Неформальная деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:33, научная работа

Описание

Неформальные управленческие взаимодействия разворачиваются в рамках формальных управленческих структур. Но эти взаимодействия в то же время происходят также и вне нормативных рамок этих структур.

Осуществление неформальных управленческих взаимодействий регулярно и в достаточно широких масштабах означает, что эти взаимодействия являются составной частью формальных структур управления и необходимы для их нормального функционирования1.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ОСНОВНЫЕ ДЕФИНИЦИИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ…………………………………………………………5
СОДЕРЖАНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..7
Проявление неформальной деятельности государства в различных сферах жизнедеятельности общества……………………….……..…10
ОЦЕНКА влияния неформальной деятельности на сферы общественной жизни……………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…29

Работа состоит из  1 файл

Неформальная деятельность государства ( политика).doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

     К сожалению, как показал опыт, общения  с отделами МИД, к этой совместной работе исполнительная ветвь власти пока не готова.

     Международную деятельность депутатов, комитетов Госдумы и ее представителей надо ставить на государственный профессиональный уровень, что позволит эффективнее решать внешнеполитические задачи России.

 

     И наконец, приступаем к последнему направлению  неформальной деятельности государства – неформальные встречи глав государства по международным вопросам.

     Практика  показывает, что такого рода встречи («без галстуков») вызывают положительные  отзывы от участников.

     Например, по словам Президента Казахстана Н. Назарбаева проведение неформальных встреч стало традицией. Он убежден в необходимости продолжения этой практики, которая позволяет обсуждать широкий спектр вопросов. Президент России Дмитрий Медведев поддержал Назарбаева по этому поводу, указав, что как показывает опыт, неформальные встречи оказываются весьма и весьма полезными.

     Президент РФ отметил, что на таких саммитах "обсуждаются самые разные вопросы без лишних протокольных и иных ограничений, в открытой манере,  мы  достигаем прорывных решений, возникают идеи, которые реализуются".

     Президент Киргизии Курманбек Бакиев полагает, что "неформальные саммиты  по спектру  обсуждаемых  вопросов и принимаемым решениям  в последнее время дают больше, чем официальные". Он также намерен вместе с партнерами "подвести итоги уходящего года".

     Практика  проведения подобных встреч между лидерами государств начала развиваться с 1997 года. Среди инициаторов Тони Блэр и бывший президент США Билл Клинтон. Последняя встреча глав государств и правительств в рамках этой инициативы состоялось в Берлине в 2000 году. Среди гостей, приглашенных в Стокгольм в этом году политики, например, из Бразилии, Франции, Германии, Великобритании, Новой Зеландии, Южной Африки, Канады, Польши.

 

 "Практика  неформальных встреч иногда бывает  более продуктивной, чем формальных", - сказал президент Узбекистана Ислам Каримов.

     А президент Армении Роберт Кочарян, присутствовавший на подобной встрече  в качестве наблюдателя, в шутку  заметил: "Я предложил бы больше проводить неформальных встреч, чем  формальных. Они спокойнее проходят. Не чувствую никакого давления. Мнение всех президентов, независимо большой или маленькой страны, в диалоге учитывается", - сказал он.

     Таким образом, в данной части исследования были представлены основные виды проявления неформальной деятельности властных структур.

     Перейдем  к заключительному разделу данного  исследования – оценки влияния неформальной деятельности государства на жизнь  общества. 

 

    4 ОЦЕНКА влияния неформальной деятельности на сферы общественной жизни

 

   Зачастую  неформальная деятельность властных структур рассматривается как негативное явление. Но обобщать и давать такое определение всем направлением данного вида деятельности нельзя. Поэтому необходимо оценивать каждый вид деятельности отдельно.

  1. Лоббизм

     В научных и общественных кругах высказываются диаметрально противоположные оценки лоббизма. Одни считают его сугубо негативным явлением, другие испытывают эйфорию по поводу лоббизма, воспринимая его чуть ли не панацеей от всех бед. И в том, и в другом случае мы имеем дело с крайностями, порождаемыми незнанием реальной роли лоббизма в российской политической действительности, политических последствий его деятельности и механизмов лоббирования. Выполняя ряд важных для общества позитивных функций, лоббизм вместе с тем имеет и негативные стороны. В силу неконкурентного, корпоративно-монополистического характера экономики и политики в современной России, отсутствия правового регулирования лоббистской деятельности, лоббирование принимает искаженные формы.

     Положительные стороны лоббизма.

     Во-первых, лоббистские группы выполняют функцию посредничества между гражданами и государством. Это посредничество имеет место, прежде всего, в сфере обмена информацией. Лоббисты предоставляют информацию, которая для власти может быть важной при принятии политических решений. Участие в лоббистской деятельности разнообразных многочисленных групп позволяет парламенту, правительству и президентскому окружению видеть в конкретных целенаправленных лоббистских мероприятиях степень накала оппозиционных политических настроений и в критических ситуациях идти на те или иные уступки, не доводя дело до социальных взрывов. Разумеется, в ходе принятия законов или при интерпретации законодательного акта правительственными чиновниками в ходе его непосредственной реализации, важную роль играют знания экспертов. Но непосредственно пропущенное через интерес знания самих граждан, сконцентрированное в лоббистских структурах, иногда оказывается гораздо более важным как с точки зрения формальной точности, так и с точки зрения легитимности принимаемых решений. Группы давления добиваются выгод для себя, но, в свою очередь, обеспечивают благоприятные условия восприятия обществом и конкретными группами населения принимаемых и предпринимаемых государством законов и административных акций.

     Во-вторых, лоббизм реализует функцию организации  плюрализма общественных интересов. Лоббизм - необходимый институт плюралистического  общества. Естественно, что каждый человек, так и группы лиц, тем более  объединенные в организации и  союзы, занятые конкретной деятельностью, в частности, экономической, имеют свои специфические интересы. Все люди и их группы стремятся отстаивать свои интересы доступными им средствами с учетом социальных, экономических и юридических норм. Вполне логично, что интересы начинают сталкиваться, и нужны правовые способы и механизмы сопоставления интересов и определения их приоритетов.

     И, наконец, в-третьих, лоббизм дополняет  собою конституционную систему  демократического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой такой возможности. Поскольку парламент до последнего времени формировался по территориальным округам и партийным спискам, огромное количество самых разнообразных общественных групп, каждая со своим особенным интересом, не может его, свой интерес реализовать, выставляя собственных депутатов.

     С другой стороны для лоббизма характерны такие приемы, как подкуп и приемы насилия, к которым относятся, прежде всего, угрозы, шантаж, обман, манипулирование компроматом и пр.

     Как уже отмечалось ранее, лоббизм является неотъемлемой частью политической системы  современной России. В такой ситуации государству необходимо принять  рад мер по урегулированию лоббистских отношений с стране.

     Такими  мерами могли бы быть:

  1. создание механизма отчетности законодательной и исполнительной ветвей власти перед населением. Сейчас в России не существует законодательного акта позволяющего отозвать депутата Государственной Думы РФ. Такая же ситуация и с органами исполнительной власти, где назначенные чиновники чувствуют ответственность только перед своим начальством, а не перед народом.
  2. развитие институтов ограничивающих лоббизм цивилизованными рамками. Это развитие партийно-парламентской системы, укрепление основ государственной службы, поддержка общественных объединений.
  3. придание лоббистской деятельности большей прозрачности, т.е. вывод из «тени» всех лоббистских действий, которые проходят в рамках закона.

     Однако  добиться всего выше сказанного в  условия современной России практически невозможно. Причин тому множество: слабость вертикали государственной власти, которая пока готова управлять лишь командно-административными мерами, неразвитость институтов гражданского общества и прежде всего, политических партий, практическое отсутствие независимых от государства и бизнеса СМИ, сопротивление бюрократического аппарата введению общественного контроля за их работой.

     Одним из наиболее действенных рычагов  воздействия на лоббизм является принятие отдельного федерального закона регулирующего, лоббистскую деятельность. В нем необходимо прописать такие аспекты лоббистской деятельности как: процедуру регистрации и лицензирования лоббистов, допуск лоббистов к работе комитетов Государственной Думы РФ еще на стадии создания законопроекта и порядок взаимодействия с органами исполнительной власти, прежде всего, с Правительством РФ. В законе обязательно должен быть отмечен порядок найма лоббиста, оплаты его деятельности и отчетности, как самого лоббиста, так и заказчика его работы. Без четкого контроля со стороны правоохранительных органов говорить о придании лоббизму цивилизованных рамок было бы бессмысленно, ибо соблазн пойти в обход закона всегда будет очень велик.

  1. Избирательный процесс

     Так же как и в случае с лоббизмом сложно дать однозначный ответ какой эффект производит данный вид неформальной деятельности.

     Пока  трудно сказать, будут ли нынешние неформальные институты поддерживать устойчивость российского политического режима или, напротив, создадут условия для  его кризиса. Не исключено, что завершение цикла институциональных изменений 1990-х — начала 2000-х годов станет началом новых реформ, направленных на подрыв неформальных институтов.

     3. Внешняя политика 

     Что касается неформальной деятельности во внешней политике, то здесь видны  явные недоработки данной системы. К сожалению, как показал опыт общения с отделами МИД, к этой совместной работе исполнительная ветвь власти пока не готова.

     Международную деятельность депутатов, комитетов  Госдумы и ее представителей надо ставить на государственный профессиональный уровень, что позволит эффективнее решать внешнеполитические задачи России.

     4. Неформальные встречи  глав государства  по международным  вопросам

     Как было отмечено в третьем разделе  исследования, практика неформальных встреч глав государств вызывает только положительные отзывы их участников. Они отмечают, что данные встречи позволяют более эффективно решать поставленные задачи, реализовать намеченные цели. Таким образом, данный вид проявления неформальности в государственном управлении носит положительный характер.

Информация о работе Неформальная деятельность государства