Место судебных органов в механизме современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование основных аспектов организации суда судебной власти в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:

- анализ современного конституционно-правового института судебной власти в Российской Федерации;
- характеристика судебной системы с точки зрения ее структуры и принципов построения;

Содержание

Введение. 3
1. Понятие механизма государства. 6
2. Судебная власть. Конституционно - правовые принципы 8
организации судебной власти.
3. Система судов Российской Федерации. 15
3.1 Федеральные суды. 16
3.1.1 Суды общей юрисдикции. 16
3.1.1.1 Районные суды. 16
3.1.1.2 Верховный суд РФ, Верховные суды республик, 17
краевые, областные, городские (в городах Москва,
Санкт-Петербург) суды, суды автономной области и
автономных округов, их место в судебной системе.

3.1.1.3 Военные суды. 29
3.1.2 Арбитражные суды. 32
3.1.3 Конституционный суд Российской федерации. 35
3.2 Суды субъектов Российской федерации. 44
3.2.1 Конституционные (уставные) суды субъекта РФ. 44
3.2.2 Мировые судьи. 44
Заключение 46
Глоссарий 50
Список использованных источников 53

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 114.51 Кб (Скачать документ)

По  первой инстанции гарнизонные военные  суды рассматривают все подсудные военным судам гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные Законом о военных судах к подсудности Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации или окружного (флотского) военного суда.

Кроме того, гарнизонный военный суд  рассматривает дела по вновь открывшимся  обстоятельствам в отношении  собственных судебных актов, вступивших в силу. Исходя из положений, содержащихся в гл. 2 Конституции Российской Федерации, он также принимает решения о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

В соответствии с требованиями статьи 46 Конституции  Российской Федерации гарнизонный  военный суд рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего  дознание, следователя, прокурора и  принятые ими решения.

Окружным (флотским) военным судам, в свою очередь, подсудно рассмотрение в первой инстанции гражданских дел, связанных  с государственной тайной, и уголовных  дел о преступлениях, влекущих наказание  в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы  или смертной казни.

В кассационном порядке они рассматривают дела по жалобам и протестам на решения (приговоры, определения и постановления) гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу. Помимо того, ими  в порядке надзора разрешаются  дела по протестам на решения гарнизонных  военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным  судом в кассационной инстанции. По вновь открывшимся обстоятельствам  окружной (флотский) военный суд  рассматривает дела в отношении  собственных решений (приговоров, определений и постановлений), вступивших в силу.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации осуществляет правосудие по первой инстанции, в кассационном, надзорном порядке и по вновь  открывшимся обстоятельствам. 

3.2 Арбитражные суды Российской федерации 

Арбитражные суды - это специализированные суды.

Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из правоотношений в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя (Приложение В).

На основании  Статьи 24 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в Российской Федерации действуют:

В Российской Федерации действуют:

1) Федеральный  арбитражный суд Волго-Вятского  округа, осуществляющий проверку  судебных актов, принятых арбитражными  судами Владимирской области,  Ивановской области, Кировской  области, Республики Коми, Костромской  области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской  области, Чувашской Республики - Чувашии, Ярославской области,  и судебных актов арбитражных  апелляционных судов, образованных  в данном судебном округе;

2) Федеральный  арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Забайкальского края, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе, а также на период до 1 января 2010 года - судебных актов, принятых Арбитражным судом Читинской области;

Указанные изменения вступают в силу со дня  образования Арбитражного суда Забайкальского края (статья 2 Федерального конституционного закона от 29.11.2007 № 6-ФКЗ).

3) Федеральный  арбитражный суд Дальневосточного  округа, осуществляющий проверку  судебных актов, принятых арбитражными  судами Амурской области, Еврейской  автономной области, Камчатского  края, Магаданской области, Приморского  края, Сахалинской области, Хабаровского  края, Чукотского автономного округа, судебных актов арбитражных апелляционных  судов, образованных в данном  судебном округе.

