Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:33, научная работа
Неформальные управленческие взаимодействия разворачиваются в рамках формальных управленческих структур. Но эти взаимодействия в то же время происходят также и вне нормативных рамок этих структур.
Осуществление неформальных управленческих взаимодействий регулярно и в достаточно широких масштабах означает, что эти взаимодействия являются составной частью формальных структур управления и необходимы для их нормального функционирования1.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ОСНОВНЫЕ ДЕФИНИЦИИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ…………………………………………………………5
СОДЕРЖАНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...…..7
Проявление неформальной деятельности государства в различных сферах жизнедеятельности общества……………………….……..…10
ОЦЕНКА влияния неформальной деятельности на сферы общественной жизни……………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…29
Другой важнейший механизм компенсации ресурсного дефицита — конвертация (преобразование) ресурсов. Деньги, интеллект, медийные или силовые возможности можно конвертировать во власть, в том числе в административную, институционализированную. Поэтому в политической системе должны быть центры конвертации ресурсов. Как правило, большинство теневых центров власти и влияния возникают и (или) функционируют именно как такие центры. Результатом же становится рост влияния в политике посредников, которые используют в своих интересах функции «организации коммуникаций» и предоставления услуг по преобразованию ресурсов, разных типов влияния во власть.
В такой системе олигархи сохраняют возможности для своего существования и становятся агентами государства по проведению в действие режима управляемой демократии. Они осуществляют свою деятельность под жестким контролем государства, которое имеет санкцию общественного мнения и политической легитимности на жесткую политику в отношении крупного капитала, которая в любой момент может быть реализована посредством неформализованных процедур. Впрочем, выстраивание государством подобной системы отношений с олигархами таит в себе и достаточно серьезную опасность. В определенный момент «экономическая база» режима может выйти из-под контроля, и крупный капитал превратится уже в «агента давления» на государство со стороны разного рода протестных групп общества.
Объекты неформальной деятельности чересчур разнородны (принятие политических решений, лоббизм, оказание услуг, преференции по линии землячеств, семейных кланов и т.д.).
Предмет – теневые политические отношения.
Государственное управление, не находя органически присущей установленным государственным формам среды законности и правопорядка, вынуждено опираться прежде всего на неформальные механизмы власти, гораздо менее предсказуемые и чаще неэффективные. Так складывается система управления страной, основанная на личных связях и корпоративной солидарности внутри правящих элит, на скрытых механизмах администрирования, малейшая несогласованность которых, особенно в периоды социально-политических кризисов, чревата управленческим коллапсом.
3 Проявление неформальной деятельности государства в различных сферах жизнедеятельности общества
Проявление неформальной власти на сферы жизнедеятельности государства и общества происходит по нескольким направлениям:
1. Лоббизм
2. Избирательный процесс
3. Внешняя политика
4. Неформальные встречи глав государства по международным вопросам
Итак, проявление неформальной власти по направлению – лоббизм. Прежде, чем приступить к анализу лоббистской деятельности государства, необходимо рассмотреть интересы, которыми руководствуется государство. Так, интересы государства:
Теперь рассмотрим классификацию направлений лоббистской деятельности:
1.
По объекту воздействия:
2.
По уровню воздействия:
3. По субъекту воздействия: отрасли (бизнес), общественно-политические организации, неформальные объединения, СМИ.
Обозначим также основные средства (технологии) лоббизма:
1.
Мобилизация общественного
2.
Коммуникация формального
3. Коммуникация неформального характера (использование личных контактов, организация семинаров и конференций, участие в работе общественных объединений, проведение неформальных встреч с представителями власти и проч.)
4.
Использование избирательных
Проявление лоббизма в настоящее время:
С начала 90-х произошли незначительные изменения механизмов лоббирования. В чем же причины того, что механизмы современного российского лоббизма мало чем отличаются от своего преемника советского периода?
Во-первых, основные каналы лоббирования не изменились. Место КПСС заняли органы исполнительной власти. Именно через них, а не через законодательную власть, идет основное продвижение групповых интересов. На законодательном же уровне лоббизм просматривается в новой норме избрания сенаторов от регионов..
Если говорить о федеральном уровне, то лоббирование традиционно происходит по четырем основным каналам: Администрация Президента, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ. Также стоит упомянуть пятый канал: аппараты полпредов и федеральных инспекторов. Ведь именно от них поступает к Президенту РФ информация о положении дел в регионах.
Во-вторых, самые сильные группы интересов остались прежними (а в условиях поддержки государства только укрепились). Это монополии, причем большей частью ориентированные на экспорт. Доминантой российской экономики по-прежнему остаются топливно-энергетический комплекс, автомобильная промышленность, атомная энергетика, отрасли по добыче цветных металлов и драгоценных камней, металлургия, «оборонка». У данных отраслей есть свои люди в министерствах и правительстве, обеспечивающие соответствующее лобби.
В-третьих, не изменились основные средства лоббирования. По-прежнему, как и в советскую эпоху, главным способом решения проблемы является подкуп (взятка) работников аппарата органов исполнительной власти.
В-четвертых,
сохранились тенденции
Теперь приступим к рассмотрению методов лоббирования:
Способы теневого лоббизма в Государственной Думе РФ
Характерными признаками теневого лоббизма является то, что на поверхности видны только само принимаемое или принятое решение и тот, кто представляет и принимает решение. За кулисами лоббизма и в тени остаются настоящий заказчик -клиент-лоббист, другие участники цепочки, материальное вознаграждение за конечный результат, а также иные вопросы и проблемы, которые находятся в поле зрение нелегального лоббирования .
Рассмотрим ряд классических технологий теневого лоббирования.
Эффект неожиданности. Эта технология осуществляется в два этапа: во-первых, создается оплачиваемое лобби по тому или иному вопросу. Это прекрасные специалисты, как правило, отлично знающие свою тему и хорошо вооруженные патетическими аргументами. Их оппоненты обычно менее подготовлены к ведению дискуссии. Во-вторых, лоббистские законопроекты вносятся спонтанно. Сроки их рассмотрения определяются кулуарно на Совете Думы, и вброс закона на рассмотрение Государственной Думы происходит моментально.
Эффект «корпоративности». Данный способ зависит от степени дисциплины в депутатском объединении. В регламентах депутатских объединений строго прописаны положения о солидарном голосовании. Поскольку регламент Государственной Думы не содержит оснований для исключения депутата из депутатского объединения, в определенной степени это ставит депутата в зависимость от объединения и, в конечном счете, от партии, которая его поддержала на выборах. Можно выделить две основные возможности давления на депутата депутатского объединения: угроза исключения и угроза не поддержки депутата (или невключение в избирательный список) на очередных выборах.