Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:11, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование основных аспектов организации суда судебной власти в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- анализ современного конституционно-правового института судебной власти в Российской Федерации;
- характеристика судебной системы с точки зрения ее структуры и принципов построения;
Введение. 3
1. Понятие механизма государства. 6
2. Судебная власть. Конституционно - правовые принципы 8
организации судебной власти.
3. Система судов Российской Федерации. 15
3.1 Федеральные суды. 16
3.1.1 Суды общей юрисдикции. 16
3.1.1.1 Районные суды. 16
3.1.1.2 Верховный суд РФ, Верховные суды республик, 17
краевые, областные, городские (в городах Москва,
Санкт-Петербург) суды, суды автономной области и
автономных округов, их место в судебной системе.
3.1.1.3 Военные суды. 29
3.1.2 Арбитражные суды. 32
3.1.3 Конституционный суд Российской федерации. 35
3.2 Суды субъектов Российской федерации. 44
3.2.1 Конституционные (уставные) суды субъекта РФ. 44
3.2.2 Мировые судьи. 44
Заключение 46
Глоссарий 50
Список использованных источников 53
По первой инстанции гарнизонные военные суды рассматривают все подсудные военным судам гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные Законом о военных судах к подсудности Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации или окружного (флотского) военного суда.
Кроме того, гарнизонный военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении собственных судебных актов, вступивших в силу. Исходя из положений, содержащихся в гл. 2 Конституции Российской Федерации, он также принимает решения о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.
В соответствии
с требованиями статьи 46 Конституции
Российской Федерации гарнизонный
военный суд рассматривает
Окружным (флотским) военным судам, в свою очередь, подсудно рассмотрение в первой инстанции гражданских дел, связанных с государственной тайной, и уголовных дел о преступлениях, влекущих наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.
В кассационном
порядке они рассматривают дела
по жалобам и протестам на решения
(приговоры, определения и постановления)
гарнизонных военных судов, не вступившие
в законную силу. Помимо того, ими
в порядке надзора разрешаются
дела по протестам на решения гарнизонных
военных судов, вступившие в силу,
а также на определения и постановления,
принятые окружным (флотским) военным
судом в кассационной инстанции.
По вновь открывшимся
Военная
коллегия Верховного Суда Российской
Федерации осуществляет правосудие
по первой инстанции, в кассационном,
надзорном порядке и по вновь
открывшимся обстоятельствам.
3.2
Арбитражные суды Российской
федерации
Арбитражные суды - это специализированные суды.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из правоотношений в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя (Приложение В).
На основании Статьи 24 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в Российской Федерации действуют:
В Российской Федерации действуют:
1) Федеральный
арбитражный суд Волго-
2) Федеральный
арбитражный суд Восточно-
Указанные изменения вступают в силу со дня образования Арбитражного суда Забайкальского края (статья 2 Федерального конституционного закона от 29.11.2007 № 6-ФКЗ).
3) Федеральный
арбитражный суд
4) Федеральный
арбитражный суд Западно-
5) Федеральный
арбитражный суд Московского
округа, осуществляющий проверку
судебных актов, принятых
6) Федеральный
арбитражный суд Поволжского
округа, осуществляющий проверку
судебных актов, принятых
7) Федеральный
арбитражный суд Северо-
8) Федеральный
арбитражный суд Северо-
9) Федеральный
арбитражный суд Уральского
10) Федеральный
арбитражный суд Центрального
округа, осуществляющий проверку
судебных актов, принятых
3.3
Конституционный суд
Российской федерации
Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный
контроль относится к числу эффективных
средств обеспечения
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конституционным законом о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994г.)
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Конституционный суд РФ:
1) разрешает
дела о соответствии
а) федеральных
законов, нормативных актов
б) конституций
республик, уставов, а также
законов и иных нормативных
актов субъектов РФ, изданных
по вопросам, относящимся к ведению
органов государственной
в) договоров
между органами
г) не вступивших
в силу международных
2) разрешает споры о компетенции:
а) между
федеральными органами
б) между
органами государственной
в) между
высшими государственными
3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение
о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения
Президента РФ в
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет
иные полномочия, предоставляемые
ему Конституцией РФ, Федеративным
договором и федеральными
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.
Одна из форм свойственна всем конституционным судам и составляет основное содержание их деятельности: это - толкование конституционных норм и положений в связи с рассмотрением конкретных споров, будь то вопрос о соответствии нормативного акта конституции, спор о компетенции между государственными органами, между федерацией и ее субъектами или, наконец, вопрос о соответствии международного договора Конституции страны.
Вторая форма - это так называемый прямой запрос о толковании, которое не связано с решением вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда. Возможность такого прямого запроса - достаточно редкое явление. В зарубежной практике судебного конституционного контроля встречается (как это было, например, в ФРГ) в первые годы действия новой Конституции. Такова ситуация в России, где Конституция 1993 г. отличается во многих отношениях от предыдущих и к тому же является Конституцией жесткой: вносить в нее поправки достаточно сложно. Отсюда и предоставленная определенной категории субъектов конституционного права возможность обратиться с прямым запросом о толковании в Конституционный Суд РФ и обязанность Суда дать толкование той или иной нормы Конституции, соотношения норм, правового содержания использованных в тексте понятий и т.п. Конституционный перечень правомочных на то субъектов включает: Президента РФ, каждую из палат Федерального Собрания, Правительства РФ, орган законодательной власти каждого из субъектов РФ (ч.5 ст.125) 4
Информация о работе Место судебных органов в механизме современного государства