Муниципальный служащий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

Основой регулирования труда муниципальных служащих является федеральное трудовое законодательство, федеральное законодательство о муниципальной службе, законодательство о муниципальной службе субъектов страны и непосредственно муниципальных образований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3
ГЛАВА I. Общие вопросы регулирования труда муниципальных служащих…………………………………………………………………………8
1.1. Муниципальный служащий: понятие, классификация муниципальных должностей муниципальной службы……………………………………………8
ГЛАВА II. Особенности трудового статуса муниципального служащего, права и обязанности муниципальных служащих………………………….18
2.1. Права и обязанности муниципальных служащих………………………...18
2.2. Основания для прекращения муниципальной службы…………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..………………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

ТОС.docx

— 58.67 Кб (Скачать документ)

12) сообщать работодателю  о личной заинтересованности  при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту  интересов, принимать меры по  предотвращению такого конфликта;

13) соблюдать иные  обязанности, установленные федеральными  законами.

Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное  поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить  в письменной форме обоснование  неправомерности данного поручения  с указанием положений законодательства, которые могут быть нарушены при 

исполнении данного  поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения  в письменной форме. В случае подтверждения  руководителем данного поручения  в письменной форме муниципальный  служащий обязан отказаться от его  исполнения.     В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.      Уставом муниципального образования, а также нормативным правовым актом органов местного самоуправления могут быть предусмотрены иные права муниципального служащего, не противоречащие федеральным законам, законам автономного округа, настоящему Закону.

2.2. Основания для прекращения муниципальной службы

Общие основания  прекращения трудового договора содержатся в ст.77 ТК РФ. К ним  относятся:

1) соглашение сторон (статья 78);

2) истечение срока  трудового договора (статья 79), за  исключением случаев, когда трудовые  отношения фактически продолжаются  и ни одна из сторон не  потребовала их прекращения;

3) расторжение трудового  договора по инициативе работника  (статья 80);

4) расторжение трудового  договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81);

5) перевод работника  по его просьбе или с его  согласия на работу к другому  работодателю или переход на  выборную работу (должность);

 

6) отказ работника  от продолжения работы в связи  со сменой собственника имущества  организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо  ее реорганизацией (статья 75);

7) отказ работника  от продолжения работы в связи  с изменением определенных сторонами  условий трудового договора (ч.4 статьи 74);

8) отказ работника  от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии  с медицинским заключением, выданным  в порядке, установленном федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации, либо отсутствие у  работодателя соответствующей работы (ч.3 и 4 статьи 73);

9) отказ работника  от перевода на работу в  другую местность вместе с  работодателем (ч. 1 статьи 72.1);

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83);

11) нарушение установленных  ТК РФ или иным федеральным  законом правил заключения трудового  договора, если это нарушение  исключает возможность продолжения  работы (статья 84).

Трудовой договор  может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами.  Традиционно наиболее проблематичным считается прекращение трудового договора по инициативе работодателя. Принимая во внимание, что изначально работник считается стороной слабой, зависимой от работодателя в вопросах обеспечения жизни своей и своей семьи, то нормы закона устанавливают совершенно определенный перечень оснований, по которым возможно расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований (ст. 81 ТК РФ) действий администрации, направленных на прекращение трудовой деятельности работника.

Трудовой договор, может быть, расторгнут работодателем в случаях:

1) ликвидации организации  либо прекращения деятельности  индивидуальным предпринимателем;

2) сокращения численности  или штата работников организации,  индивидуального предпринимателя;

3) несоответствия  работника занимаемой должности  или выполняемой работе вследствие  недостаточной квалификации, подтвержденной  результатами аттестации;

4) смены собственника  имущества организации (в отношении  руководителя организации, его  заместителей и главного бухгалтера);

5) неоднократного  неисполнения работником без  уважительных причин трудовых  обязанностей, если он имеет дисциплинарное  взыскание;

6) однократного  грубого нарушения работником  трудовых обязанностей:

а) прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без  уважительных причин в течение всего  рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в  случае отсутствия на рабочем месте  без уважительных причин более четырех  часов подряд в течение рабочего дня (смены);

б) появления работника  на работе (на своем рабочем месте  либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению  работодателя работник должен выполнять  трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной  работнику в связи с исполнением  им трудовых обязанностей, в том  числе разглашения персональных данных другого работника;

г) совершения по месту  работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного  его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) установленного комиссией по охране труда или  уполномоченным по охране труда нарушения  работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой  тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

7) совершения виновных  действий работником, непосредственно  обслуживающим денежные или товарные  ценности, если эти действия дают  основание для утраты доверия  к нему со стороны работодателя;

8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции,  аморального проступка, несовместимого  с продолжением данной работы;

9) принятия необоснованного  решения руководителем организации  (филиала, представительства), его  заместителями и главным бухгалтером,  повлекшего за собой нарушение  сохранности имущества, неправомерное  его использование или иной  ущерб имуществу организации;

10) однократного  грубого нарушения руководителем  организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых  обязанностей;

11) представления  работником работодателю подложных  документов при заключении трудового  договора;

12) утратил силу;

13) предусмотренных  трудовым договором с руководителем  организации, членами коллегиального  исполнительного органа организации;

14) в других случаях,  установленных настоящим Кодексом  и иными федеральными законами.

Основания могут  быть классифицированы по критерию наличия  или отсутствия вины работника. Так, большинство оснований (пп.5-11) все-таки связаны с виной работника11. Основания пп. 1-4 не связаны с виной работника. Среди них можно выделить те, которые связаны с обстоятельствами производственного характера (сокращение штата, численности), которые связаны с личностными качествами работника (несоответствие выполняемой работе). Авторы другого комментария к Трудовому кодексу12 считают, что расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным пп. 9 и 13 возможно как при наличии, так и при отсутствии вины работника. То есть, говоря в целом (не принимая во внимание специальные условия ст.81 ТК РФ, расположенные после перечня оснований расторжения договора) с муниципальным служащим договор может быть расторгнут по любому из приведенных оснований. Кроме этих оснований, специальный ФЗ предусматривает дополнительное основание прекращения трудового договора: согласно ст.20.1 помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено также по инициативе руководителя органа местного самоуправления в случаях:

- достижения предельного  возраста, установленного для замещения  муниципальной должности муниципальной  службы (предельный возраст для  нахождения на муниципальной  должности муниципальной службы - 60 лет, однако законом допускается  продление срока нахождения на  муниципальной службе муниципальных  служащих, достигших 60 лет).

- прекращения гражданства  Российской Федерации;

- несоблюдения обязанностей  и ограничений, установленных  для муниципального служащего  настоящим Федеральным законом;;

- разглашения сведений, составляющих государственную и  иную охраняемую законом тайну; (эта норма фактически дублирует  п.6«в» ст.81 ТК РФ)

