Неформальная деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:33, научная работа

Описание

Неформальные управленческие взаимодействия разворачиваются в рамках формальных управленческих структур. Но эти взаимодействия в то же время происходят также и вне нормативных рамок этих структур.

Осуществление неформальных управленческих взаимодействий регулярно и в достаточно широких масштабах означает, что эти взаимодействия являются составной частью формальных структур управления и необходимы для их нормального функционирования1.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ОСНОВНЫЕ ДЕФИНИЦИИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ…………………………………………………………5
СОДЕРЖАНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..7
Проявление неформальной деятельности государства в различных сферах жизнедеятельности общества……………………….……..…10
ОЦЕНКА влияния неформальной деятельности на сферы общественной жизни……………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…29

Работа состоит из  1 файл

Неформальная деятельность государства ( политика).doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

     Другой  важнейший механизм компенсации ресурсного дефицита — конвертация (преобразование) ресурсов. Деньги, интеллект, медийные или силовые возможности можно конвертировать во власть, в том числе в административную, институционализированную. Поэтому в политической системе должны быть центры конвертации ресурсов. Как правило, большинство теневых центров власти и влияния возникают и (или) функционируют именно как такие центры. Результатом же становится рост влияния в политике посредников, которые используют в своих интересах функции «организации коммуникаций» и предоставления услуг по преобразованию ресурсов, разных типов влияния во власть.

     В такой системе олигархи сохраняют  возможности для своего существования  и становятся агентами государства  по проведению в действие режима управляемой  демократии. Они осуществляют свою деятельность под жестким контролем государства, которое имеет санкцию общественного мнения и политической легитимности на жесткую политику в отношении крупного капитала, которая в любой момент может быть реализована посредством неформализованных процедур. Впрочем, выстраивание государством подобной системы отношений с олигархами таит в себе и достаточно серьезную опасность. В определенный момент «экономическая база» режима может выйти из-под контроля, и крупный капитал превратится уже в «агента давления» на государство со стороны разного рода протестных групп общества.

     Объекты неформальной деятельности чересчур разнородны (принятие политических решений, лоббизм, оказание услуг, преференции по линии землячеств, семейных кланов и т.д.).

     Предмет – теневые политические отношения.

     Государственное управление, не находя органически  присущей установленным государственным  формам среды законности и правопорядка, вынуждено опираться прежде всего  на неформальные механизмы власти, гораздо менее предсказуемые  и чаще неэффективные. Так складывается система управления страной, основанная на личных связях и корпоративной солидарности внутри правящих элит, на скрытых механизмах администрирования, малейшая несогласованность которых, особенно в периоды социально-политических кризисов, чревата управленческим коллапсом.

 
 
 
 
 
 

    3 Проявление неформальной  деятельности государства  в различных сферах  жизнедеятельности  общества

 

     Проявление  неформальной власти на сферы жизнедеятельности  государства и общества происходит по нескольким направлениям:

     1. Лоббизм

     2. Избирательный процесс

     3. Внешняя политика 

     4. Неформальные встречи глав государства по международным вопросам

     Итак, проявление неформальной власти по направлению  – лоббизм. Прежде, чем приступить к анализу лоббистской деятельности государства, необходимо рассмотреть интересы, которыми руководствуется государство. Так, интересы государства:

