Место судебных органов в механизме современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:11, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование основных аспектов организации суда судебной власти в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:

- анализ современного конституционно-правового института судебной власти в Российской Федерации;
- характеристика судебной системы с точки зрения ее структуры и принципов построения;

Содержание

Введение. 3
1. Понятие механизма государства. 6
2. Судебная власть. Конституционно - правовые принципы 8
организации судебной власти.
3. Система судов Российской Федерации. 15
3.1 Федеральные суды. 16
3.1.1 Суды общей юрисдикции. 16
3.1.1.1 Районные суды. 16
3.1.1.2 Верховный суд РФ, Верховные суды республик, 17
краевые, областные, городские (в городах Москва,
Санкт-Петербург) суды, суды автономной области и
автономных округов, их место в судебной системе.

3.1.1.3 Военные суды. 29
3.1.2 Арбитражные суды. 32
3.1.3 Конституционный суд Российской федерации. 35
3.2 Суды субъектов Российской федерации. 44
3.2.1 Конституционные (уставные) суды субъекта РФ. 44
3.2.2 Мировые судьи. 44
Заключение 46
Глоссарий 50
Список использованных источников 53

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 114.51 Кб (Скачать документ)

-осуществляет  другие полномочия в соответствии  с действующим законодательством  и Регламентом Конституционного  Суда.

Председатель  Конституционного Суда издает приказы  и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а  также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным  Судом.

Судья-секретарь  Конституционного Суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда; доводит до сведения соответствующих  органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и  информирует Конституционный Суд  об их исполнении; организует информационное обеспечение судей; осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим  законодательством и Регламентом  Конституционного Суда.

Председатель, заместитель  председателя, судья-секретарь Конституционного Суда по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

Важную роль в организации деятельности Конституционного Суда РФ призван играть разрабатываемый  и принимаемый этим Судом Регламент, в котором устанавливаются: порядок  определения персонального состава  палат Конституционного Суда РФ; требования к работникам аппарата суда; особенности делопроизводства в суде, иные вопросы внутренней деятельности6.    

 

     3.4.Суды субъектов Российской Федерации

3.4.1.     Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации

Субъектом Российской Федерации может создаваться  конституционный (уставный) суд для  рассмотрения вопросов соответствия законов  субъекта Российской Федерации, нормативных  правовых актов органов его государственной  власти, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для ее толкования.

Порядок конституционного (уставного) судопроизводства в субъекте Российской Федерации определяется его законом. На должность судьи  этого суда назначаются постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Финансируется конституционный (уставный) суд за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Принятое в  пределах полномочий конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации решение не может быть пересмотрено никаким иным судом.

      3.4.2.     Мировые судьи

Мировые судьи  входят в единую судебную систему  страны и являются судьями общей  юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи  могут, как назначаться, так и  избираться.

Назначаются (избираются) они законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом соответствующего субъекта. При этом у всех мировых  судей одинаковые полномочия. Они  рассматривают в первой инстанции отнесенные к их компетенции уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях.

Мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее  двух лет лишения свободы.

В рамках гражданского процесса мировые судьи разрешают:

1) дела о выдаче  судебного приказа;

2) дела о расторжении  брака, если между супругами  отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе  между супругами совместно нажитого  имущества;

4) иные дела, возникающие из семейно-правовых  отношений, за исключением дел  об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении  родительских прав, об усыновлении  (удочерении) ребенка;

5) дела по  имущественным спорам при цене  иска, не превышающей 500 минимальных  размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

6) дела, возникающие  из трудовых отношений, за исключением  дел о восстановлении на работе;

7) дела об  определении порядка пользования  земельными участками, строениями  и другим недвижимым имуществом.

Мировой судья  рассматривает гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам  в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

 

     Заключение

Итак, на основании вышеизложенного можно сделать несколько основополагающих выводов.

Судебная  власть - независимая система судебных органов государства, осуществляющих

правосудие.

Судебная  власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная  власть осуществляется особыми  государственными органами - судами. Суды в Российской Федерации  в совокупности образуют судебную  систему;

2) судебная  власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная  власть осуществляется в соответствии  с четко установленной процессуальной  формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения  органов судебной власти не  могут быть пересмотрены органами  других ветвей власти.

Судебная  система - совокупность всех действующих  в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного  и административно-территориального устройства государства.

Все части  судебной системы, абсолютно независимых друг от друга имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.

Суд является независимым органом власти, он подчиняется  только закону. Все решения суда, вступившие в силу, обязательны для  всех субъектов права и подлежат безусловному исполнению.

Судебная  власть в системе государственных  властей является главным уравновешивающим механизмом, который направляет действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Судебные органы защищают человека от произвола других ветвей власти.

 В конце работы хотелось бы выделить особенности судебной власти. Эти особенности подчеркивают ее специфичность в системе государственной власти.

К ним  относятся следующие.

