Место судебных органов в механизме современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование основных аспектов организации суда судебной власти в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:

- анализ современного конституционно-правового института судебной власти в Российской Федерации;
- характеристика судебной системы с точки зрения ее структуры и принципов построения;

Содержание

Введение. 3
1. Понятие механизма государства. 6
2. Судебная власть. Конституционно - правовые принципы 8
организации судебной власти.
3. Система судов Российской Федерации. 15
3.1 Федеральные суды. 16
3.1.1 Суды общей юрисдикции. 16
3.1.1.1 Районные суды. 16
3.1.1.2 Верховный суд РФ, Верховные суды республик, 17
краевые, областные, городские (в городах Москва,
Санкт-Петербург) суды, суды автономной области и
автономных округов, их место в судебной системе.

3.1.1.3 Военные суды. 29
3.1.2 Арбитражные суды. 32
3.1.3 Конституционный суд Российской федерации. 35
3.2 Суды субъектов Российской федерации. 44
3.2.1 Конституционные (уставные) суды субъекта РФ. 44
3.2.2 Мировые судьи. 44
Заключение 46
Глоссарий 50
Список использованных источников 53

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 114.51 Кб (Скачать документ)

- некоторые  иные, отнесенные к их подсудности дела.

В кассационном порядке обе судебные коллегии проверяют  законность и обоснованность не вступивших в силу решений, приговоров и определений, принятых в первой инстанции районными (городскими) судами.

Помимо  этого, судебная коллегия по гражданским  делам пересматривает по вновь открывшимся  обстоятельствам собственные решения, вынесенные в первой инстанции, а  также определения, которыми изменено решение суда первой инстанции или  постановлено новое решение, - в кассационной инстанции.

Судебная  коллегия по уголовным делам, рассматривающая  дело судом присяжных, разрешает  также административные дела о неявке для исполнения обязанностей присяжного заседателя.

Помимо  осуществления правосудия судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Верховный Суд  Российской Федерации в пределах своих полномочий:

1) рассматривает  дела в качестве суда первой  инстанции, в кассационном порядке,  в порядке надзора и по вновь  открывшимся обстоятельствам;

2) изучает и  обобщает судебную практику, анализирует  судебную статистику и дает  руководящие разъяснения судам  по вопросам применения законодательства  Российской Федерации, возникающим при рассмотрении судебных дел;

3) осуществляет  контроль за выполнением судами  общей юрисдикции Российской  Федерации руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

4) разрешает  в пределах своих полномочий  вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

5) реализует  право законодательной инициативы  в Федеральном Собрании Российской  Федерации.

6) устанавливает  количество военных судов и  численность судей военных судов;

7) изменяет территориальную  подсудность уголовных и гражданских  дел на территории, где введено  чрезвычайное положение;

8)  представляет на рассмотрение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации рекомендации о заключении, прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации;

9) обращается  в Конституционный Суд Российской  Федерации с запросом о проверке  конституционности нормативных  актов органов государственной  власти и договоров между ними;

10) готовит заключение  о наличии в действиях Президента  Российской Федерации  признаков государственной измены или иного тяжкого преступления.

Кроме того, Верховный  Суд Российской Федерации должен получать:

- доклад о  деятельности Уполномоченного по  правам человека в Российской  Федерации за год;

- постановления  и заключения Конституционного  Суда Российской Федерации.

Помимо прав у Верховного Суда Российской Федерации  есть и обязанности. Как минимум, он обязан:

а) не позднее  чем в 3-дневный срок рассмотреть  жалобу избирательного объединения, избирательного блока об отказе Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации в  приеме документов и выдаче копий  списков кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам;

б) принимать  участие в согласовании с каждым субъектом Российской Федерации  общего числа мировых судей и  количества судебных участков в этом субъекте;

в) установить порядок  определения стажа работы судьи  для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

 Пленум  Верховного Суда Российской Федерации  - это общее собрание всех судей  Верховного Суда Российской Федерации.  Он формируется вместе с образованием  самого Верховного Суда Российской  Федерации. Заседания Пленума  Верховного Суда Российской Федерации  правомочны при наличии не  менее двух третей его состава.

В заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации обязательно участие  Генерального прокурора Российской Федерации. По собственной инициативе в нем может принять участие  Министр юстиции Российской Федерации, а по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации - судьи других судов, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Пленум  Верховного Суда Российской Федерации  наделен следующими полномочиями:

1) рассматривать  материалы изучения и обобщения  судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора Российской Федерации и Министра юстиции Российской Федерации и давать руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации; при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений заслушивать сообщения председателей судов второго звена и военных судов о судебной практике по применению законодательства;

2) утверждать  по представлению Председателя  Верховного Суда Российской Федерации  составы судебных коллегий,  секретаря  Пленума и Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации;

3) рассматривать  и решать вопросы о внесении  представлений в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке осуществления законодательной инициативы и о толковании законов Российской Федерации;

4) заслушивать  сообщения о работе Президиума  Верховного Суда Российской Федерации  и отчеты председателей Кассационной  и судебных коллегий Верховного  Суда Российской Федерации о  деятельности коллегий;

5) рассматривать  представления Председателя Верховного  Суда Российской Федерации о  несоответствии руководящих разъяснений  Пленума Верховного Суда Российской  Федерации законодательству Российской  Федерации;

6) осуществлять  другие полномочия, предоставленные  ему законодательством.

В соответствии со ст. 56 Закона о судоустройстве руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Все правоохранительные органы должны соблюдать требования, изложенные в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации - это специально создаваемый орган. Он состоит из 13 судей и при  наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации. В состав Президиума входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители по должности и утвержденные судьи Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум принимает постановления большинством голосов членов Президиума, участвующих  в заседании.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации  обладает следующими полномочиями:

1) в  пределах своей компетенции рассматривает  дела в порядке надзора и  по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) рассматривает  материалы изучения и обобщения  судебной практики, анализа судебной статистики;

3) рассматривает  вопросы организации работы  судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

4) оказывает  помощь нижестоящим судам в  правильном применении законодательства, координируя эту деятельность  с Министерством юстиции Российской  Федерации;

5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации:

- в надзорном  порядке рассматривает дела по  протестам на определения Кассационной  коллегии Верховного Суда Российской  Федерации и вступившие в законную  силу приговоры, решения и определения Судебной коллегии по уголовным делам и Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, а по уголовным делам - также на постановления судей Верховного Суда Российской Федерации о назначении судебного заседания;

- рассматривает  дела по протестам на решения,  приговоры, определения и постановления  Военной коллегии Верховного  Суда Российской Федерации и  военных судов, вступившие в  силу (ч. 1 ст. 9 Закона о военных судах);

- возобновляет  уголовные дела по вновь открывшимся  обстоятельствам в отношении определений Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

- пересматривает  по вновь открывшимся обстоятельствам  свои постановления, вынесенные  в надзорной инстанции по гражданским  делам, которыми изменено решение  суда первой инстанции или  постановлено новое решение.

 Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия рассматривают дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации, в следующих составах:

1) в  первой инстанции гражданские  и административные дела рассматривает  судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, а  уголовные дела - коллегия, состоящая  из трех судей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных  заседателей;

2) дела  по жалобам и протестам на  решения, приговоры, определения  и постановления непосредственно  нижестоящих судов (судов республик,  краевых, областных судов, окружных  военных судов и т.п.), принятые  ими в первой инстанции и  не вступившие в силу, рассматривает  коллегия, состоящая из трех судей;

3) дела  по протестам на решения, приговоры,  определения и постановления  судов, вступившие в силу, рассматривает  коллегия, состоящая из трех судей;

4) гражданские  дела по вновь открывшимся  обстоятельствам рассматривает  судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей.

Судебная  коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и  Военная коллегия утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации  из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

Помимо  осуществления правосудия (по первой инстанции, в кассационном, надзорном  порядке и по вновь открывшимся  обстоятельствам) они изучают и  обобщают судебную практику, анализируют  судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные  им законодательством.

Кассационная  коллегия утверждается Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  по представлению Президента РФ, основанному  на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и положительном  заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации.

Кассационная  коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в кассационном порядке дела по жалобам и протестам  на решения, приговоры, определения  и постановления Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации  принятые ими в первой инстанции  и не вступившие в силу.

Ею также  пересматриваются по вновь открывшимся  обстоятельствам собственные определения, вынесенные в кассационной инстанции по гражданским делам, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение.

Военная коллегия является одной из судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации. Это непосредственно  вышестоящая судебная инстанция  по отношению к окружным (флотским) военным судам. В ней могут  быть образованы судебные составы. Соответственно, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя, его заместителя, председателей  судебных составов и других судей  Военной коллегии.

В первой инстанции  Военная коллегия  Верховного Суда Российской Федерации рассматривает:

1) дела  об оспаривании ненормативных  актов Президента Российской  Федерации, нормативных актов  Правительства Российской Федерации,  Министерства обороны Российской  Федерации, иных федеральных органов  исполнительной власти, в которых  федеральным законом предусмотрена  военная служба, если эти акты  касаются прав, свобод и охраняемых  законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

Информация о работе Место судебных органов в механизме современного государства