Нормативно-правовой акт: понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативно-правовые акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли. С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов……………………………...5
2. Понятие и виды законов Российской Федерации……………………………...12
3. Подзаконные нормативно-правовые акты……………………………………..24
4. Порядок вступления законов и подзаконных актов в силу…………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Теории государства и права.doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

1. законопроект, внесенный  в Государственную Думу, в течение  определенного срока передается  в Совет Федерации;

2. палаты Федерального  Собрания в установленные сроки  рассматривают законопроект в  первом чтении и создают объединенную  комиссию по подготовке проекта федерального конституционного закона к принятию;

3. объединенная комиссия  в предусмотренные сроки собирает  предложения от комитетов и  комиссий палат парламента, депутатов  Государственной Думы, членов Совета  Федерации, других заинтересованных  лиц и структур к проекту закона;

4. обе палаты рассматривают  проект закона во втором чтении, проводя голосование по статьям  законопроекта и по всем поправкам  к ним;

5. если в результате  рассмотрения законопроекта палатами  во втором чтении выявилось  несовпадение мнения палат в отношении отдельных статей проекта закона или поправок к ним, объединенная комиссия рассматривает эти разногласия и вырабатывает предложения по согласованию позиций участников законотворческого процесса;

6. выработанные объединенной  комиссией предложения ставятся на голосование в каждой из палат Федерального Собрания, и эти действия, описанные в данном и предшествующем пунктах, продолжаются до тех пор, пока не будут сняты все разногласия между палатами;

7. законопроект со  всеми внесенными в него поправками вносится на рассмотрение палат в третьем чтении и обретает статус федерального конституционного закона, если будет одобрен необходимым числом голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

8. если при рассмотрении  проекта закона в третьем чтении за его одобрение хотя бы в одной из палат Федерального Собрания будет дано меньшее, чем необходимо, число голосов, законопроект возвращается на рассмотрение во втором чтении.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нормативно-правовой акт является основным, важнейшим, существенным источником права.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов. В результате проведенного анализа, я пришла к  следующим выводам:

1) Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения.

2) По результатам проведенного  анализа нами был сделан вывод, что назначением формы права является упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера. Под формами (источниками) права в юридической литературе понимают способы закрепления и выражения правовых норм.

3) Источниками права  являются официальные государственные  документы, в которых закрепляются  юридические нормы. И таким  образом, эти правила приобретают общеобязательное значение.

Основными формами (источниками) права являются: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.

4) По результатам проведенного  анализа нами был сделан вывод,  что нормативно-правовым актом является акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Нормативно-правовой акт объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

5) Признаками нормативно-правового  акта является то, что он: создается  в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом); в нем содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью.

6) По основным субъектам  государственного правотворчества  нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Законом является нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Подзаконными нормативно-правовыми  актами являются правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы. По содержанию подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти.

7) Законы Российской  Федерации  подразделяют по  субъектам, их принимающим, по юридической силе и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на:

а) принятые на референдуме;

б) принятые Федеральным  Собранием Российской Федерации;

в) законы субъектов федерации.

Путем референдума могут  быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации. Нормативные договоры и  международно-правовые акты, акты СССР и акты Конституционного Суда Российской Федерации также являются  источниками российского права.

8) Судебная практика  выступает источником права в  тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписании суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

9) Действие нормативных актов во времени определяется двумя временными моментами (точками): моментом вступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

По результатам проведенного анализа я пришел к выводу, что  момент начала действия нормативных актов определяется следующими правилами:

а) если в нормативном  акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу;

б) если в нормативном  акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила  для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом.

10) Систематизацией нормативно-правовых  актов, (законодательства) является деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.

11) Инкорпорацией называется  объединение в сборники или  собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания, в результате которой производится внешняя обработка действующего законодательства.

Консолидацией является форма систематизации, при которой  происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих  в одной и той же области  общественных отношений, в единый сводный  нормативно-правовой акт без изменения  содержания.

Так как все политические процессы в правовом государстве должны осуществляться в рамках права, то нами сделан вывод о том, что в нормативно-правовом акте выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. В этом и заключается ее главное значение как формы права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция  Российской Федерации / Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 4. – с. 445.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая / Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. – с. 3301.

3. О референдуме Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ / Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 27. – с. 2710.

4. О порядке  опубликования и вступления в  силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов,  актов палат Федерального Собрания: федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ / Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 8. – с. 801.

5. О порядке  опубликования и вступления в  силу актов Президента Российской  Федерации, Правительства Российской  Федерации и нормативных правовых  актов федеральных органов исполнительной власти: указ президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 / Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 22. – с. 2663.

6. Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: указ президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 / Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 42. – с. 4108.

7. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: постановление Правительства Российской Федерации от                     13 августа 1997 г. № 1009 / Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 33. –               с. 3895.

8. Бобылев А.И. Актуальные проблемы теории права и государства и экологического права / А.И. Бобылев, Н.А. Духно; под ред. А.И. Бобылева. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 315 с.

9. Герасимов  А.П. Общая теория государства и права / А.П. Герасимов, В.С. Афанасьев, В.И. Гойман. – М.: Юристъ, 2007. – 575 с.

10. Гусев А.В. Основная деятельность судов: Основные нормативно-правовые акты / А.В. Гусев, Н.А. Петухов, В.Б. Пипко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 304 с.

11. Ильин А.В. История государства и права зарубежных стран /                    А.В. Ильин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 515 с.

12. Комаров С.А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. – 7-е изд. – М.: Юристъ, 2008. – 512 с.

13. Малько А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. – 304 с.

14. Самоненко  К.А. Значение конституционных  норм и принципов в регулировании  экономической деятельности в  России / К.А. Самоненко // Юридическая  мысль. – 2008. - № 5. – с. 26 –  29.

15. Саркисов Р.С.  Федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» как эффективный институт осуществления правовой политики / Р.С. Саркисов // Юридическая мысль. – 2008. - № 4. – с. 44 – 47.

16. Маликова Х.  Проблема оптимизации нормативно-правовых  актов и нормативно-технических основ обеспечения единства измерений [электронный ресурс] / Х.Маликова // http://www.rsk-k.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Нормативно-правовой акт: понятие, виды