Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:50, курсовая работа
В данной работе поставлена цель раскрыть то, что представляют собой нормы шариата, регулирующие все отрасли мусульманского права, их возникновение и развитие, а также показать их неразрывную связь с исламом, описать их источники и выявить основные черты. Нельзя также упустить то, как в мусульманском праве происходит совершение правосудия. Одним словом, в данной работе будет сделана попытка описать те основные моменты, на которых зиждется любая правовая система, а также выделить характерные особенности, которые присущи шариату и нигде в такой степени больше не проявляются.
Введение...........................................................................................................................3
1. Особенности мусульманского права и его развитие................................................5
Этапы становления Шариата и его развитие..........................................................5
Переплетение права и религии…………………………………….........................6
Сравнение мусульманского права с каноническим правом..................................7
2. Основные черты мусульманской правовой системы…………………...................9
2.1.Мусульманское право…………...............................................................................9
2.2. Коран.......................................................................................................................10
2.3. Сунна.......................................................................................................................11
2.4. Иджма и Кияс..........................................................................................................14
3. Отрасли мусульманского права...............................................................................16
3.1. Правовое регулирование брачно-семейных отношений....................................16
3.2. Правовое регулирование имущественных отношений.......................................19
3.3. Обязательственное право.......................................................................................20
3.4. Право личного статуса...........................................................................................22
3.5. Уголовное право…….............................................................................................24
Заключение.....................................................................................................................26 Список использованной литературы...........................................................................27
2. Основные черты мусульманской правовой системы
Правовые системы 45 афро-азиатских государств (от Марокко до Индонезии) относятся к мусульманской правовой системе. Наиболее мусульманскими считаются 33 страны (Иран, Афганистан, Турция, государства Арабского востока, Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и т.д.) Здесь более 80% населения является мусульманами, а ислам провозглашен в конституциях государственной религией.
Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.1 Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях. Ислам - самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; шар, или шариат, т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленными самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В исламе государство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона.
Мусульманское право имеет четыре источника:
К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник.
В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э., когда отпала возможность его толкования.
2.2. Коран
Полный текст Корана,
который мусульмане считают истинным
и окончательным посланием
Таким образом, Коран не является сводом законов или учебником права, и не претендует на эту роль. Это скорее красноречивый призыв к человечеству повиноваться воле Аллаха, которая, как предполагается, (в основном) уже открыта людям, ее можно понять. Однако было бы большой ошибкой недооценить роль Корана в создании исламской правовой системы. С одной стороны, конечно, только 500 (или 600, как утверждают некоторые ученые) стихов Корана из 6.219 содержат в себе законодательные элементы, причем большинство из них касаются ритуалов, так что к юридическим вопросам в узком смысле этого слова имеют отношение только 80 стихов. С другой стороны, не только эти 80 стихов осмыслялись так, чтобы «до дна извлечь весь заключенный в них смысл», но и все другие стихи исследовались, чтобы извлечь из них правовое содержание и руководство. Но что более важно, Коран служит источником убежденности мусульман в том, что шариат является прямым и ясным выражением воли Аллаха. Из этого следует, что все прочие правовые источники и технологии, а также отдельные положения шариатского права, должны либо опираться на Коран, либо как минимум соответствовать его положениям.
Детально описанные в Коране нормы семейного
права и вступления в наследство применялись
всегда. Поэтому отсутствие ссылок на
Коран в определенных ситуациях на раннем
этапе может означать лишь то, что конкретный
ученый или судья не нашел в Коране стиха,
подходящего к данному случаю. И напротив,
более частые ссылки на Коран во втором
и третьем веках Ислама явились результатом
расцвета деятельности по толкованию
Корана в правовом плане и развития шариата
в этот период. При этом использование
Корана как источника шариата порождало
различные мнения касательно применимости
к данному случаю тех или иных стихов Корана
и их интерпретации. При вынесении суждения
по конкретному вопросу и интерпретации
применительно к нему положений Корана
как наиболее надежный принцип шариата
использовался принцип иджма (консенсуса).
Особый интерес представляет принцип наск (отмена или отрицание
юридической значимости некоторых стихов
Корана и признание вместо них действующими
других стихов). Этот принцип, который
признают большинство суннитских правоведов
и школ, лег в основу многих шариатских
правил и законов, особенно в сфере публичного
права. По правилам шариата отмененные
или аннулированные в качестве источника
шариата стихи Корана для соблюдения общей
последовательности должны так и оставаться
отмененными. С этой точки зрения позитивное
право развилось на основе более поздних
откровений мединского периода, отменявших
противоречащие им мекканские откровения.
2.3. Сунна
Арабский глагол санна означает «придавать чему-либо надлежащую форму и создавать нечто в виде образца». Этот же глагол употребляют, говоря об образцовом поведении. Такое образцовое поведение может либо быть результатом соблюдения традиции предков-основателей, скажем, племени или общины, или, напротив, чем-то принципиально новым, устанавливающим образец для подражания.
Среди современных исследователей
Ислама существуют некоторые разногласия
относительно точного времени возникновения
концепции Сунны Пророка как
чего-то, принципиально отличающегося
от других ранних мусульманских традиций. Некоторые ученые считают,
что такое узкое понятие Сунны сформировалось
сравнительно поздно, в то время как другие
утверждают, что подобная концепция существовала
с самого начала. При этом однако не вызывает
сомнений, что признание Сунны Пророка
единственной сунной, представляющей
собой второй источник шариата, было достигнуто
в конце второго века Ислама. На протяжении
первого века Ислама термин Сунна употреблялся
для обозначения как Сунны Пророка, так
и сунны в значении традиций
отдельных мусульман и общины в целом.
Употребление слова сунна в таком более
широком значение, как обозначение образцов
поведения отдельных видных мусульман
или мусульманской общины, не противоречит
идее ривайят, устной традиции,
рассказывающей о являющемся образцом
для верующих поведении Пророка, возникшей
в самом начале истории Ислама.
После того как во втором веке Ислама (VIII
- начало IX века н.э.) Сунна Пророка приобрела
определяющую роль в качестве источника
шариата, особое значение получили и вопросы
ее достоверности, точности передачи и
условий появления. Угроза появления подобных
подделок была хорошо известна практически
с самого раннего периода истории Ислама.
Сначала, видимо, все было достаточно невинно.
Многие Сподвижники были людьми, близко
знавшими Пророка. Психологически для
них было очень легко перейти от уверенности
в том, что взгляд Пророка на те или иные
явления вероятнее всего был бы таким-то,
к уверенности в том, что он действительно
был таким, и самые честные умы легко делают
этот шаг, не понимая, что они перешли границу
между фактом и домыслом. Со временем возникли
многие традиции, которые самым очевидным
образом представляли собой попытки приписать
раннему периоду Ислама ответы на вопросы,
возникшие лишь в значительно более поздние
времена».
Многие мусульманские
ученые во втором веке Ислама пытались
проверить достоверность Сунны, но лишь
компиляции, созданные шестью из них, были
признаны большинством мусульман как
содержащие истинную Сунну. Эти и другие
исследователи Сунны разработали очень
строгие критерии и процедуры для определения
истинности традиций Сунны и ранжирования
их по степени достоверности.
Дефекты методики определения подлинности, если судить о них по современным стандартам, говорят о том, что некоторая сфабрикованная Сунна могла закрасться и в шесть сборников, которые сегодня все мусульмане-сунниты признают истинными. Возможно, также, что, наоборот, какая-то истинная Сунна не была принята, или ей было предано столь малое значение, что она не имела никакого значения как источник шариата. Как бы там ни было, я полагаю, что сегодня любые попытки отделить истинную Сунну от ложной, или восстановить незаслуженно отвергнутые в прошлом версии Сунны являются безнадежной задачей.
