Нормативно-правовой акт: понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативно-правовые акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли. С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов……………………………...5
2. Понятие и виды законов Российской Федерации……………………………...12
3. Подзаконные нормативно-правовые акты……………………………………..24
4. Порядок вступления законов и подзаконных актов в силу…………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Теории государства и права.doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

Государственное правотворчество  выражается в установлении, изменении  или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает  также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется  государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

2. В нормативно-правовых  актах содержатся только нормы  права, то есть правила общего  характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, Президент, Правительство, местный орган власти).

5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

Итак, Нормативно правовой акт - властное предписание государственных  органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в Российской Федерации и европейских государствах. Нормативно-правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.

Можно определить наиболее важные критерии, по которым непосредственно или по их сочетанию выделяются виды нормативно-правовых актов. Это следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его принятия, орган, принимающий акт, круг лиц, на которых распространяется его действие, пространство и время, которые охватываются действием акта, утрата юридического значения, внутренняя структура, организационные этапы и ряд других критериев.

По содержанию, органу и процедуре принятия выделяется, прежде всего, такой вид нормативно-правового акта, как закон.

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением  правил по установленной процедуре  в соответствии с компетенцией законодательным  органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собранием и т.д.). Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.

Закону посвящались, и  посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона, как в узком, так и широком смысле, даже пословицы.

Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан – «закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства»; Цельс – «права не устанавливаются, исходя из того, что может произойти в единичном случае»; Гай – «все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей». Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: «закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, - которое приказывает делать то, что должно быть, делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо».

Такая оценка закона в  жизни общества породила и знаменитое утверждение: «пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир». И также - «закон строг, но он закон». Так, исходя из этого, я попытаюсь дать определение, что же такое закон. На мой взгляд, Закон - это нормативный юридический акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны. Закон как любой нормативно правовой акт обладает некими признаками:

Во-первых, закон - юридический  акт, притом акт-документ, в котором  фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон - всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения, закон - источник права;

во-вторых, закон - акт  строго определенных, высших органов  власти в государстве, как правило, представительного высшего органа страны – в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;

в-третьих, закон - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; ему, в принципе, «все под  силу», все иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

в-четвертых, закон - нормативный акт, содержащий первичные, изначальные  юридические нормы, т.е. нормы, которых  раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам «начинается».

Рассматривая закон как нормативный  юридический акт - источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:

во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам);

во-вторых, от интерпретирующих актов, актов толкования, т.е. актов, в которых  дается только разъяснение действующих  норм, но не устанавливаются новые  нормы (такие акты в большинстве  случаев имеют другие наименования, например, «постановление», «разъяснение»).

Законы в демократическом государстве  должны занимать первое место среди  всех источников права, быть основой  всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы Президента Российской Федерации, нормативные постановления Правительства).

В настоящее время нормативные  указы Президента, (а также постановления  Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной  области, имеют соответствующую, близкую  к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона о данном вопросе. В части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации прямо записано: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон»             (п. 5 ст. 3).

Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов 

Законы подразделяются на:

а) конституцию, конституционные (органические);

б) обыкновенные.

К числу конституционных законов относятся, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции Российской Федерации 1993 года назван ряд таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ (ст. 114), «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 года               № 1-ФКЗ (ст. 128) и т.д. Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании.

Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные  различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда – и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных - юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал, законов.

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на: кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы – это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются  законы федеральные и законы субъектов  Федерации. Так, кроме Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 года             № 1807-1 в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Конституция - как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др.

В Российской Федерации  в настоящее время действует  Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года. Кроме краткой преамбулы, Конституция содержит основной (первый) раздел из девяти глав:

1. Основы конституционного  строя. 

2. Права и свободы  человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской  Федерации. 

5. Федеральное Собрание.

6. Правительство Российской  Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки  и пересмотр Конституции. 

В особом (втором) разделе  Конституции Российской Федерации  содержатся заключительные и переходные положения.

Само понятие «конституция»  в переводе с латыни означает «установление», «учреждение», «устройство». В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Появление конституций  как основных законов государства  связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней  отсутствует конституция в обычном  понимании этого слова. Иначе  говоря, нет единого акта, регулирующего  как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права, и свободы граждан. Современная Великобритания - страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период XIII-ХХ веках. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон  с внутренней структурой) можно назвать  Конституцию США, принятую в 1787 году и действующую по сию пору. В  Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции и Польши 1791 года.

1. Как Основной Закон  государства и общества Конституция,  в отличие от других законодательных  актов, имеет учредительный, основополагающий  характер. Она регулирует широкую  сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его национально-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека, и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Информация о работе Нормативно-правовой акт: понятие, виды