Место судебных органов в механизме современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование основных аспектов организации суда судебной власти в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:

- анализ современного конституционно-правового института судебной власти в Российской Федерации;
- характеристика судебной системы с точки зрения ее структуры и принципов построения;

Содержание

Введение. 3
1. Понятие механизма государства. 6
2. Судебная власть. Конституционно - правовые принципы 8
организации судебной власти.
3. Система судов Российской Федерации. 15
3.1 Федеральные суды. 16
3.1.1 Суды общей юрисдикции. 16
3.1.1.1 Районные суды. 16
3.1.1.2 Верховный суд РФ, Верховные суды республик, 17
краевые, областные, городские (в городах Москва,
Санкт-Петербург) суды, суды автономной области и
автономных округов, их место в судебной системе.

3.1.1.3 Военные суды. 29
3.1.2 Арбитражные суды. 32
3.1.3 Конституционный суд Российской федерации. 35
3.2 Суды субъектов Российской федерации. 44
3.2.1 Конституционные (уставные) суды субъекта РФ. 44
3.2.2 Мировые судьи. 44
Заключение 46
Глоссарий 50
Список использованных источников 53

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 114.51 Кб (Скачать документ)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Теория государства  и права
Тема Место судебных органов  в механизме современного государства
Фамилия студента   
Имя студента   
Отчество  студента   
№ контракта   

 

     Содержание

Введение.                                                                                                              3                     

    1.   Понятие механизма государства.                                                             6

    2. Судебная власть. Конституционно - правовые принципы                      8

организации судебной власти.

    3.   Система судов Российской Федерации.                                                  15

    3.1   Федеральные суды.                                                                                  16

    3.1.1   Суды общей юрисдикции.                                                                    16

    3.1.1.1  Районные суды.                                                                                    16

    3.1.1.2  Верховный суд РФ,  Верховные суды республик,                            17

краевые, областные, городские (в городах Москва,

Санкт-Петербург) суды, суды автономной области и 

автономных округов, их место в судебной системе. 

    3.1.1.3   Военные суды.                                                                                     29

    3.1.2      Арбитражные суды.                                                                            32

    3.1.3      Конституционный суд Российской федерации.                               35

    3.2 Суды субъектов Российской федерации.                                                  44

    3.2.1  Конституционные (уставные) суды субъекта РФ.                               44

    3.2.2  Мировые судьи.                                                                                       44

Заключение                                                                                                            46 
Глоссарий                                                                                                               50
Список  использованных источников                                                                  53
Приложение А Схема: «Судебная система Российской Федерации»              55
Приложение Б Схема: «Состав Конституционного Суда РФ»                         55
Приложение В Схема: «Структура арбитражных судов РФ»                           55

     Введение

Сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась. Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного, прежде всего к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государства, с признанием в Конституции РФ судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве.

Самый яркий показатель правового государства  – это реальная независимость  судебной власти. Но эта проблема острая, и не только в нашей стране, она  стара как мир. Еще А.Ф. Кони говорил: «судью необходимо «оградить от условий, дающих основание к развитию в  нем малодушия и вынужденной  угодливости». Здесь нет ни одного лишнего слова».

В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды — независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.

Важнейшая задача государственной власти —  охранять права и свободы человека—  требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

С 90 –  х годов и особенно их второй половины в России начался процесс коренного обновления судебной системы, ее демократизации. Из орудия репрессий и придатка правящей бюрократии суд превращается в инструмент защиты прав человека – важнейший институт  правового государства.

Органы, осуществляющие правосудие – третья власть государственной власти, которая  играет особую роль и в механизме  государственной власти и в системе  сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти  определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций. В конституции современного государств закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Предметом рассмотрения  настоящей курсовой  работы является сущность и основные проблемы формирования и деятельности судебных органов. Надо отметить, что  основной акцент при рассмотрении места  судебных органов в механизме  государства будет сделан на Конституцию  Российской Федерации и развивающему ее законодательству ввиду моей гражданской  принадлежности к данному государству.

Целью настоящей  курсовой работы является исследование основных аспектов организации суда судебной власти в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи: 

- анализ современного конституционно-правового института судебной власти в Российской Федерации;

- характеристика судебной системы с точки зрения ее структуры и принципов построения;

- определение места судебных органов в механизме современного государства.

Методологическая  база. При подготовке и написании курсовой работы использовались следующие общенаучные методы: метод анализа, синтеза, индукции, дедукции, метод абстрагирования.

 При написании работы были использованы законодательные акты, монографии, научные и учебные издания, материалы периодических изданий, посвященные вопросам организации судебной власти в РФ.

      

     Основная  часть

     1. Понятие механизма государства

Государство для выполнения своих функций  создает систему государственных  органов (механизм государства), которые  в совокупности образуют государственный  аппарат. Он представляет собой надлежаще  организованный, четко слаженный  сложный политический механизм, который  включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.  
В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.

В юридической  науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой, под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Существует  научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства  понимаются все органы государства  в статике, а под механизмом государства - понимаются все органы государства, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят, прежде всего, о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства.

Механизм государства  в различные эпохи развития цивилизованного  общества имел неодинаковую структуру  и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие  государственные органы, которые  в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и  функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности.

Механизм государства  — это система специальных  органов и учреждений, посредством  которых осуществляется государственное  управление обществом и защита его  основных интересов.

Наиболее общие  характерные признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем:

Во-первых, механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной  от нарушений).

Во-вторых, государственный  механизм представляет собой сложную  систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи  при осуществлении своих непосредственных властных функций.

В-третьих, функции  всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и  финансовыми средствами, а в необходимых  случаях и принудительным воздействием.

В-четвертых, механизм государства призван надежно  гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

На различных  ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется  экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. 

Информация о работе Место судебных органов в механизме современного государства