2.4. Иджма и Кияс
Когда понятие сунна было сведено только к Сунне Пророка, «живой традиции» его Сподвижников и последующих поколений был придан более низкий статус, но она сохранила значение как Иджма (консенсус), третий источник шариата. Кроме чисто логического основания для этого, мусульманские правоведы считали, что сама Сунна поддерживает принцип иджмы как источника шариата, ибо Пророк сказал: «Мой народ (уммати) никогда не будет единодушен (туджмиу) в заблуждении». В поддержку авторитета иджмы также приводят стих 4:115 Корана.
Несмотря на то, что
при определении сферы и
Хотя принцип иджмы как источника шариата был признан с самого раннего времени, его значение и сфера применения трактовались весьма противоречиво.
Споры по этим и других
Применяя Кияс (аналогию), юрист «на основании некоего общего принципа, воплощенного в прецеденте, делает вывод о том, что рассматриваемый им случай подходит под этот принцип или подобен данному прецеденту, поскольку ему свойственна общая с ними существенная характеристика, именуемая «основанием» (илла)»1. Поскольку определение «илла» или основания исходного прецедента или прежнего правила и наличия того же основания в новом случае зависит от мнения правоведа, принцип Кияс вызывал сопротивление, так как основывал шариат на человеческих суждениях, а не божественном откровении. Подобных обвинений можно избежать, только если ограничить применение Кияс теми случаями, в которых невозможно применить ни один из других источников шариата, и если принимаемое в результате решение полностью соответствует совокупности шариата, всем его принципам и правилам.
Хотя Кияс очевидно связан с иджтихадом (независимым юридическим суждением), его сочли необходимым признать независимым источником шариата, особенно после того, как «врата иджтихада» с 9 века н.э. были признаны закрытыми. Таким образом, стало возможно продолжать выводить решения новых судебных дел из прецедентов применения ранее разработанных принципов и правил шариата, не претендуя на использование иджтихада.
3. Отрасли мусульманского права
3.1. Правовое регулирование брачно-семейных отношений
Основными источниками мусульманского семейного права являются: Коран, Сунна, Кияс, Иджма, фетвы (юридические заключения высших духовных лиц) и адаты (традиции, обычаи арабов и других народов, исповедующих ислам).
С самых истоков ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения – это источник любви, сострадания и понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение к женам, что говорится и в Коране, и в высказываниях Пророка Мухаммеда.
Понятие «брак» (акд) шариатом определяется следующим образом: брак – это заключение договора, по которому женщина перестает быть посторонней, «запретной» для мужчины, с которым она вступила в брачный союз.
Брак в своем истинном смысле - неотъемлемое право каждого, имеющего достаточное желание и способного к вступлению в брачные отношения. Брак относится к деяниям, совершавшимся посланниками Всевышнего Аллаха, Пророк Мухаммед женился и сказал: “Я беру в жены женщин, а кто не следует моему примеру, тот - не мусульманин”.1
Цель брачного
договора состоит в создании семьи и продолжении рода. Законодательство
мусульманских стран устанавливает ряд
условий заключения брачного договора
и предъявляет определенные условия к
его форме. Предельного брачного возраста
не существует. Лица, достигшие совершеннолетия,
могут заключить брачный договор по собственному
желанию, без вмешательства их опекунов,
а также домогаться расторжения брака,
заключенного без их согласия. Совершеннолетними
считаются – юноши, достигшие 15-ти летнего
и девушки 9-ти летнего возраста. Несовершенолетние
могут быть связаны без их согласия, брачным
договором их родителями или валеями1. Умалишенным не запрещается
вступать в брак, но брачный договор должен
быть заключен от лица умалишенного его
родителями.
Для заключения
брачного договора шариат требует соблюдения
следующих четырех условий:
1. Формула бракосочетания должна быть произнесена на правильном арабском языке. Лишь в виде исключения (если арабского языка не знают ни жених и невеста, ни их доверенные лица) допускается прочтение ее на другом языке.
Информация о работе Мусульманское право: основные черты и особенности