Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2011 в 04:29, курсовая работа

Описание

Основная цель данного исследования заключается в разработке основных направлений механизма реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи.
Дать оценку состоянию вопроса реализации прав и свобод в Российской Федерации, выявить основные причины их нарушения и способы их устранения.
Определить способ правовой защиты, указать средства обеспечивающие реализацию основных прав и свобод. В конечном итоге определить процессуальные стадии их реализации.

Содержание

Введение
Глава 1. Механизм реализации основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
1.1 Понятие и условия реализации основных прав и свобод
1.2 Субъекты реализации основных прав и свобод
1.3 Гарантии реализации основных прав и свобод
1.4 Причины нарушения реализации прав и свобод
Глава 2. Защита, способы, средства и процессуальные стадии реализации прав и свобод.
2.1 Правовая защита основных прав и свобод
2.2 Способы активной реализации основных прав и свобод
2.3 Средства, обеспечивающие реализацию основных прав и свобод
2.4 Процессуальные стадии реализации основных прав и свобод
2.5 Уполномоченный по правам человека Российской Федерации
Глава 3. Международная защита прав и свобод человека и гражданина
3.1 Международные органы защиты прав и свобод человека и гражданина и их деятельность
Заключение
Библиографический список литературы

Работа состоит из  1 файл

Начало.docx

— 65.60 Кб (Скачать документ)

     Уполномоченный  вправе публиковать принятые им заключения. Периодическое печатное издание, учрежденное  с участием органов власти, местного самоуправления, государственных предприятий  или организаций или финансируемое  целиком или частично за счет государственного бюджета, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного. 
 
 
 
 

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА  ПРАВ И СВОБОД  ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

3.1 Международные органы  защиты прав и  свобод человека  и гражданина и  их деятельность

     Органами  межгосударственной защиты прав и свобод человека и гражданина являются:

     Комитет по правам человека, созданный в  соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение Российской Федерации  к факультативному протоколу  данного Пакта одновременно означает право каждого гражданина РФ на обращение  в Комитет по правам человека. Комитет  не наделен правом принимать обязательные к исполнению решения; он публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб.

     Европейский Суд по правам человека. Европейский  Суд по правам человека, созданный  в 1959 г. и действовавший до 1 ноября 1998 г. до вступления в силу протокола N 11 к Конвенции, которым он был  заменен, рассматривал дела, которые  поступали от Комиссии по правам человека и непосредственно от государств - членов Совета Европы. Ответственность  за выполнение судебных решений нес  Комитет министров Совета Европы.

     До  последнего времени граждане европейских  стран, направляющие жалобы в контрольные  органы Совета Европы, не могли рассчитывать на быструю и эффективную защиту. Далеко не все их петиции признавались приемлемыми. Очень медленно рассматривались  дела. Заседания Суда, как правило, проводились один раз в месяц. Рассмотрение жалобы в Европейском  Суде бесплатно, однако привлечение  адвоката для защиты, оплата проезда  в Страсбург и пребывание там  составляли значительные суммы. Вступление в Совет Европы новых стран  и увеличение потока петиций в  его контрольные органы потребовали  проведения реорганизации всего  механизма контроля. Суть проведенной  реорганизации - в обеспечении доступности  судебного разбирательства для  отдельных лиц, ускорение прохождения процедуры рассмотрения дел, повышение качества и эффективности их обсуждения. С 1 ноября 1998 г. в соответствии с Итоговой декларацией и планом действий, подписанными главами государств и правительств европейских государств в Страсбурге 11 октября 1997 г., вступил в силу Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека. На его основе постоянно начал действовать единый Европейский Суд по правам человека вместо Комиссии по правам человека и прежнего Европейского Суда. В результате такой реорганизации решения о приемлемости для судебного рассмотрения поступивших жалоб стала принимать одна инстанция, что ускорило рассмотрение исков граждан к своим государствам.

     Суд может рассматривать дела в отношении  только тех государств, которые признают его обязательную юрисдикцию и дают согласие на передачу в него конкретного  дела. В разбирательстве дела могут  участвовать заявитель и его  адвокат, которые представляют памятные записки и устные аргументы.

     В ходе рассмотрения дел и при толковании норм Конвенции Суд следует основным правилам международного права, кодифицированного  Венской конвенцией о праве договоров 1969 г. Суд учитывает обычное значение понятий (терминов) в их контексте  и в свете предмета и задач  Конвенции, при этом под контекстом понимается ее преамбула.

