Неформальная деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:33, научная работа

Описание

Неформальные управленческие взаимодействия разворачиваются в рамках формальных управленческих структур. Но эти взаимодействия в то же время происходят также и вне нормативных рамок этих структур.

Осуществление неформальных управленческих взаимодействий регулярно и в достаточно широких масштабах означает, что эти взаимодействия являются составной частью формальных структур управления и необходимы для их нормального функционирования1.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ОСНОВНЫЕ ДЕФИНИЦИИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ…………………………………………………………5
СОДЕРЖАНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..7
Проявление неформальной деятельности государства в различных сферах жизнедеятельности общества……………………….……..…10
ОЦЕНКА влияния неформальной деятельности на сферы общественной жизни……………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…29

Работа состоит из  1 файл

Неформальная деятельность государства ( политика).doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 
 

Факультет государственного и  муниципального управления

Специальность 080504.65  «Государственное и муниципальное  управление»

Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления 
 

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

по  дисциплине «Система государственного управления»

НЕФОРМАЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 
 
 

  Студенты

  группа 131

 
подпись

дата

Е.В. Станкова, С.В. Семенин, С.Н. Гусева, Ю.О. Филатова, Д.Б. Цыбенова
  Научный руководитель

  к.э.н., доцент

 
подпись

дата

В.Ф. Быков
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

  1. ОСНОВНЫЕ ДЕФИНИЦИИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ…………………………………………………………5
  2. СОДЕРЖАНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..7
  3. Проявление неформальной деятельности государства в различных сферах жизнедеятельности общества……………………….……..…10
  4. ОЦЕНКА влияния неформальной деятельности на сферы общественной жизни……………………………………24

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…29

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

     Точку зрения о том, что современную  социально-экономическую и политическую ситуацию в России невозможно понять без учёта “неформальной” составляющей - среди учёных и практиков разделяют всё большее и большее число учёных и практиков.

     Без знания содержания и сущности неформальных отношений; того, как осуществляются неформальные действия; того, как на самом деле работают неформальные «правила игры», на наш взгляд, сегодня невозможно никакое грамотное, нацеленное на реально прогнозируемый результат, поведение членов общества - начиная хотя с самых молодых - «пионеров», заканчивая пожилыми - пенсионеров как в экономике, так и в политике.

     Главный парадокс новейшей истории российского  общества - это его социально-экономическое  выживание. Жизнь миллионов людей, огромного большинства населения невозможно понять, если не принять во внимание их деятельность в неформальной экономике, когда с помощью неформальных практик обеспечивается хотя бы сносное современное существование.

     Причины наличия парадокса выживания (Т. Шанин) - достаточно многочисленны, но его основная идея связана со здравым смыслом, многими остроумными анекдотами и афоризмами людей, касающихся их социально-экономического существования - типа: "этот наезд - уж точно последний", "не подмажешь - не поедешь», "нельзя уволить семейного работника" и многих аналогичных других, отражающих сущность неформальных отношений и неформальных практик. Неформальные отношения - это и "блат", и "патронаж", и "крыша", и многое другое, и мы до сих пор не уверены, что именно они ещё они собой представляют. Неформальные контексты сопровождают практически любое человеческое действие.

     Поэтому актуальность темы “неформальности ” и в социологии, и в экономике, и в этике, и в политике, и культуре, и в других науках связана с тем, что важность подхода к соотношению формального и неформального до сих пор не вполне осознанна, хотя сама эта проблема с теоретической точки зрения достаточно глубоко исследована.

     Так, хорошо известно, что неформальные правила выполняют функцию структурирования    социальных    взаимодействий    и    являются    неотъемлемым моментом составляющей спонтанно возникающих порядков сотрудничества между людьми.

     Неформальные  управленческие взаимодействия разворачиваются  в рамках формальных управленческих структур. Но эти взаимодействия в  то же время происходят также и  вне нормативных рамок этих структур.

     Осуществление неформальных управленческих взаимодействий регулярно и в достаточно широких  масштабах означает, что эти взаимодействия являются составной частью формальных структур управления и необходимы для  их нормального функционирования1.

     Таким образом, объектом данного исследования будет выступать неформальная деятельность государства, предметом – функционирование тех структур, которые входят в понятие неформальной деятельности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ОСНОВНЫЕ  ДЕФИНИЦИИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ

     

     По степени институционализации и типу организации власть можно поделить на формальную (институциональную) и неформальную.

