Мусульманское право: основные черты и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание

В данной работе поставлена цель раскрыть то, что представляют собой нормы шариата, регулирующие все отрасли мусульманского права, их возникновение и развитие, а также показать их неразрывную связь с исламом, описать их источники и выявить основные черты. Нельзя также упустить то, как в мусульманском праве происходит совершение правосудия. Одним словом, в данной работе будет сделана попытка описать те основные моменты, на которых зиждется любая правовая система, а также выделить характерные особенности, которые присущи шариату и нигде в такой степени больше не проявляются.

Содержание

Введение...........................................................................................................................3
1. Особенности мусульманского права и его развитие................................................5
Этапы становления Шариата и его развитие..........................................................5
Переплетение права и религии…………………………………….........................6
Сравнение мусульманского права с каноническим правом..................................7
2. Основные черты мусульманской правовой системы…………………...................9
2.1.Мусульманское право…………...............................................................................9
2.2. Коран.......................................................................................................................10
2.3. Сунна.......................................................................................................................11
2.4. Иджма и Кияс..........................................................................................................14
3. Отрасли мусульманского права...............................................................................16
3.1. Правовое регулирование брачно-семейных отношений....................................16
3.2. Правовое регулирование имущественных отношений.......................................19
3.3. Обязательственное право.......................................................................................20
3.4. Право личного статуса...........................................................................................22
3.5. Уголовное право…….............................................................................................24
Заключение.....................................................................................................................26 Список использованной литературы...........................................................................27

Работа состоит из  1 файл

курсовая-мусульманское право.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

2. Читающие формулу  (жених, невеста или их доверенные  лица) должны быть совершеннолетними  и в здравом уме.

3. При произнесении  формулы необходимо упомянуть имена невесты и жениха.

4. Жених и невеста  должны быть согласны на брак, а не принуждены к нему. Однако  если невеста внешне и проявляет  отвращение, но «в душе согласна»,  брачный договор признается верным.

При совершении брака  должны быть соблюдены следующие  правила3

а) Объявление обоюдного  согласия обязующихся сторон, при  двух свидетелях.

Совершеннолетние женщины  могут согласиться на брак без  согласия на то родителей. Невольницы же без разрешения хозяина не могут изъявить свое согласие.

Объявление согласия может быть сделано всякими выражениями.

б) Совершение до совершения обязательства о браке двух рук `этов немаза-дурук`эт немаз и затем  произнесение молитвы.

в) Составление брачного акта перед духовным лицом с прочтением особой молитвы и обозначением количества мехра и поверенных, находящихся при заключении условия о браке.

Брачный акт вручается  жене или ее поверенному.

Шариат допускает заключение временного брака, в частности, в  том случае, когда нет намерения интимного сближения. Временный брак - самый архаичный из семейно-брачных договоров шариата.

Это обычно бывает, когда  брачный договор заключают пожилая  женщина и старик, чтобы ухаживать  друг за другом.

Женщины, состоящие во временном браке, обладают более широкими свободой и правами по сравнению с женщинами, состоящими в браке постоянном. Но в то же время женщина, состоящая во временном браке, не имеет права требовать от мужа того, чего может от него потребовать постоянная жена.

Развод по мусульманскому праву, в отличие от многих других светских и религиозных законодательств мира, отличается своей поразительной  легкостью  и  отсутствием   каких-либо   формальностей. Мужчине без всякого объяснения достаточно сказать своей жене три раза:

«Ты для меня не жена» или: «Клянусь Аллахом, твоя спина для меня как спина моей матери» и т. д., и уже считается, что развод состоялся.

В деле развода мужчина  более свободен в своих действиях, чем женщина, хотя формально аналогичное  право дается и последней. Единственные условия, которые шариат ставит перед мужчиной, желающим развестись, - он должен быть в здравом уме и никем не принуждаем к разводу.

По шариату практикуется четыре основных вида развода:

1) развод баин (окончательный);

2) развод раджаа (правило возвращения мужа к жене);

3) развод хаал (путем  подкупа мужа женой);

4) развод мубарат (посредством  отречения).

При разводе баин муж  может вернуть себе свою жену только путем заключения нового брачного договора. Такой развод считается окончательным. В цикл развода баин входят следующие разновидности окончательного развода:

а) развод получает женщина, не достигшая девятилетнего возраста;

б) вдова (яиса) старше 50—60 лет;

в) муж не имел близкого отношения с женщиной, с которой  заключил брачный договор;

г) трехкратный талак (муж трижды повторяет жене формулу «Ты для меня не жена»).