     Согласно  Протоколу N 11 к Конвенции в Европейский  Суд может быть подана жалоба исключительно  на действия органов государственной  власти от любого физического лица, неправительственной организации  или любой группы частных лиц, которые утверждают, что их интересы были ущемлены нарушением одного или  нескольких прав, которые защищает Конвенция, т.е. если они являются жертвами нарушений государства, являющегося  договаривающейся стороной (ст. 34). Никто не может подать петицию от имени другой стороны, интересы которой могут быть нарушены. Даже в «групповой петиции» каждое лицо в группе должно доказать, что оно является жертвой.

     Суд может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны  все соответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты. Европейский Суд  по правам человека не является и ни при каких условиях не может выступать в качестве апелляционного суда, «суда четвертой инстанции». То есть он не может отменить или изменить решения национального суда.

     За  время работы Европейского Суда в  Страсбурге с 1959 г. до 1 ноября 1998 г. было принято свыше 1115 решений, а после 1 ноября 1998 г. до 9 декабря 1999 г. вынесено 141 решение по рассматриваемым делам. Судебные решения касались широкого круга вопросов. Среди них преобладали решения по поводу применения телесных наказаний (в школах или по приговору суда), содержания под стражей особой категории людей (лиц, страдающих психическими заболеваниями, подозреваемых в терроризме, бродяг и др.), прав заключенных, порядка обращения в суд по гражданским и уголовным делам, сроков судебного разбирательства, процессуальных аспектов уголовного правосудия, споров по вопросам социального обеспечения, правового статуса незаконнорожденных детей и их родителей и др.

     Наибольшее  количество дел, рассмотренных Судом, касалось прежде всего нарушения права на справедливое судебное разбирательство, закрепленного в ст. 5 и 6 Конвенции.

     Важным  является вопрос о юридических последствиях решений Европейского Суда. Принятое по конкретному делу на основе жалобы заявителя решение Европейского Суда, признавшее нарушение одной  или нескольких статей Конвенции  государством - участником договора, передается руководящим органам этого государства, которые должны принять соответствующие  меры по выполнению судебного вердикта. Переведенное, как правило, на язык страны решение Европейского Суда направляется министром юстиции этой страны в  судебные органы, причастные к рассмотрению данного дела, с указанием внимательно ознакомиться с содержанием решения и принять соответствующие меры.

     Другим  важным моментом в реализации решения  Европейского Суда является его опубликование  в основных периодических юридических  изданиях страны, причастной к делу, по которому принято решение. Таким  образом, оно становится доступным  для юристов и юридических  организаций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     По  итогам проведенного исследования можно  сделать следующие выводы.

     Для человека права и свободы являются необходимыми условиями обеспечения  его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного  права на участие в решении  вопросов устройства и управления тем  обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. В итоге  концепция и структура прав человека включают ряд культурно-исторических напластований, каждое из которых в  литературе называют поколением прав человека.

     «Права  человека» выступают в конституционном праве в качестве универсальной категории, а состояние свободы реализуется через субъективные права, которые носят неотъемлемый и неотчуждаемый характер.

     За  время, прошедшее после принятия первой демократической Конституции  России, ее идеи получили мощное развитие в нормах текущих законов и  доказали свою жизненность. В результате сформировался достаточно полный и  отчетливо структурированный механизм реализации конституционных прав и  свобод. Фактическое осуществление  основных прав и свобод человека и  гражданина предполагает наличие целого ряда условий, способствующих их успешной реализации.

     Субъектом реализации является любой участник правоотношения, которое возникает  на основе правовой нормы, закрепляющей конституционные права, свободы, обязанности  и гарантии их осуществления.

     Под гарантиями понимаются "материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений  и посягательств"

     Анализируя  проделанную работу, выявлено некоторое  несовершенство законодательства. Очень  основательно определены права и  свободы человека, но нет чёткого  определения наказания за их нарушение.

     Пренебрежение интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое  и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к  государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.