- возникновения  обстоятельств, предусмотренных  п.3 ст. 20 настоящего Федерального  закона (то есть таких обстоятельств,  когда гражданин не может быть  принят на муниципальную службу, а также находиться на муниципальной  службе в случае лишения его  вступившим в законную силу  решением суда права занимать  должности муниципальной службы  в течение определенного срока).          На практике нередки случаи, когда региональные законы о муниципальной службе устанавливают собственные основания для прекращения трудовой деятельности муниципальных служащих. Согласно п.14 ст.5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательство о муниципальной службе находится в рамках полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Однако важно, чтобы эти нормы не противоречили федеральному законодательству и, главное, Конституции РФ.         Приведем пример из практики. Законодатели Ивановской области приняли закон «О муниципальной службе Ивановской области»13, в котором, в частности, содержались дополнительные условия увольнение муниципального служащего: наряду с условиями, которые вполне соответствуют федеральным нормам. Закон содержит подпункт 4 п.3 ст.42, устанавливающий, что увольнение муниципального служащего по инициативе руководителя муниципального органа может быть осуществлено в случаях вступления в законную силу приговора суда о назначении муниципальному служащему наказания в виде лишения свободы (в том числе условного осуждения и отсрочки исполнения приговора), исправительных работ.         Данную норму следует рассматривать в рамках федеральных гарантий трудовых прав в связи с увольнением по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. К таким обстоятельствам пункт 4 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации относит осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.     Следовательно, в части, устанавливающей возможность увольнения муниципального служащего в случаях осуждения к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, подпункт 4 пункта 3 статьи 42 Закона Ивановской области "О муниципальной службе Ивановской области" соответствует Конституции Российской Федерации, а в части, устанавливающей возможность увольнения муниципального служащего в случаях осуждения к наказанию, не исключающему продолжение прежней работы, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 76 (часть 5).       Условное же осуждение и отсрочка исполнения приговора относятся к наказаниям, не исключающим продолжение прежней работы.  Подпункт 7 пункта 3 статьи 42 Закона Ивановской области "О муниципальной службе Ивановской области" в качестве основания увольнения муниципального служащего предусматривает также выражение недоверия представительным органом местного самоуправления.  Представительный орган местного самоуправления является выборным органом, который обладает правом принимать от имени населения решения по вопросам местного значения. Институт выражения недоверия представительным органом местного самоуправления может распространяться - исходя из его конституционной природы - на лиц, получающих право на осуществление соответствующих полномочий от самого представительного органа местного самоуправления.   Кроме того, подпункт 7 пункта 3 статьи 42 Закона Ивановской области "О муниципальной службе Ивановской области" не предусматривает конкретных оснований и механизма реализации содержащейся в нем нормы. Такая неопределенность порождает возможность ее произвольного толкования и применения, чем нарушаются статьи 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации. Данная норма Закона Ивановской области была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 76 (часть 5) - в части, устанавливающей возможность увольнения муниципального служащего в случае выражения недоверия представительным органом местного самоуправления14.   Термин «выражение недоверия» применим лишь к избранным представителям власти; к муниципальным служащим, работающим на основании трудового договора институт «выражение недоверия» не применяется.          Другой пример – Закон Брянской области. Решением Брянского областного суда от 11.07.2006 г. удовлетворены требования прокуратуры Брянской области о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных норм Закона Брянской области «О муниципальной службе в Брянской области».      В результате применения указанных норм в Брянской области сложилась незаконная практика заключения с муниципальными служащими срочных трудовых договоров на срок полномочий глав местных администраций, назначенных по результатам конкурса, а также на срок полномочий представительных и иных органов местного самоуправления. В то же время Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации допускает возможность заключения срочных трудовых договоров только на срок полномочий выборного должностного лица и только с гражданами, непосредственно обеспечивающими исполнение полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. То есть с муниципальными служащими, не занимающимися непосредственно обеспечением исполнения полномочий выборного должностного лица заключение трудового договора только на срок полномочий этого выборного лица – противоречит федеральному законодательству.           Таким образом, субъекты РФ, которым предоставлено самостоятельно регулировать муниципальную службу, не могут вносить дополнительных норм в порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора муниципального служащего, противоречащие трудовому законодательству РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно Конституции  РФ местное самоуправление самостоятельно, поэтому муниципальная служба не входит в состав государственной  службы. Деятельность муниципальных служащих регулируется законодательством о труде, а также специальными законами о муниципальной службе субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.          В целом, современное российское законодательство трактует муниципальную службу с позиции деятельностного подхода, определяя муниципальную службу как профессиональную деятельность. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.     Статус нахождения на муниципальной службе требует от гражданина подчинения определенным ограничениям, не следование которым в некоторых случаях является основанием для расторжения трудового договора с гражданином. Среди основных ограничений назовем: запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений и др.

 

Также нельзя не отметить запрет быть депутатом Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации – все это связано  с тем, что, повторим, муниципальный  служащий не является государственным, и его деятельность не может быть связана с теми или иными властными  государственными полномочиями. Надо сказать, что когда будет окончательно принят и вступит в силу ФЗ «О муниципальной службе в РФ», которым будут регулироваться не только общие положения о муниципальной службе (действующий закон носит во многом рамочный характер, часто ограничивается отсылкой к законодательству субъектов РФ, не предлагая собственных положений), но и будет обеспечено исполнение единства основных принципов организации муниципальной службы на всей территории Российской Федерации, разночтений среди нормативных актов субъектов федерации и муниципальных образований будет гораздо меньше, ибо федеральным актом будут регулироваться все основные составляющие правового статуса муниципального служащего, и в первую очередь – особенности регулирования трудовой деятельности.      Разработчики законопроекта полагают, что принятие закона позволит создать необходимую правовую основу для организации муниципальной службы в Российской Федерации и определить правовой статус муниципального служащего в соответствии с новыми требованиями федерального законодательства.         На первый взгляд может показаться, что новый законопроект о муниципальной службе предоставляет очень много самостоятельности субъектам РФ по вопросам регулирования вопросов муниципальной службы, однако при более глубоком рассмотрении становится ясным, что законопроект определяет все основные требования, на которых основывается деятельность муниципальных служащих.

Информация о работе Муниципальный служащий