4) Федеральный  арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

5) Федеральный  арбитражный суд Московского  округа, осуществляющий проверку  судебных актов, принятых арбитражными  судами города Москвы и Московской  области, и судебных актов арбитражных  апелляционных судов, образованных  в данном судебном округе;

6) Федеральный  арбитражный суд Поволжского  округа, осуществляющий проверку  судебных актов, принятых арбитражными  судами Астраханской области,  Волгоградской области, Пензенской  области, Самарской области, Саратовской  области, Республики Татарстан  (Татарстан), Ульяновской области,  и судебных актов арбитражных  апелляционных судов, образованных  в данном судебном округе;

7) Федеральный  арбитражный суд Северо-Западного  округа, осуществляющий проверку  судебных актов, принятых арбитражными  судами Архангельской области,  Вологодской области, Калининградской  области, Республики Карелия,  Мурманской области, Новгородской  области, Псковской области, города  Санкт-Петербурга и Ленинградской  области, Тверской области, и  судебных актов арбитражных апелляционных  судов, образованных в данном  судебном округе;

8) Федеральный  арбитражный суд Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Северная Осетия - Алания, Ставропольского края, Чеченской Республики, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

9) Федеральный  арбитражный суд Уральского округа, осуществляющий проверку: судебных  актов, принятых арбитражными  судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской  области, Пермского края, Свердловской  области, Удмуртской Республики, Челябинской области, и судебных  актов арбитражных апелляционных  судов, образованных в данном  судебном округе;

10) Федеральный  арбитражный суд Центрального  округа, осуществляющий проверку  судебных актов, принятых арбитражными  судами Белгородской области,  Брянской области, Воронежской  области, Калужской области, Курской  области, Липецкой области, Орловской  области, Рязанской области, Смоленской  области. 

3.3 Конституционный суд Российской федерации 

  Конституционный  Суд Российской  Федерации является высшим судебным органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ является судебным органом  конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный контроль относится к числу эффективных  средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое  является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении  правовых актов и действий государственных  органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически  конституционный контроль возник там  и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции  нуждались в гарантиях их реального  исполнения всеми в условиях конкретных государств3.

Полномочия, порядок  образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конституционным  законом о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994г.)

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого  действия Конституции РФ на всей территории Конституционный суд РФ:

1) разрешает  дела о соответствии Конституции  РФ:

  а) федеральных  законов, нормативных актов Президента  РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ;

  б) конституций  республик, уставов, а также  законов и иных нормативных  актов субъектов РФ, изданных  по вопросам, относящимся к ведению  органов государственной власти  РФ и совместному ведению органов  государственной власти РФ и  органов государственной власти  субъектов РФ;

  в) договоров  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, договоров  между органами государственной  власти субъектов РФ;

  г) не вступивших  в силу международных договоров  РФ;

2) разрешает  споры о компетенции: 

  а) между  федеральными органами государственной  власти;

  б) между  органами государственной власти  РФ и органами государственной  власти РФ;

  в) между  высшими государственными органами  субъектов РФ;  

3) по жалобам  на нарушения конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле;

4) дает толкование  Конституции РФ;

5) дает заключение  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента РФ в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления;

6) выступает  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения; 

7) осуществляет  иные полномочия, предоставляемые  ему Конституцией РФ, Федеративным  договором и федеральными конституционными  законами; может также пользоваться  правами, предоставляемыми ему  заключенными в соответствии  со статьей 11 Конституции РФ  договорами о разграничении предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, если эти  права не противоречат его  юридической природе и предназначению  в качестве судебного органа  конституционного контроля.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы  права. Конституционный Суд РФ при  осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию  других судов или иных органов.             Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

Одна из форм свойственна всем конституционным судам и составляет основное содержание их деятельности: это - толкование конституционных норм и положений в связи с рассмотрением конкретных споров, будь то вопрос о соответствии нормативного акта конституции, спор о компетенции между государственными органами, между федерацией и ее субъектами или, наконец, вопрос о соответствии международного договора Конституции страны.

Вторая форма - это так называемый прямой запрос о толковании, которое не связано  с решением вопросов, отнесенных к  компетенции Конституционного Суда. Возможность такого прямого запроса - достаточно редкое явление. В зарубежной практике судебного конституционного контроля встречается (как это было, например, в ФРГ) в первые годы действия новой Конституции. Такова ситуация в России, где Конституция 1993 г. отличается во многих отношениях от предыдущих и к тому же является Конституцией жесткой: вносить в нее поправки достаточно сложно. Отсюда и предоставленная определенной категории субъектов конституционного права возможность обратиться с прямым запросом о толковании в Конституционный Суд РФ и обязанность Суда дать толкование той или иной нормы Конституции, соотношения норм, правового содержания использованных в тексте понятий и т.п. Конституционный перечень правомочных на то субъектов включает: Президента РФ, каждую из палат Федерального Собрания, Правительства РФ, орган законодательной власти каждого из субъектов РФ (ч.5 ст.125) 4

Информация о работе Место судебных органов в механизме современного государства