 

 

 

    1.  Правовые регулирования имущественных отношений

    Нормы, регламентирующие имущественные отношения, в шариате занимали важное положение. Как отмечалось ранее, Шариат основывается на религиозных догмах, поэтому и субъектом собственности в мусульманском праве являлся Аллах. От того, насколько мусульманин религиозен, насколько он исполняет свой долг перед Всевышним, он и получает возможность участвовать в сделках и иных юридических правоотношениях. Необходимо отметить, что в мусульманском праве подробную разработку получил вопрос о гражданской дееспособности, которая была необходимым условием для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Было известно понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д.

 Имущество рассматривалось  как объект вещных прав. Все  имущество классифицировалось на государственные, частные, общественные, нечистые (вино, свинина, книги, противоречащие утверждениям ислама) вакуф (священные вещи) и брошенные (ничейные) вещи. Отличался своеобразием вакуф. Собственник, передавший свое имущество в вакуф, терял на него право собственности, но при этом мог пользоваться этим имуществом и резервировать некоторую часть доход для собственного использования или передачи его в наследство. Вакуф как правило составляли недвижимые имущества. Вакуфное имущество освобождалось от уплаты высоких налогов.

В шариате подробно определялись способы возникновения права  собственности: завоевание земли, причем этот вид права собственности всегда рассматривался как государственная, при этом особое место занимала квалификация завоевания – с применением или без применения силы. Если завоевание происходило насильственным путем, то это имущество считалось захваченным и делилось на несколько частей, которые распределялись между добытчиком, государством и мечетями; наследование, договор и находка вещи. Если вещь была найдена на участке земли, то её собственником считалось лицо, обладающее правом собственности на землю.

Мульк - индивидуальное владение землей, имело подчиненное значение по сравнению с государственной собственностью и общинным землепользованием и не получила широкого распространения, но было свободное от повинностей. Более широкое распространение получила икта – условное владение землей. Его владелец несет гражданскую или военную службу, за которую получает земельный надел. Иктадар – владелец икты, мог собирать налоги в свою пользу с подвластного населения. Со временем икта стала передаваться по наследству, что приблизило её к частной собственности.

Особым дефицитом была вода. Первоначально она считалась общим достоянием, но в IX в. сформировался институт собственности на источники воды – колодцы, озера, пруды перешли в собственность крупных землевладельцев, лишь значительные реки и озера по-прежнему входили в общую систему общинной и государственной собственности, что определялось необходимостью проведения совместных ирригационных работ, осуществляемых под контролем должностных лиц. Появляется сервитутное право (сервитут жажды).

 

3.3. Обязательственное право

Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Присущим для мусульманского права было распространение специфических характерных обязательств – обетов.

Договор рассматривался как связь сторон взаимными обязательствами. Договор мог быть оформлен в любом виде: в документе, неофициальном письме или устно. Обязанность соблюдать "свои договоры" рассматривалась в Коране (23,8): «...которые соблюдает свои доверенности и договоры» как священная.

Условия заключения договоров мусульманскими правоведами не ставились столь жестко. Согласие сторон могло выражаться устно, письменно и в неофициальном письме. При этом требовалось соблюдение следующих условий:

  1.Наличие право- и дееспособности.

   2.Договор должен соответствовать правилам Шариата.

   3.Договор является добровольным. Запрещалось насилие.              

   4. Предусматривалась возможность расторжения договоров по обоюдному согласию.

    5.Объектом договора не могут быть священные и будущие вещи. Запрещается торговать нечистыми товарами.

В Шариате подробно регламентированы различные виды договоров: купли-продажи, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество и союз.

Так как в Арабском Халифате широко развита была торговля, поэтому наибольшее развитие получил договор купли-продажи. О правомерности торговли "по взаимному согласию" говорилось еще в Коране (4,33). Торговля допускалась лишь вещами, существующими реально. Запрещалось также выделять мусульман среди покупателей. Продавец несет ответственность за качество вещи и обязан предупредить о скрытых недостатках. В случае обнаружения скрытых недостатков, покупатель мог расторгнуть сделку, такой договор считался юридически недействительным.

В шариате содержались  положения, которые формально осуждали ростовщичество. Еще в Коране говорилось, что "Аллах разрешил торговлю и запретил рост" (2,276).Однако этот запрет часто нарушался. Запрещалось обращение должника в рабство за неуплату долгов, но кредитор был вправе требовать от должника, чтобы тот отработал свой долг.

Договоры имели юридическую  силу при следующих способах их обеспечения: поручительство и залог третьего лица.

Большое внимание уделялось  отношениям имущественного найма, прежде всего, аренде земли. Было известно несколько видов найма, причем первостепенное внимание уделялось вопросам размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение в арабском обществе получили договоры союза и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов и т.д.

 

3.4. Право личного статуса

Особенностью мусульманского общества является отсутствие сословного деления. В странах распространения  ислама особенность регулирования  поведения индивида состоит в  том, что его целью являются интересы «правоверных», ислама в целом. Человек, противопоставивший себя этому целому, становился отступником от ислама, подвергался таким наказаниям. Мусульманское право носило религиозный характер, и поэтому осуществление его норм становилось в глазах правоверных религиозной обязанностью. Мусульманское право призвано детально регулировать не только внешнее поведение мусульман, но и лежащую в основе их постулатов внутреннюю мотивацию. Торжество системоцентристского мировоззрения проявилось в отношении к человеку как к «винтику» сложной государственной машины. А какие права могут быть у «винтика», единственное назначение которого — безотказное выполнение отведенных ему функций?

Правовое положение  лица определялось прежде всего его  вероисповеданием. На первый план выступали различия в правовом статусе мусульман и не мусульман (зиммиев).

Правоверные (мусульмане) должны следовать Корану. На них распространяются нормы Шариата, в то время как эти нормы применялись к зиммиям лишь в случаях заключения сделок с мусульманами, либо когда они совершали преступления на территории мусульманского государства. Обязанность платить зяккат (налог в помощь нуждающимся мусульманам) распространялась на мусульманское население, которое освобождалось от налога на землю (харадж). Зиммии находились в худшем положении, но пользовались правовой автономией, т.е. имели свои суды. Несмотря на приниженное положение, Шариат защищал их права – не  допускалось насилие по отношению к иноверцам. Они должны были платить 2 тяжелых государственных налога: харадж и джизью (подушный налог). С развитием и расширением мусульманского государства увеличивалось и население, которое обращалось в ислам. Шариат регламентировал и их правовой статус: новообращенные обязаны платить харадж и зяккат. Коренные арабы в основном составляли крестьянство, освобожденное от некоторых налогов пользующееся рядом привилегий. В последствии для них увеличиваются налоги и повинности. Господствующий класс феодалов не имел четкой иерархической структуры. Его верхушку составила мусульманская знать - потомки членов семьи Мухаммеда и его сподвижников. Рабы были самой бесправной группой населения. В основном эту группу населения составляли военнопленные и невольники, купленные за границей. Рабы могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество, хотя и не признавались субъектами права. Количество рабов было невелико, рабство имело патриархальный характер, т.к. ислам не допускает пребывание мусульманина в рабском состоянии.

Шариат также разделял правовой статус мужчин и женщин. Мужчины наделялись большими правами не только по отношения к имуществу, семье, детям, но даже и религии. Мусульманке, например, запрещено посещать мечеть.

 

3.5. Уголовное право

Мусульманские ученые юристы в прошлом не различали религиозные, этические и юридические аспекты шариата и тем более не выделяли различные сферы права. Следовательно, принципы и правила шариата, относящиеся к тому, что на современном языке называется уголовным правом, доказыванием и судебной процедурой, могут быть выведены только из общих трактатов по исламской юриспруденции.

Современные авторы выделяют в шариате три основные категории  преступлений: худуд, джинайят и тазир.

К категории худуд относится строго определенный список тяжких преступлений: отступление от веры, кража, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, ложное обвинение, за которые обязательно следует специфическое наказание: смерть, казнь, либо членовредительские (за 1-ю кражу отрубали руку, за 2-ю отсекали левую ногу, за прелюбодеяние забрасывали камнями), применение которого не должно зависеть от воли официальных властей или частных лиц.

К джинайяту относятся такие преступления, как убийства и нанесение тяжких телесных повреждений. В этой категории преступлений шариат различает умысел и неосторожность. В качестве наказания за преступления джинайят могут быть назначены: кизас (наказание по принципу талиона – «око за око»), назначаемое за умышленное преступление; дийи (денежной компенсации) жертве или пережившим его или ее родственникам за неумышленное убийство; членовредительские по принципу Талиона. Мусульманское право знало также имущественные санкции, например конфискации и т.п. и позорящие наказания - бритье бороды, лишение права носить чалму и др.

Мера наказания за последнюю категорию преступлений – тазир - определяется суждением местного правителя и его судей, стремящихся к исправлению и дисциплинированию подданных.

Убийству и нанесению  тяжких телесных повреждений посвящены  несколько текстов Корана и Сунны. Говоря о юридической природе этих преступлений, мы можем просто процитировать стихи 2:178 и 5:45 Корана. Эти стихи можно перевести следующим образом: "О, те, которые уверовали! Предписано вам возмездие (кизас) за убитых: свободный - за свободного, и раба - за раба, и женщину - за женщину. А кому будет прощено что-нибудь его братом (родственником убитого), то - следование по обычаю и возмещение ему во благо (то пусть ему будет предоставлена любая разумная компенсация). Это облегчение Господа вашего и милость; а кто преступит после этого, для него - наказание болезненное".

Информация о работе Мусульманское право: основные черты и особенности