  • Экономические (с точки зрения большого числа политологов, (и не только марксистов), защита экономических интересов превалирует среди целей политической активности. Несмотря на то, что многие общественные кампании напрямую не связаны с финансовыми интересами, до тех пор, пока государство вовлечено в прямое или косвенное управление макроэкономикой, экономический конфликт будет определять политический процесс)
  • Неэкономические (идеологические). Природа данных интересов состоит в защите не материальных, а определяющих образ жизни сообщества ценностей, таких, как политические права, свобода, безопасность, культура, мораль, религия. Эту сферу можно назвать «идеологическими интересами.
  • Общественные интересы (Политики, должностные лица, лоббисты зачастую апеллируют к категории “общественный интерес” или “общественное благо”. Поэтому представляется важным понять, что подразумевается под данной категорией. В западной политической мысли существует старая традиция указания на понятие “общественное благо”. В российском уголовном, конституционном праве, в некоторых нормах избирательного законодательства и, конечно же, в информационном законодательстве часто даются ссылки на общественный интерес при отсутствии определения понятия «общественный интерес». Вольная трактовка этого понятия позволяет в некоторых случаях манипулировать поведением многих людей. Самое общее определение общественного блага – это «сохранение и развитие сообщества». Можно использовать понимание, близкое к тому, что использует Дж. Берри в работе «Лоббирование для людей», где под организациями «общественных интересов» понимаются группы, которые реализуют задачи, достижение которых не является частной целью отдельных членов или группы членов)
  • Частные интересы (та область интересов индивида, где он действует как родитель, бизнесмен, собственник, и т.д., т.е. как член определенной референтной группы, а не член общества)

     Теперь  рассмотрим классификацию направлений лоббистской деятельности:

     1. По объекту воздействия: органы  исполнительной власти, законодательная  власть, судебные органы.

     2. По уровню воздействия: федеральные  ведомства, власть регионального  уровня, местная (муниципальная)  власть.

     3. По субъекту воздействия: отрасли (бизнес), общественно-политические организации, неформальные объединения, СМИ.

     Обозначим также основные средства (технологии) лоббизма:

     1. Мобилизация общественного мнения (проведение массовых акций, подготовка  обращений к представителям власти, «слив» нужной информации в СМИ и проч.);

     2. Коммуникация формального характера  (экспертиза принимаемых органами  власти решений, участие в работе  органов власти, разработка проектов  нормативно-правовых актов и проч.)

     3. Коммуникация неформального характера (использование личных контактов, организация семинаров и конференций, участие в работе общественных объединений, проведение неформальных встреч с представителями власти и проч.)

     4. Использование избирательных кампаний (рекрутирование «своих» кандидатов в органы власти, личное участие в выборах, финансирование избирательных фондов и проч.)

     Проявление  лоббизма в настоящее  время:

     С начала 90-х произошли незначительные изменения механизмов лоббирования. В чем же причины того, что механизмы  современного российского лоббизма мало чем отличаются от своего преемника советского периода?

     Во-первых, основные каналы лоббирования не изменились. Место КПСС заняли органы исполнительной власти. Именно через них, а не через  законодательную власть, идет основное продвижение групповых интересов. На законодательном же уровне лоббизм просматривается в новой норме избрания сенаторов от регионов..

     Если  говорить о федеральном уровне, то лоббирование традиционно происходит по четырем основным каналам: Администрация  Президента, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ. Также стоит упомянуть пятый канал: аппараты полпредов и федеральных инспекторов. Ведь именно от них поступает к Президенту РФ информация о положении дел в регионах.

     Во-вторых, самые сильные группы интересов остались прежними (а в условиях поддержки государства только укрепились). Это монополии, причем большей частью ориентированные на экспорт. Доминантой российской экономики по-прежнему остаются топливно-энергетический комплекс, автомобильная промышленность, атомная энергетика, отрасли по добыче цветных металлов и драгоценных камней, металлургия, «оборонка». У данных отраслей есть свои люди в министерствах и правительстве, обеспечивающие соответствующее лобби.

     В-третьих, не изменились основные средства лоббирования. По-прежнему, как и в советскую эпоху, главным способом решения проблемы является подкуп (взятка) работников аппарата органов исполнительной власти.

     В-четвертых, сохранились тенденции перераспределения  собственности в интересах крупных финансово-промышленных групп. Все так же значительную роль играют крупные отраслевые и региональные группировки.

     Теперь  приступим к рассмотрению методов лоббирования:

  1. Прямые методы
  • Непосредственный контакт (Практически любая организация, когда-либо вовлеченная в лоббирование, использовала такую тактику лоббирования как прямой контакт с официальными лицами, принимающими решение – по телефону, по почте, а также напрямую. Основная техника лоббиста в данном случае состоит в том, чтобы продемонстрировать избранному должностному лицу или зависящему от такового, каким образом повлияет на электоральные настроения проведение им той или иной политики).
  • Предоставление информации, экспертиза (Группы интересов проводят аналитические исследования или собирают техническую информацию по вопросам, волнующим их членов. Обычно и законодатели, и представители исполнительной власти обладают ограниченными экспертными ресурсами для проведения исследований по вопросам последствий всех решений, которые они принимают. В некоторых случаях, лоббисты как вариант решения предлагают готовый законопроект для внесения его на рассмотрение парламента. В отношении данного метода лоббирования, больший эффект имеют персональные контакты, в особенности, неформальные)
  • Обеды (практика «wining and dining» описывается в американской научной литературе как одна из форм прямого лоббирования. В российской практике она развита не меньше, просто отдельные формы отличаются так же, как различаются отдельные культурологические характеристики обществ. В США принято приглашать (обычно это делается лоббистами) официальных лиц на различные неформальные мероприятия, как охота, рыбалка, боулинг, воздушные, морские прогулки, поездки в города-центры развлечений и т.д. Однако во многих штатах ценность лоббирования посредством приглашений законодателей на мероприятия снизилась с ростом потребности в информации. В российской практике также наблюдается подобная динамика).
  1. Непрямые методы
  • Финансирование избирательных кампаний кандидатов в выборные органы власти – способ воздействия, который, с одной стороны, основывается на предоставлении голосов косвенным образом, а с другой стороны, приносит личные связи или возможность доступа к лицам, принимающим решения (ЛПР). Во-первых, у лоббистов появляется возможность влиять на программу кандидата на выборах. Во-вторых, получение впоследствии доступа к ЛПР служит мотивацией при поддержке кампаний. То есть таким путем образуются каналы коммуникации группы и политиков.
  • Информационные кампании (основан на факторе косвенного влияния на распределение голосов на выборах. Однако не меньшей проблемой, чем согласование интересов конкурирующих интересов, является абсентеизм (игнорирование политики) общественности. Для преодоления этой апатии используются всевозможные тактики работы с общественным мнением, ориентированные как на большие аудитории, так и сфокусированные на немногочисленные социальные группы)

    Способы теневого лоббизма в  Государственной  Думе РФ

     Характерными  признаками теневого лоббизма является то, что на поверхности видны только само принимаемое или принятое решение и тот, кто представляет и принимает решение. За кулисами лоббизма и в тени остаются настоящий заказчик -клиент-лоббист, другие участники цепочки, материальное вознаграждение за конечный результат, а также иные вопросы и проблемы, которые находятся в поле зрение нелегального лоббирования .

     Рассмотрим  ряд классических технологий теневого лоббирования.

     Эффект  неожиданности. Эта технология осуществляется в два этапа: во-первых, создается оплачиваемое лобби по тому или иному вопросу. Это прекрасные специалисты, как правило, отлично знающие свою тему и хорошо вооруженные патетическими аргументами. Их оппоненты обычно менее подготовлены к ведению дискуссии. Во-вторых, лоббистские законопроекты вносятся спонтанно. Сроки их рассмотрения определяются кулуарно на Совете Думы, и вброс закона на рассмотрение Государственной Думы происходит моментально.

     Эффект  «корпоративности». Данный способ зависит от степени дисциплины в депутатском объединении. В регламентах депутатских объединений строго прописаны положения о солидарном голосовании. Поскольку регламент Государственной Думы не содержит оснований для исключения депутата из депутатского объединения, в определенной степени это ставит депутата в зависимость от объединения и, в конечном счете, от партии, которая его поддержала на выборах. Можно выделить две основные возможности давления на депутата депутатского объединения: угроза исключения и угроза не поддержки депутата (или невключение в избирательный список) на очередных выборах.

Информация о работе Неформальная деятельность государства