Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:17, курсовая работа
Основой регулирования труда муниципальных служащих является федеральное трудовое законодательство, федеральное законодательство о муниципальной службе, законодательство о муниципальной службе субъектов страны и непосредственно муниципальных образований.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3
ГЛАВА I. Общие вопросы регулирования труда муниципальных служащих…………………………………………………………………………8
1.1. Муниципальный служащий: понятие, классификация муниципальных должностей муниципальной службы……………………………………………8
ГЛАВА II. Особенности трудового статуса муниципального служащего, права и обязанности муниципальных служащих………………………….18
2.1. Права и обязанности муниципальных служащих………………………...18
2.2. Основания для прекращения муниципальной службы…………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..………………………………………….33
1. Глава муниципального образования.
2. Председатель
Думы муниципального
3. Заместитель председателя
Думы муниципального
4. Депутат Думы муниципального образования.
5. Председатель
избирательной комиссии
6. Секретарь избирательной
комиссии муниципального
7. Председатель
контрольного органа
8. Заместитель председателя контрольного органа муниципального образования, сформированного на муниципальных выборах.
9. Член контрольного органа муниципального образования, сформированного на муниципальных выборах.
Должности муниципальной службы подразделяются на четыре основные категории: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты. Руководители - должности руководителей и заместителей руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений (органов) местного самоуправления, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничений срока полномочий. Большинство исследователей относят в эту категорию и выборных должностных лиц, в том числе глав муниципальных образований, депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия должностным лицам местного самоуправления в реализации их полномочий, замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц. В данную категорию входят, в частности, должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между замещающими их служащими и главой муниципального образования. Закон исходит из права главы назначать на эти должности лиц, нужных ему в силу каких-либо обстоятельств. Вновь избранный глава свободен в подборе кандидатов на названные должности. С уходом прежнего главы муниципального образования истекает и срок полномочий служащих, назначенных им на указанные должности. Специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения осуществления органом местного самоуправления своих задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий. Обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и замещаемые без ограничения срока полномочий. Приведем пример реестра муниципальных должностей муниципальной службы из Приложении 3 к Закону ХМАО-Югры (Муниципальные должности муниципальной службы категории «помощники (советники)») – то есть это перечень невыборочных, а работающих по трудовому договору лиц:
1. Муниципальные
должности муниципальной
1) помощник, советник,
консультант главы
2) помощник, советник, консультант председателя Думы муниципального образования;
3) помощник, советник,
консультант главы
4) пресс-секретарь
главы муниципального
5) пресс-секретарь
председателя Думы
2. Муниципальные
должности муниципальной
1) помощник первого
заместителя главы
2) помощник первого
заместителя главы
3) помощник заместителя
главы муниципального
4) помощник заместителя
главы администрации
Подробная и детальная
классификация муниципальных
ГЛАВА II. Особенности трудового статуса муниципального служащего, права и обязанности муниципальных служащих
2.1. Права и обязанности муниципальных служащих
Федеральным законодательством
не устанавливается отдельный
Тем не менее общие права муниципального служащего можно определить исходя из конституционных прав гражданина Российской Федерации и действующего российского законодательства о правах граждан Российской Федерации, в том числе Трудового кодекса РФ. На практике складывается ситуация, когда субъекты РФ принимают основные законы о муниципальной службе индивидуально для каждого субъекта, и в результате получается, что права и обязанности служащих устанавливаются органами государственной власти субъектов федерации, а не самими муниципальными образованиями – что явственно противоречит ст.10 ФЗ. Как замечает С.В. Михнева, в условиях значительной неопределенности существенных формулировок в части компетенции всех уровней власти в области местного самоуправления такое положение приводит к многочисленным конфликтам между ними по поводу установления прав и обязанностей муниципальных служащих и противоречиям между федеральными, региональными и местными нормативно-правовыми актами. В связи с чем, на практике можно наблюдать незаконное расширение или ограничение прав муниципального служащего10. Поэтому вполне логичнее, а наш взгляд, было бы определить и закрепить основу правового статуса муниципального служащего – его права и обязанности на уровне федерального законодательства, что позволит избежать не только противоречивость нормативных правовых установлений, но и различных проблем в практической деятельности муниципальных служащих. В свою очередь, местные органы власти субъектов федерации вправе дополнить основной список прав муниципального служащего в региональных, местных и внутриорганизационных нормативно-правовых актах в зависимости от социальных, экономических и политических условий в каждом конкретном регионе и муниципальном образовании. При этом необходимо учитывать и национальные, региональные, местные традиции и особенности, развитость институтов государства, гражданского общества, демократии и многое другое. Собственно, по этому пути и пошли законодатели в проекте федерального закона «О муниципальной службе в РФ», где в ст.13 перечисляются основные права муниципального служащего, а в ст.14 – основные обязанности. Но не стоит забывать, что это пока проект, и на практике действуют именно законы субъектов. Так, по Закону Ханты-мансийского автономного округа - Югры о муниципальной службе в Ханты-мансийском автономном округе – Югре, в ст.ст.9 и 10 за муниципальными служащими закрепляются следующие права и обязанности (так или иначе эти положению дублируются в законах о муниципальной службе всех других субъектов федерации):
Муниципальный служащий имеет право на:
1) обеспечение надлежащих
организационно-технических
2) ознакомление
с должностным регламентом и
иными документами,
3) отдых, обеспечиваемый
установлением нормальной
4) оплату труда
и другие выплаты в
5) получение в
установленном порядке
6) доступ в установленном
порядке к сведениям,
7) доступ в установленном
порядке в связи с исполнением
должностных обязанностей в
8) ознакомление
с отзывами об его
9) защиту сведений о муниципальном служащем;
10) должностной рост на конкурсной основе;
11) профессиональную
переподготовку, повышение квалификации
и стажировку в порядке,
12) членство в профессиональном союзе;
13) рассмотрение
индивидуальных трудовых
14) проведение по
его заявлению служебной
15) защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе;
16) иные права,
установленные федеральными
Муниципальный служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию
Российской Федерации,
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) исполнять поручения
соответствующих руководителей,
4) соблюдать при
исполнении должностных
5) соблюдать трудовой
распорядок органа местного
6) поддерживать
уровень квалификации, необходимый
для надлежащего исполнения
7) не разглашать
сведения, составляющие государственную
и иную охраняемую федеральным
законом тайну, а также
8) беречь муниципальное
имущество, в том числе
9) представлять
в установленном порядке
10) сообщать о
выходе из гражданства
11) соблюдать ограничения,
выполнять обязательства, не