  1. Судебная власть осуществляется только судом. Это означает, что в России нет и не может быть, кроме судов, никаких государственных, общественных и иных органов, которые бы разрешали и рассматривали гражданские, административные, уголовные и другие дела.
  2. Судьи независимы и подчиняются только закону. Независимость судей позволяет им беспристрастно, объективно, справедливо рассматривать правовые конфликты. Гарантиями независимости судей являются:

    • исключение постороннего воздействия на судей  в момент вынесения судебного  решения (тайна совещательной комнаты);

    • преследование  по закону любого вмешательства в  деятельность по осуществлению правосудия;

    • освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей  деятельности;

    • предоставление судье за счет государства материального  и социального обеспечения, соответствующего его статусу;

    • особая защита государством судьи, членов его  семьи и их имущества и др.

  1. Судьи несменяемы. Это означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном порядке деятельность судьи не ограничивается определенным сроком, судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, судью нельзя освободить от должности без его доброй воли. В законе устанавливаются исчерпывающие основания прекращения или приостановления полномочий судьи, которые допускаются по решению квалификационной коллегии судей, например, ухудшение состояния здоровья, привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу, занятие деятельностью, несовместимой с судебной. Возможны и письменное заявление судьи об отставке, истечение срока полномочий судьи (если такой установлен законом — для мировых судей, судей, избираемых впервые сроком на три года), утрата гражданства, смерть судьи, совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи, и некоторые другие.
  2. Судьи неприкосновенны. Согласно закону неприкосновенность распространяется на личность судьи, его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности иначе как в особом порядке, установленном федеральным законом. Здесь велика роль квалификационной и судейской коллегий судей, которые предварительно разбираются в том, не является ли обвинение судьи ложным, и выступают тем самым заградительным барьером на пути лишения судьи неприкосновенности.
  3. Судебное разбирательство является открытым. Любые граждане могут свободно войти в зал судебного заседания и находиться в нем во время слушания дела. Рассмотрение дела в закрытом заседании может допускаться только в случаях необходимости, в строгом соответствии с законом, например, если существует возможность разглашения государственной тайны или в целях предотвращения разглашения интимных сведений о лицах, участвующих в деле, как, например, по делам об изнасиловании. Но даже по этим делам приговор провозглашается публично.
  4. Не допускается заочное рассмотрение уголовных дел. Суд обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, допросить подсудимых, потерпевших, свидетелей и других лиц, осмотреть вещественные доказательства, огласить протоколы и иные документы. Участие подсудимого в уголовном процессе обязательно. Закон разрешает рассмотреть дело в его отсутствие только в исключительных случаях: когда он находится вне пределов государства и уклоняется от явки в суд, когда подсудимый ходатайствует о судебном разбирательстве в его отсутствие, но при этом он обвиняется в преступлении, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
  5. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Оно может быть начато только при наличии заявления истца, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении своих требований. Но другая сторона (ответчик, подсудимый) вправе приводить аргументы в свою защиту либо самостоятельно, либо используя специалистов в области права (адвокатов). Обе стороны равноправны, т. е. пользуются одинаковыми правами для защиты своих прав. Решение по разбираемому делу выносит суд, который не связан доводами сторон и свободен в оценке представленных ими доказательств, а также независим от любых посторонних влияний.
  6. Судопроизводство осуществляется в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей. Речь идет о наиболее тяжких преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь. Обычно такие дела рассматривают суды субъектов Федерации (областные, краевые, республиканские). Вот почему суды присяжных заседателей образуются при судах субъектов Федерации. Приговоры, вынесенные судом присяжных, могут быть обжалованы или опротестованы в кассационную палату Верховного Суда Российской Федерации.

Для России в  современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью  и применимостью в реальной жизни  нашего общества.

      

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
 
     1
     Высший  Арбитражный Суд РФ       Высший судебный орган по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами
     2 Независимость судей Конституционный принцип правосудия, означающий, что  судьи разрешают дела только на основе Конституции, и закона, в условиях исключающих всякое постороннее  воздействие на них
     3 Судебная власть Совокупность  полномочий по осуществлению правосудия
     4      Правосудие Форма государственной  деятельности, которая заключается  в рассмотрении и разрешении судом  гражданских, административных, уголовных  дел, а также конституционно-правовых споров
     5      Открытость Конституционный принцип правосудия, означающий, что  при судебном разбирательстве дела могут свободно присутствовать граждане и представителя средств массовой информации
     6      Несменяемость судей Конституционный принцип правосудия, означающий, что  судьи не подлежат переводу на другую должность или другой суд без их согласия, что не исключает их смещения в порядке особой процедуры тех судей, которые признаны виновными в совершении преступления или проступка, не совместимого с занимаемой должностью
     7      Состязательность  и равноправие сторон Конституционный принцип правосудия, означающий, что  стороны процесса обладают равными  правами для обоснования своих  взглядов и для оспаривания утверждений  противной стороны, при этом суд  как орган разрешения спора должен быть отделен от функции обвинения, не связан доводами сторон, свободен в  оценке представленных ими доказательств
     8 Конституционный контроль Проверка на соответствие Конституции законов  и других нормативно-правовых актов, а также действий органов государственной  власти
     9      Неприкосновенность (иммунитет) судей Судья не может  быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу  без согласия на то квалификационной коллегии судей
     10 Конституционный суд РФ Судебный орган  конституционного контроля, который  осуществляет судебную власть посредством  Конституционного судопроизводства,  и решение которого обязательны  на территории всей РФ

Информация о работе Место судебных органов в механизме современного государства