Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:18, реферат
Право играет очень большую роль в управлении общества. Раньше правовые нормы выражались в обычаях, традициях и т.д. Но они не так четко и определенно формировали в себе юридические нормы, поэтому общество постепенно стало переходить к нормативному регулированию.
Нормативное регулирование в начале своего существования распространялось только на государственную власть, но по мере своего расширения охватывало и другие сферы и области общественной жизни.
Введение
Право играет очень большую роль в управлении общества. Раньше правовые нормы выражались в обычаях, традициях и т.д. Но они не так четко и определенно формировали в себе юридические нормы, поэтому общество постепенно стало переходить к нормативному регулированию.
Нормативное регулирование в начале своего существования распространялось только на государственную власть, но по мере своего расширения охватывало и другие сферы и области общественной жизни. Что в последствии становится преобладающей формой правового регулирования общественных отношений.
Каждый день Федеральное Собрание, Президент, Правительство Российской Федерации, десятки федеральных министерств и ведомств, сотни органов власти субъектов федерации выпускают множество документов, устанавливают новые права и обязанности граждан и организаций, изменяют действующие нормы.
Использование этого огромного массива правовой информации в практической деятельности юриста или адвоката предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативно-правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.
В данной работе поставлена цель детально уяснить механизм вступления в силу различных нормативных актов, а также определить их действие в пространстве и по кругу лиц.
Нормативно-правовые акты как источники права
Деятельность государства основывается на создании правовых норм.
Под источниками права понимают способы закрепления и выражения правовых норм и отношений, социальных норм в качестве общеобязательных. Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы.
Существуют различные
Один из современных
Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержаться нормы права.
Нормативно-правовые акты как источники права издаются государственными органами и имеют больше возможностей и преимуществ, чем иные нормотворческие институты; также отражают не только классовые, индивидуальные, но и общие интересы общества. В силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложений своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм; более легок «в обращении», чем другие формы права. На него легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.
Нормативно-правовой акт –
Переход к нормативному регулированию за счет нормативных актов осуществлялся постепенно. Сначала они применялись только для регламентации сфер общественной жизни, которые касались государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения оставались под воздействием обычного права и судебной практики. После расширения действий нормативно-правовых актов, они стали распространяться и на другие сферы общественной жизни, становясь преобладающей формой правового регулирования.
Понятие и признаки нормативно-правовых актов
Нормативно-правовой акт – это официальный акт (документ) правотворчества, в котором содержатся нормы права.
Нормативные акты в основном создаются государственными органами, имеющие право принимать нормативные решения по тем или иным вопросам, которые переданы им для разрешения. Они должны выражать волю государства, которые в последствии перетекают в властность, официальность, обязательность. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступает уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия.
В число нормативно-правовых
Нормативно-правовые акты
Правотворчество – это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов.
Правотворчество бывает двух
форм: непосредственное и
Непосредственное
Государственное
Виды нормативно-правовых актов
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; содержанию; объему и характеру действия; субъектам, их издающим.
I.По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.
Акты вышестоящих
II.По содержанию они классифицируются на те, в которых заключены нормы только одной отрасли права (трудовое, семейное, уголовное право), и на те, которые касаются нескольких отраслей (хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство).
III.По объёму и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
• на акты общего действия – распространяются на всех лиц и на всю страну;
• акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
• акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийные бедствия).
IV. По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты делятся на: акты законодательной власти (законы), акты исполнительной власти (подзаконные нормативно-правовые акты), акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Закон является главным
Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Признаки закона как основного
источника права, как
- законы
принимаются высшими
- законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;
- законы
принимаются в особом
1) Законодательная инициатива, т.е. официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой. Законодательная инициатива - первая стадия законодательного процесса т.е. установленного, как правило, конституцией порядка принятия закона. Влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании. В соответствии с Конституцией. РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения ( глава 5 ст. 104);
2) Решение компетентного органа о необходимости издания закона, включение соответствующего предложения в план законопроектных работ, выработка официального законопроекта;
3) Внесение законопроекта в законодательный орган, принятие его к рассмотрению, обсуждение законопроекта, рассмотрение поправок, принятие в порядке первого, второго и т.д. чтения ("чтение закона" означает обсуждение и. поэтапное принятие его, "первое чтение" - принятие проекта в принципе, как основы будущего закона, "второе чтение" - принятие проекта как закона, "третье чтение", т.е. принятие после внесения дополнительных поправок, редакционной отработки);
4) Принятие законопроекта (обычно в результате "второго чтения" и "третьего чтения"); в соответствии с действующей Конституцией федеральные законы принимаются Государственной Думой, в то же время они нуждаются в одобрении верхней палатой - Советом Федерации (причем закон считается одобренным, если он после внесения в Совет Федерации - а это должно быть, сделано в течение пяти дней после принятия - не был - в течение четырнадцати дней рассмотрен им); процесс принятия закона завершается подписанием закона Президентом Российской Федерации (процедура внесения, рассмотрения, обсуждения и принятия проекта, подписания закона регламентируется Конституцией, особыми законоположениями и регламентом работы законодательного органа).
Особой стадией после принятия закона является, его официальное опубликование (обнародование, оглашение). При этом согласно Конституции, опубликование законов обязательно. Это значит, что неопубликованные законы не применяются. Более того, по Конституции, "любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" ( глава 1 ст. 15 п.3)
Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном законодательством о референдуме;
- законы
не полежат контролю или
- законы
представляют собой ядро