     Под защитой понимается восстановление положения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действий или бездействия) того или иного  права. Для защиты прав и свобод человека создаются множественные механизмы, но они либо несовершенны, либо вообще бездействуют. Необходимы кардинальные реформы в коррумпированной власти и судебных структурах. Однако при  этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в  наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма  к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных, рамочных норм Конституции более конкретным законодательным  содержанием. Потребуются еще годы, что бы привести ныне действующее  законодательство и безбрежное море подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока эта  работа не будет сделана, ряд важнейших  положений новой Конституции  вообще не может вступить в силу. Наконец, как свидетельствует мировой  опыт, потребуются десятилетия, чтобы  судебная практика «достроила» тот  мостик, который свяжет высокие принципы Конституции с обыденными явлениями  повседневной жизни.

     Действительность  в сфере положения личности в  России на сегодняшний день такова, что можно констатировать: Конституцией РФ и действующим законодательством в соответствии с международными стандартами гарантированы основные права и свободы; в то же время состояние российского общества и государства еще достаточно далеко от правового, что во многом подтверждается практикой правоприменения и деятельности органов власти. Заданные высокие стандарты в области прав и свобод человека и гражданина во многом еще остаются недостижимым идеалом, хотя достаточно позитивное продвижение России в направлении наполнения конституционных норм о правах и свободах конкретным содержанием.

     Обеспечение защиты прав и свобод человека и  гражданина - длительный и постепенный  процесс преобразований всего нашего общества. Однако постепенность этого  процесса не умаляет насущной необходимости  создания комплексного механизма реализации и защиты прав и свобод населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека. В  этом суть и квинтэссенция понимания  конституционной обязанности государства  признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и  гражданина.

 

Библиографический список литературы

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2-х т. Т. 1. -М.: Омега-Л. - 2005. - 728 с.
  2. Анисимов П.В., Папичев Н.В. Правовое регулирование прав человека / Под ред. Ф.М. Рудинского. – М.: НАУКА, 2003. - 432 с.
  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 3-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005.- 525 с.
  4. Большой словарь иностранных слов. -М.: Мартин, 2006. – 723 с.
  5. Большой юридический словарь. -М.: Инфра-М, 1999. – 514 с.
  6. Варданян Д.С. Российская правозащитная система и личность. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 с.
  7. Вестник КС РФ. 1996. N 4.1998. N 3. 1999. N 4, 6.
  8. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. -М.: КНОРУС, 1997. - 400 с.
  9. Закон Российской Федерации № 4866-1 от 27.04.1993 г. (в ред. от 30.12.2008) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
  10. Информационная система «Консультант Плюс».
  11. Конституция Российской Федерации с комментариями / М.Б. Смоленский. - Изд.5-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс,2009. – 316 с.
  12. Матвеева Т.Д. Неправительственные организации в системе защиты конституционных прав и свобод человека. -М.: Юристъ, 1998. - 475 с.
  13. Матузов Н.И. Правовая система и личность. – Ростов н/Д : Феникс, 1987.- 358 с.
  14. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 1996. - 315 с.
  15. Муромцев Г.И. Сборник "Право и права человека в условиях глобализации". -М.: Юристъ, 2006. - 518 с.
  16. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 19-П от 16.06.1998 г. «По делу о толковании отдельных положений статей 125,126,127 Конституции РФ».
  17. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации №14-П от 13.06.1996 г. «По делу о проверке Конституционности части пятой статьи 97 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Щелухина».
  18. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 31.10.1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».
  19. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета. № 48. 31 декабря 1999 г.
  20. Сергеев С.Г. Конституционное право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. -576 с.
  21. Стремоухая А.В. Правовая защита человека: теоретические проблемы. - СПб.: Питер, 2001.- 318 с.
  22. Федеральный Закон РФ № 32-ФЗ от 04.04.2005 г. (в ред. от 25.12.2008 г.) «Об общественной палате в Российской Федерации».
  23. Федеральный Закон РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  24. Федеральный Закон РФ № 62-ФЗ от 31.05.2002 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) «О гражданстве в Российской Федерации».
  25. Федеральный Закон РФ № 63-ФЗ от 31.05.2002 г. (в ред. от 23.07.2008 г.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
  26. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 2: Современное государство и право / Под ред. Н.А. Крашенинниковой. - М.: КНОРУС, 2003. – 432 с.
  27. Юристы выходят в народ // Российская газета. N 52(4315). 15 марта 2007 г.

Информация о работе Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации