Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:28, научная работа
Цель курсовой работы – изучить особенности нормы права и провести анализ видов правовых норм.
Задачи: 1) изучить понятие и признаки правовой нормы; 2) охарактеризовать подходы к классификации правовых норм; 3) рассмотреть нетипичные нормативные предписания; 4) провести анализ классификации типичных норм права.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МНОГООБРАЗИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ НОРМ 6
§ 1. Норма права: понятие и признаки 6
§ 2. Общая характеристика подходов к классификации правовых норм 28
ГЛАВА 2. ВИДЫ НОРМ ПРАВА 33
§ 1. Нетипичные нормативные предписания 33
§ 2. Классификация типичных норм права 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Декларативные нормы (нормы принципы) - это нормы, в которых сформулированы правовые принципы, задачи, цели. Например: в п. 2. ст. 17 Конституции РФ68 установлено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Декларативные нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности69. "Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав". "Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи" (абз. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 1 СК РФ)70.
Оперативные нормы определяют момент и порядок вступления в силу того или иного нормативного акта, пролонгируют действие нормативного акта на новый срок, распространяют действие нормативного акта на новые общественные отношения или отменяют действие нормативного акта. Такие нормы содержатся, например, в ст. 1 и 2 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (ст. 1: "Ввести в действие часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации... с 1 марта 1996 года"; ст. 2: "Признать утратившими силу с 1 марта 1996 года: ... (следует перечень)"71.
Коллизионные нормы призваны решать столкновения норм, разрешение конфликтных и предконфликтных ситуаций. Например: ч. 2. п. 2. ст. 7 ГК РФ72 "Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора".
При изучении истории законодательства можно увидеть, что сначала появились типичные нормы права. Первые памятники права почти не знали общезакрепительных, декларативных и дефинитивных норм, которые появляются с развитием законодательной техники, с одной стороны, и с необходимостью юридического оформления буржуазных правовых принципов (равенство, право на собственность и др.) - с другой73.
Традиционно основное внимание уделяется изучению и исследованию типичных правовых норм, поскольку они составляют основной массив права. При помощи именно типичных норм право способно удовлетворять своему социальному назначению. В последнее время в юридической литературе наблюдается несколько иной подход к оценке значения содержащихся в нормативных актах специализированных правовых предписаний, и в этом есть определенный смысл. Отрицается их якобы служебное, вспомогательное значение по сравнению с нормами - правилами поведения, прежде всего в связи с юридическим признанием так называемых общечеловеческих ценностей74.
"Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы занимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и играют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Эти нормы определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. В этом их основное назначение. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия. Исходные правовые нормы получают логическое развитие и конкретизацию в иных нормах, правилах поведения, что не исключает их прямого действия. На них можно ссылаться также при решении конкретного юридического дела - если надо обосновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, особенно если этот принцип прямо не выражен в законодательстве, либо подтвердить незыблемость какого-либо законодательного положения, либо усилить авторитетность принимаемого решения"75.
Предложенная классификация имеет и практический и научный смысл, но она не носит абсолютного характера, поскольку иногда в соответствии с ней трудно провести четкую грань между различными видами правовых норм. Данное обстоятельство порождает многообразие научных подходов к проблеме.
Проанализируем предписание, содержащееся в ч. 2 ст. 81 Конституции РФ76: "Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет". Судя по сказуемому "может быть" данная норма права может расцениваться в качестве управомочивающей и смысл ее сводится к тому, что каждый, кто удовлетворяет определенным требованиям, может быть избран Президентом Российской Федерации. Однако в анализируемой норме содержится и связывание: кандидаты на пост Президента должны удовлетворять определенным требованиям; можно в ней усмотреть и запрет: запрещается выдвигать кандидатов на пост Президента лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, моложе 35 лет, постоянно проживающих в Российской Федерации менее 10 лет.
Спорным остается также и вопрос в отношении классификации многих так называемых компетенционных (т. е. устанавливающих права и обязанности органов государства, должностных лиц) норм: являются они обязывающими или управомочивающими.
Отдельные авторы подчеркивают условность разделения типичных норм права на регулятивные и правоохранительные, поскольку охрана - один из способов регулирования, вследствие чего одну и ту же норму одновременно можно назвать и регулятивной, и охранительной77.
Иногда достаточно трудно провести четкую грань даже между типичными и нетипичными нормами права, поскольку последние могут быть изложены тоже как правила поведения, только правила поведения еще большей степени общности. Сложно их разграничить еще и потому, что нетипичные нормы права также играют свою роль в процессе правового регулирования, а в отдельных случаях могут применяться и непосредственно (например, при аналогии права)78.
Типичные нормы являются правилами поведения. Они непосредственно регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определенные права и обязанности, а также способы их защиты. Типичными эти нормы права называются потому, что норма права по определению является правилом поведения (кроме них в нормативных актах содержатся и предписания, правилами поведения не являющиеся, - так называемые нетипичные нормы права, которые будут рассмотрены ниже).
Типичные нормы права подразделяются на регулятивные и правоохранительные.
Регулятивные
нормы права рассчитаны на правомерное
поведение и устанавливают
Обязывающие нормы
права устанавливают
Так, в ч. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)81 указано: "Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом". Статья 59 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ)82 гласит: "Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее сорока двух часов". Часть 1 ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ)83: "Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей". Обязывание может быть выражено и без использования специальных глаголов, например: "Государственная Дума избирается сроком на четыре года" (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ)84.
Запрещающие нормы
права устанавливают
"Одно и
то же лицо не может занимать
должность Президента
Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. При их изложении обычно употребляются выражения "имеет право", "вправе", "может", "возможно" и т. п.89
"Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 405 ГК РФ)90. "Судьи вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент судебного следствия" (ч. 4 ст. 283 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ)91. "Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством. Орган, рассматривающий трудовой спор, вправе учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду, а также соответствие дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка" (ч. 6, 7 ст. 136 ТК РФ)92.
В юридической науке XIX в. управомочивающие нормы права нередко назывались "ненастоящими" нормами, поскольку считалось, что право должно предписывать обязательный вариант поведения: или что-то обязывать, или что-то запрещать, не оставляя свободы для самостоятельного выбора участникам правового общения93.
Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и поэтому всегда содержат указание на меры государственного принуждения94.
"Надругательство
над Государственным гербом
Правоохранительные нормы права, содержащиеся в УК РФ, в КоАП РФ, предусматривают меры юридической ответственности за многочисленные конкретные правонарушения. В большинстве своем они очень подробно описывают противоправное поведение. Правоохранительные нормы некоторых иных отраслей права (гражданского, трудового и др.) имеют более общий характер.
Таким образом, регулятивные нормы устанавливают определенные положительные правила поведения, а правоохранительные - санкции за нарушение этих правил. Абсолютное большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право как нормативная система рассчитано, прежде всего, на правомерное поведение субъектов правового общения.
В заключении можно сделать следующие выводы: норма права – это: 1) элемент, основа системы права. Норме права свойственны основные черты права как особенного социального явления. Нельзя при этом отождествлять понятия нормы права и права, так как они не совпадают. Единичную юридическую норму и право следует соотносить между собой как часть и целое, которые вместе с чертами сходства имеют и свои особенности, и отличия; 2) относительно самостоятельное явление, которое обладает специфическими особенностями, углубляющими и конкретизирующими наши знания о праве, его содержании и сущности, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения; 3) единственная среди социальных норм, которая является официальным выражением государственной воли и исходит от государства.
Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: исходных норм и правил поведения.
Правила поведения – это регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при определенных условиях вид и меру охраняемых государством возможного и должного поведения участников общественных отношений, их юридические обязанности и субъективные права. Данные правила поведения составляют значительную часть правовых норм. Начальные отправные, учредительные нормы, к которым относят нормы-дефиниции, нормы-принципы, т. д., являются нормами опосредованного регулирования.
Юридическая норма – не только социальный, но и государственный регулятор общественных отношений. Юридическая норма является предписанием общего характера. Она устанавливается не для разового, отдельного отношения, не для конкретных лиц, а для большого количества отношений определенного вида и индивидуально неопределенных лиц, которые подпадают под условия ее действия.
Правовая норма регулирует и выражает самые типичные, много раз повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых напрямую участвует и заинтересовано государство. В частности, отношения по поводу политической власти, частной собственности, борьбы с преступностью, управления и др. Норма права сообщает этим отношениям характер правоотношений, когда устанавливает для участников регулируемых отношений юридические обязанности и охраняемые и гарантируемые государством взаимные субъективные права. Юридическая норма в этом случае выступает как модель правоотношения, которое при предусмотренных в данной норме обстоятельствах и условиях может возникнуть и действительно возникает в процессе правового регулирования общественных отношений, в реальной жизни.