       Неформальная власть - способность оказывать влияние на действия и решения других на основании престижа, привязанности и авторитета, при этом официальный статус человека не имеет решающего значения.

     Неформальная  власть не имеет руководящих и исполняющих звеньев, строго определенных функций и прерогатив. Эта власть проявляется как лидерство в неформальных институтах, движениях, руководство демонстрациями, выступления на митингах и т. д.

     Неформальная  власть отражает потребность формального управления, является его необходимым дополнением.

     Признаками  неформальной власти являются опора на человеческие неформальные отношения:

     -         слабые и сильные стороны человеческой натуры (уважение, авторитет, самолюбие, психологическая расположенность, заинтересованность);

     -         система индивидуальных или коллективных ценностей;

     -         лидерство;

 

 Функции неформальной власти:

     1)     реализация общих материальных и социальных интересов. Это может быть заинтересованность в рационализаторстве или разработке и внедрении изобретения, в получении дополнительных доходов, в совместном строительстве гаражей, в решении дачных вопросов, в организации турпоходов и т.п.;

     2)     защита от чрезмерного давления администрации, чрезмерной интенсификации труда, повышение норм выработки, сокращения работников и т.п.;

     3)     получение и передача необходимой или интересной информации;

     4)     облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач;

     5)     сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и иных ценностей;

     6)     удовлетворение потребностей в групповой принадлежности, в признании уважении и идентификации;

     7)     создание благоприятной среды деятельности и психологического комфорта, преодоление отчуждения, страха, обретение уверенности и спокойствия;

     8)     адаптация и интеграция в различные сферы общества.

     Существует  три источника возникновения неформальной власти:

     -         функциональная недостаточность самой формальной власти;

     -         социальная интеграция;

     -         разделение феноменов функций и личности.

     Неформальные  институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего общества функций.

     Неформальный  институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

     Социальный  контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, т.е. с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции.

     Неформальная  институционализация - вытеснение формальных институтов неформальными правилами.

 

     2 СОДЕРЖАНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

     Субъекты  неформальной деятельности имеют сложный, многоуровневый характер. Речь в данном случае идет не столько об аппаратах властных структур – являющихся первичным уровнем (поскольку полномочия аппаратов так или иначе прописаны в соответствующих регламентах и должностных инструкциях, закрепляющих подчиненное положение аппаратов государственных органов по отношению к самим органам), сколько о совокупности специфических групп и объединений, а также специальных структур, либо не предусмотренных действующим законодательством, либо имеющих ограниченные полномочия на участие в принятии политических решений.

     Это прежде всего различные "группы интересов" и их разновидности - "группы давления" и "группы влияния", имеющие подчас вполне определенные структуру и  иерархию, но тем не менее в основном не формализованные посредством принятых в публичной политике стандартов: нет юридического статуса, государственной регистрации, формального членства и т.п. Помимо "групп интересов" к подобного рода структурам можно отнести также и разного рода лоббистские структуры, которые могут быть частично формализованы (бизнес-клубы, различные советы при Президенте РФ, правительстве, министерствах, губернаторах или мэрах), но даже в этом случае они формируются не на представительской, а, как правило, личностной, неформальной основе и с узкокорпоративными целями.

     Теневые политические субъекты (олигархи, региональные лидеры и т.д.) не имеют развитых технологий работы с государством в правовом и институциональном поле. Что  касается государства, то оно выступает не как субъект более высокого уровня, арбитр в отношениях  с теневыми политическими группами и судия в их деятельности, но как субъект этих отношений, ресурсы которого переходили из рук в руки и который вступал в коалиции то с теми, то с иными группами.

     Существуют  разные типы политических ресурсов, которыми обладают политические субъекты, и существует ситуативное представление  о ценности разных типов ресурсов. Как правило, те субъекты, которые испытывают дефицит ресурсов определенного рода (тем более, если последние признаны ценными), должны их компенсировать. Это возможно двумя основными способами.

     Во-первых, дискредитацией принятой системы ресурсной  оценки и системы  принятия решений. Для этого надо одновременно дискредитировать (подорвать доверие людей к чему-либо или прекратить оказывать кому-либо поддержку) классическую систему государственной власти (административный государственный механизм) и оказывать эффективное воздействие на процесс принятия решений с помощью тех ресурсов, которых у тебя в избытке («доступ к телу», личные связи, СМИ и т.д.). Если это удается, то постепенно формируется новое общепринятое представление о ценности типов ресурсов и механизмах власти, которое выгодно.

Информация о работе Неформальная деятельность государства