обязанностей

     Наиболее  эффективными средствами осуществления  возможностей конституционного статуса  личности являются те из них, которые  установлены в нормах действующего законодательства.

     Универсальным средством, обеспечивающим реализацию основных прав, свобод и обязанностей, выступает правоотношение. Содержащиеся в конституционных правах и свободах внутренние правомочия объективируются в реальной общественно-политической практике и обретают форму материального мира в конкретном правоотношении. Правореализационная практика в сфере реализации основных прав и свобод охватывает самые важные стороны социальной, экономической, политической и духовной жизни индивида. Особенность этих правоотношений в том, что они отличаются персонифицированной определенностью, поскольку одной из сторон здесь является конкретный субъект - носитель конституционного права или обязанности.

     Эффективным средством обеспечения реализации основных прав и свобод служит подача жалобы на решения и действия (или  бездействие) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц в соответствии со ст. 46 (ч. 2) Конституции  Российской Федерации.

     Хорошо  известным средством обеспечения  реализации конституционных прав и  свобод служит применение компетентными  органами государственной власти соответствующих  мер юридической ответственности, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина.

     Во  многом способствует систематическому и полному осуществлению конституционных  прав и свобод постоянная и повседневная деятельность юридических организаций  и учреждений, таких, как адвокатские  образования, юридические отделы и  договорно-правовые управления органов  государства и органов местного самоуправления; юрисконсульты и  юридические службы предприятий  и организаций по оказанию юридической  помощи гражданам и юридическим  лицам. В соответствии со ст. 48 каждому  гарантируется право на получение  квалифицированной юридической  помощи.

     Под квалифицированной юридической  помощью подразумевается главным  образом адвокатская юридическая  помощь. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П, "гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии".

     Часть 3 ст. 6 Европейской конвенции о  защите прав и основных свобод человека особо оговаривает гарантии права  на юридическое представительство  по уголовным делам. Европейский  суд постановил, что "право каждого  обвиняемого в совершении уголовного преступления на защиту адвоката, в  необходимых случаях назначенного официально, является одной из фундаментальных  черт справедливого судебного разбирательства".

     Процессуальными правами адвокат наделяется только с момента вступления в гражданское  дело. До этого он может оказывать  юридическую помощь любому обратившемуся  к нему лицу, давая консультации, разъясняя законодательство, составляя  документы правового характера. Человек вправе обратиться в любую  коллегию адвокатов.

     Сейчас  в России действует Федеральный  закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре), пришедший на смену Положению  об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 г.

     В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается  бесплатно. В рамках реализации данного  конституционного требования, расширения мер по оказанию бесплатной юридической  помощи, особенно для малоимущих граждан, в текущем году во многих регионах страны создаются постоянно действующие  центры бесплатной "скорой юридической  помощи для населения".

     В ст. 49 Конституции закреплена презумпция невиновности граждан: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается  невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность". Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию ущерба (ст. 52).

     Важной  составляющей в системе средств обеспечения реализации основных конституционных возможностей личности является постоянный мониторинг состояния дел в сфере соблюдения прав человека и гражданина со стороны уполномоченных на то органов государства, проверка и контроль за соблюдением действующего законодательства, периодическое рассмотрение вопросов о соблюдении прав и свобод на заседаниях органов публичной власти. 

     2.4 Процессуальные стадии  реализации основных  прав, свобод и  обязанностей

     Реализация  конституционных прав, свобод и обязанностей как система действий, имеющих  правовое значение, представляет собой  юридический процесс. Этот процесс  имеет определенную временную протяженность, логически и хронологически организован, отличается монографической целостностью и состоит из ряда последовательно  сменяющих друг друга этапов или  стадий. Решающее значение имеют четыре стадии: 1) информационная; 2) организационная; 3) основная правореализационная и 4) правозащитная.

     1. Информационная стадия представляет  собой начальный этап процесса  реализации основных прав и  свобод. На этой стадии субъект  правоотношения использует свое  право на получение необходимой  информации, получает сведения о  содержании своих прав и обязанностей, овладевает этими сведениями  и осваивает их. Именно на этом  этапе знания превращаются в  убеждения и реальную социальную  силу.

     2. Организационная стадия начинается  с поиска и определения адреса  того органа, организации или  другого структурного подразделения,  в компетенции которого находится  решение соответствующего вопроса.  Для этого субъект права должен  владеть надежной информацией  о подведомственности, подсудности  и ином компетенционном потенциале контрагента, участвующего в правоотношении по реализации своего намерения. После этого следует акция инициирования правоотношения по реализации основного права или обязанности посредством составления и подачи процессуального документа, являющегося основанием для возбуждения юридического производства. Таким документом могут быть жалоба, исковое заявление, требование о выдаче информации или опровержении порочащих лицо сведений и так далее. Обычно момент начала такого делопроизводства обусловлен представлением и оформлением необходимых в каждом конкретном случае документов, составляющих содержание особых условий.

     3. Основная правореализационная стадия  находит свое выражение в том,  что осуществление основных прав, свобод и обязанностей как  воплощение потенциальных возможностей, содержащихся в правовой норме,  в материальные формы фактического  поведения людей представляет  собой акт (действие), имеющий  собственное содержание. Этот акт  объективируется в принятии юридического  решения, обладающего обязательной  силой, он регулируется правовыми  предписаниями и должен отвечать  определенным требованиям.

     4. Правозащитная стадия реализации  основных прав, свобод и обязанностей  является завершающей. Ее наличие  объективно обусловлено тем, что  не существует стопроцентной  гарантии от возможных ошибок  и упущений, которые могут иметь  место в процессе осуществления  прав и свобод. По своему содержанию  она представляет собой те  правовые институты и юридические  средства, которые позволяют устранить  негативные последствия состоявшегося  правореализационного акта.

       Подводя итоги вышесказанному  можно установить следующие факты,  для того чтобы реализовать  свои права, свободы и обязанности  человеку необходимо в первую  очередь обратиться за разъяснениями  к высококвалифицированному юристу, дальнейшие свои действия согласовывать  с ним же. Для того, чтобы защитить и отстоять свои права гражданин может так же обращаться в муниципальные органы и в суд с различными жалобами и с исковыми заявлениями. А также знакомиться с различными материалами по делу, постановлениями и решениями, как в его пользу, так и с отказами.

     Таким образом, установлено, для того, чтобы  человеку реализовать свои права, свободы  и обязанности ему необходимо очень серьёзно потрудится, и пройти четыре процессуальные стадии. 

     2.5 Уполномоченный по  правам человека

     Должность учреждена "в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами". Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

     Уполномоченный  обладает неприкосновенностью в  течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к  судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной  Думы.

     Уполномоченный  вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые  документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.

     Уполномоченный  рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных  граждан и лиц без гражданства  на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов  местного самоуправления, должностных  лиц, госслужащих, если раньше заявитель  обжаловал их в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат парламента и законодательных органов субъектов Федерации.

     Ежегодные доклады Уполномоченного обязательно  публикуются в "Российской газете". Специальные доклады - по решению  Уполномоченного могут публиковаться  в "Российской газете" и других изданиях.

Информация о работе Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации