Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:17, курсовая работа
Основой регулирования труда муниципальных служащих является федеральное трудовое законодательство, федеральное законодательство о муниципальной службе, законодательство о муниципальной службе субъектов страны и непосредственно муниципальных образований.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3
ГЛАВА I. Общие вопросы регулирования труда муниципальных служащих…………………………………………………………………………8
1.1. Муниципальный служащий: понятие, классификация муниципальных должностей муниципальной службы……………………………………………8
ГЛАВА II. Особенности трудового статуса муниципального служащего, права и обязанности муниципальных служащих………………………….18
2.1. Права и обязанности муниципальных служащих………………………...18
2.2. Основания для прекращения муниципальной службы…………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..………………………………………….33
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. Общие вопросы регулирования
труда муниципальных служащих…………………………………………………………
1.1. Муниципальный служащий: понятие, классификация муниципальных должностей муниципальной службы……………………………………………8
ГЛАВА II. Особенности трудового статуса муниципального служащего, права и обязанности муниципальных служащих………………………….18
2.1. Права и обязанности муниципальных служащих………………………...18
2.2. Основания для прекращения муниципальной службы…………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..…………………………
Введение
Самоуправление в России, если смотреть глобально, в сравнении с развитым самоуправлением в западных странах, находится в начале пути. Пройдут годы, прежде чем города нашей страны будут иметь самоуправляемые районы как во Франции, Великобритании, Германии. Хотя, как известно, именно в муниципальных образованиях реализуется основная часть жизненных интересов населения, и политика районных органов власти приближена к людям, их делам, потребностям. Поэтому особенно важно не наблюдать пассивно за процессом становления местного самоуправления, а попытаться понять его сущность, определить, в каких отношениях оно находится с органами государственной власти, каким объемом полномочий обладает, и, наконец, определить, кто они – люди, работающие в молодых российских муниципалитетах.
Немаловажно это знать, прежде всего, потому, что каждый акт управления на территории муниципального образования осуществляется конкретными людьми, работающими в системе местного самоуправления – муниципальными служащими. Именно в деятельности муниципальных служащих «находят свое реальное воплощение задачи и функции местного самоуправления, кроется секрет его эффективности и неудач»1.
Вопросы регулирования труда
муниципальных служащих на сегодняшний
день представляют значительную трудность
по некоторым причинам. Во-первых, здесь
действуют не только Трудовой кодекс
РФ и другие акты общего законодательства
о труде, но и специальное
Муниципальная служба в Российской Федерации
Муниципальная служба в Российской Федерации — согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в РФ» № 25-ФЗ, это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Все должности в структуре органов местного самоуправления подразделяются на: муниципальные должности (депутаты представительного органа местного самоуправления, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований с правом решающего голоса);
должности муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Классификация должностей муниципальной службы
Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
Законами субъектов РФ утверждаются реестры должностей муниципальной службы, в которых закрепляется конкретный перечень наименований должностей муниципальной службы в данном субъекте, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Поступление на муниципальную службу
1. На муниципальную службу
вправе поступать граждане, достигшие
возраста 18 лет, владеющие
2. При поступлении на
муниципальную службу, а также
при ее прохождении не
Правовое положение (статус) муниципального служащего. Муниципальный служащий
1. Муниципальным служащим
является гражданин,
2. Лица, исполняющие обязанности
по техническому обеспечению
деятельности органов местного
самоуправления, избирательных комиссий
муниципальных образований, не
замещают должности
Муниципальные служащие
имеют особый правовой статус, схожий
со статусом государственных служащих.
Законодательством, уставами муниципальных образований и иными правовыми актами местного самоуправления определяются права и обязанности, ответственность муниципальных служащих, гарантии их деятельности, ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы. При проведении выборов и референдума для муниципальных служащих устанавливаются специальные ограничения. Они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения - не могут привлекать лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению или избранию; осуществлять сбор подписей, проводить агитацию в ходе служебных командировок. Муниципальные служащие не могут пользоваться преимущественным правом доступа к средствам массовой информации, а также использовать материальные и организационно-технические средства, обеспечивающие выполнение их должностных полномочий, в целях проведения сбора подписей и предвыборной агитации. Муниципальные служащие, зарегистрированные кандидатами, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей.
ГЛАВА I. Общие вопросы регулирования труда муниципальных служащих
1.1. Муниципальный
служащий: понятие, классификация
муниципальных должностей
Начиная рассмотрение
правового статуса муниципального служащего,
неминуемо возникает вопрос, до сих пор
окончательно не решенный в юридической
литературе – является ли муниципальный
служащий государственным служащим –
то есть, является ли муниципальная служба
государственной? В настоящее время в
нормативных актах закреплены такие понятия:
«государственная служба», «государственный
служащий», «государственная должность»
и понятия «муниципальная служба», «муниципальный
служащий», «муниципальная должность».
Все они, по сути, обозначают деятельность
лиц, занятых осуществлением функций по
обеспечению исполнения полномочий государственных
органов - государственные служащие и
органов местного самоуправления - муниципальные
служащие. В.А.Козбаненко заключает, что
данные ныне действующим российским законодательством
понятия объединяют всех служащих, занятых
на профессиональной основе исполнением
различных управленческих функций в органах
государственной власти и органах местного
самоуправления2. И государственная,
и муниципальная служба, по мнению исследователя,
относятся к публичной службе, однако
муниципальная служба не является разновидностью
государственной. Аналогичного мнения
придерживаются авторы учебника «Служебное
право» Б.Н.Габричидзе и А.Г.Чернявский,
считая, что муниципальная служба – это
есть специфическая разновидность службы,
не являющаяся государственной, в органах
местного самоуправления муниципальных
образований: городских и сельских поселений
и на других территориях с учетом исторических
и иных местных традиций3. ФЗ «О государственной
гражданской службе» в п.2 ст.3 четко закрепляет,
что государственная гражданская служба
РФ подразделяется на федеральную государственную
гражданскую службу и государственную
гражданскую службу субъектов РФ. О какой-либо
«государственной гражданской муниципальной
службе» речь в данном законе не идет.
Таким образом, муниципальная служба не
является, по мнению законодателя, государственной.
Но есть и полярные мнения. Так, Ю.Н.Старилов4 относит «муниципальную
службу» к «государственной службе». То
есть широкое понятие «государственная
служба» охватывает и «муниципальную
службу» как частную ее разновидность.
По мнению исследователя, сама модель
российской публичной службы, когда государственная
и муниципальная служба разделены специальными
законодательными актами является значительной
проблемой, и поэтому необходимо выровнять
статус государственных и муниципальных
служащих5. В некоторых субъектах
РФ законодательные акты регулируют одновременно
и государственную и муниципальную службу.
Например, Закон Воронежской области от
19 января 1995г. «О государственной и муниципальной
службе Воронежской области» регулирует
отношения в сфере государственной службы
области, а также муниципальной службы
в органах местного самоуправления6. На мой взгляд,
с точки зрения административного, конституционного
права, безусловно, муниципальные служащие
являются государственными служащими,
поскольку де-факто служат государству
(пусть и в лице его отдельных представителей
– жителей конкретного района, города,
селения, являющегося муниципальным образованием).
Муниципальные служащие подчиняются единым
государственным законам, законам субъекта
федерации, в котором расположено данное
муниципальное образование. Муниципальные
служащие являются представителями, носителями
властных полномочий, управленцами на
данной территории – то есть представляют
собой третье, нижайшее звено публичной
власти страны. Народ Российской Федерации
осуществляет свою власть через систему
публичной власти, которая осуществляется
в России в формах государственной власти
Российской Федерации (федеральная власть),
государственной власти субъектов РФ
(региональная власть) и местного самоуправления
(муниципальная власть). Эти три уровня
публичной власти России организационно
обособлены друг от друга, самостоятельны
в пределах своих полномочий, но природа
их по существу одинаковая – органы власти
получают свои полномочия от народа (населения
соответствующей территории)7. При всем этом, действующее
законодательство, как было сказано выше,
не включает муниципальную службу в государственную
гражданскую службу, и на этом основывается
разделение в статусе тех и иных служащих.
Нас в данном исследовании интересует,
прежде всего, особенности регулирования
труда муниципальных служащих, поэтому
подробнее остановимся именно на законодательных
основах регулирования социально-полезной
деятельности работников органа местного
самоуправления. Для обозначения работника
органа местного самоуправления законодатель
использует понятия «служащий», «должностное
лицо». В связи с этим на практике возникает
вопрос о четком разграничении понятий
«муниципальный служащий» и «муниципальное
должностное лицо». Как совершенно справедливо
отмечает С.Г. Соловьев8, проблемы правового
статуса должностных лиц местного самоуправления
- не только сугубо теоретические. Актуальность
им придает тот факт, что в последнее время
большое распространение получила коррупция
в среде должностных лиц местного самоуправления.
Следует указать и на серьезную опасность,
которую представляет взаимопроникновение
муниципально-властных и предпринимательских
структур, факты злоупотреблений должностными
лицами органов местного самоуправления.
Достаточно часто в муниципальных образованиях
встречаются случаи вхождения руководящих
работников органов местного самоуправления
в число учредителей и участников органов
управления коммерческими структурами.
Поэтому важно определить правовое положение
муниципального служащего, муниципального
должностного лица. Итак, обратимся
к Закону. Согласно ст.2 и 7 ФЗ «Об основах
муниципальной службы в Российской Федерации»
муниципальным служащим является гражданин
РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий
в порядке, определенном уставом муниципального
образования в соответствии с федеральными
законами и законами субъекта РФ, обязанности
по муниципальной должности муниципальной
службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое
за счет средств местного бюджета. При
этом под муниципальной службой понимается
профессиональная деятельность, которая
осуществляется на постоянной основе
на муниципальной должности, не являющейся
выборной. Муниципальными служащими не
являются депутаты, члены выборного органа
местного самоуправления, выборные должностные
лица местного самоуправления.
- выборной, т.е. замещаемой
в результате муниципальных
- невыборной, т.е.
должности, замещаемые путем
- граждане Российской Федерации;
- достигшие совершеннолетия (18 лет);
- исполняющие обязанности
по муниципальной должности
- порядок исполнения
должности определен уставом
муниципального образования в
соответствие с федеральным и
региональным
- получающий денежное
вознаграждение, выплачиваемое из
средств местного бюджета.